Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
СОГЛАСОВАНО
с Управляющим советом МБОУ «Лицей»
протокол №_____
от «____»__________20____г. УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Лицей»
№____
«___»_________20____г.
Положение
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
I. Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 20 сентября 2013г. № 1082, Уставом лицея.
1.2.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) — это совещательный, систематически действующий орган при администрации учреждения.
1.3Основная цель ПМПК — создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания, развития и коррекции обучающихся в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребёнка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
1.4.В состав ПМПК входят постоянные участники — заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник (в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса возможно приглашение других специалистов - врачей, представителей правоохранительных органов).
1.5.Общее руководство деятельностью ПМПК осуществляет директор учреждения.
II. Принципы деятельности ПМПК
2.1.Основополагающим в работе ПМПК являются принципы:
уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Coбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала в каждом ребенке;
максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач ПМПК и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
закрытости информации,предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ПМПК.
III. Задачи психолого-медико-педагогического консилиума
3.1.Осуществление психолого-педагогической диагностики для своевременного выявления и преодоления различного рода проблем у обучающихся.
3.2.Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка на основе взаимодействия ПМПК, педагогов, работающих с ребенком, и родителей. Разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения.
3.3.Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам лицея по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением.
3.4.Разработка рекомендаций учителям, родителям, для обеспечения индивидуального подхода в рамках социально-психолого - педагогического сопровождения.
3.5.Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, образовательной программы).
3.6.Подготовка рекомендаций выпускникам 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья для создания особых (специальных) условий для проведения государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования.
3.7.Оценка динамики развития обучающихся.
3.8.Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
3.9.Осуществление информационной поддержки педагогов и родителей.
3.10.Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его развития, уровень школьной успешности.
IV. Функции психолого-медико-педагогического консилиума 4.1.Диагностическая функция:
распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
4.2.Реабилитирующая функция:
защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;
выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;
семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.
4.3. Воспитательная функция:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
V. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
5.1.Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.
5.2.Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.3.Заседания ПМПК оформляются протоколом.
5.4.Организация заседаний проводится в два этапа:
подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
5.5ПМПК осуществляет обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по письменному заявлению родителей (законных представителей) .
5.6.Обследование ребёнка должно осуществляться с учётом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПК должны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.
5.7.ПМПК имеет право затребовать следующие документы:
паспорт родителя (удостоверение опекуна, законного представителя)
свидетельство о рождении ребёнка (копия)
медицинская карта ребёнка
подробная выписка из истории развития ребёнка, подписанная врачом детской поликлиники с заключением врачей-специалистов
письменные работы русскому языку, математики, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.
5.8.Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей; получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи.
VI. Обязанности участников ПМПК
Участники Обязанности
Руководитель (председатель) ПМПК — заместитель директора лицея — организует работу ПМПК;
— формирует состав участников для очередного заседания;
— формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
— координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;
— контролирует выполнение рекомендаций ПМПК
педагог-психолог — организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
— обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;
— формулирует выводы, гипотезы;
— вырабатывает предварительные рекомендации
социальный педагог — дает характеристику неблагополучным семьям;
— предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне
учителя — дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;
— формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
медицинский работник — информирует о состоянии здоровья учащегося;
— дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
— обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости)
VII. Документация и отчетность ПМПК
7.1.Протоколы заседаний ПМПК хранятся в делопроизводстве заместителя директора по УВР.
7.2.Результаты ПМПК доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).
7.3.Рекомендации ПМПК доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные совещания с педагогическим коллективом, заседания МО.
Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства, в акт вносятся изменения в установленном порядке.
Рассмотрено на педсовете «20» мая 2014 г. Протокол № 12