Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической консилиума (далее - ПМПк).
1.2. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка (Конвенция о правах ребёнка, Декларация ООН о правах инвалидов), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 №120-ФЗ, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 №181-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», приказом Минобразования России от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом ОУ и регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ОУ, настоящим Положением, договором между ОУ и родителями (законными представителями) учащегося/воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении, договором о взаимодействии школьного ПМПк и территориальной ПМПК.
1.3. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения (далее – ОУ), объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся/воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, является элементом системы создания адекватных условий обучения и социально-педагогической коррекции для детей с особенностями в развитии.
1.4. ПМПк создаётся приказом директора ОУ при наличии соответствующих специалистов.
1.5. Общее руководство ПМПк возлагается на директора ОУ.
2. Цели и задачи ПМПк2.1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья учащихся, воспитанников.
2.2. Задачи ПМПк:
2.2.1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2.2.2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
2.2.3. Выявление резервных возможностей развития.
2.2.4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном ОУ возможностей.
2.2.5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
2.3. Основные функции ПМПк:
2.3.1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе.
2.3.2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
2.3.3. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
2.3.4. Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Структура деятельности ПМПк3.1. ПМПк создается приказом директора ОУ при наличии соответствующих специалистов.
3.2. В состав ПМПК входят: заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), социальный педагог, медицинская сестра и др.3.3. Консилиум имеет основной и подвижный состав. При отсутствии в школе специалистов основного состава консилиума возможным является их привлечение на договорной основе.
В основной состав входят:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума) - отвечает за организацию и руководство заседаний консилиума, контролирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса.
Школьный врач информирует о состоянии здоровья воспитанника, по рекомендации консилиума направляет на консультации к врачам-специалистам.
Педагог-психолог - обеспечивает содержательную сторону работы, организует сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях и возможностях воспитанников, причинах нарушения в поведении и учении на подготовительном этапе, проводит собеседование с воспитанниками, педагогами и родителями. Строит совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития. Разрабатывает и осуществляет психологические, коррекционно-развивающие программы и мероприятия.
Социальный педагог - выявляет социальные проблемы проживания ребенка, предоставляет социально-педагогическое обследование ребенка и его семьи, обеспечивает защиту прав семьи и ребенка, активно участвует в собеседовании, дает рекомендации по устранению конфликтных ситуаций в семье, по вовлечению ребенка в активную деятельность, создает и реализует программы профилактики и коррекции поведения ребенка.
Планирует реабилитирующие мероприятия по защите интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
В подвижный состав консилиума входят специалисты и педагоги, не включеные в основной, но проводящие коррекционную работу и обучение тех детей, материалы динамического наблюдения которых анализируются на текущем заседании консилиума.
В подвижный состав входят:
Классный руководитель - информирует о микроклимате класса, дает характеристику воспитанника, формулирует его проблемы, активно участвует в собеседовании, выполняет рекомендации консилиума.
Референтное лицо – учитель (воспитатель), пользующийся авторитетом и доверием обсуждаемого воспитанника, помогает "разговорить" воспитанника, снять барьеры в общении, участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
3.4. Председателем ПМПК является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Он несет ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПк.
3.5. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
4. Организация деятельности ПМПк4.1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между школой и родителями (законными представителями) учащихся (воспитанников).
4.2. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
4.3. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в ОУ, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
4.4. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
4.7. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном ОУ) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
4.8. При отсутствии в ОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
5. Порядок подготовки и проведения ПМПк5.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые, проводятся под руководством председателя.
5.2. ПМПк работает по плану, установленному на один учебный год.
Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
определение путей психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционноразвивающего маршрута ребёнка;
динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребёнка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребёнка.
Задачами внепланового ПМПк являются:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
5.3. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
5.4. На период подготовки к ПМПк, последующей реализации рекомендаций ребенку и это повышения эффективности коррекционной работы назначается ведущий специалист: специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу.
Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с обсуждениями на ПМПк.
5.5. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации.
5.6. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционную и консультативную работу, являются для ПМПк равнозначными.
5.7. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с учащимся/воспитанником.
5.6. По материалам консилиума возможно оказание консультативной помощи родителям по проблемам обучения, воспитания и дальнейшей тактики в отношении детей с недостатками психофизического развития, со школьной дезадаптацией и трудностями обучении. 5.7. Коллегиальное заключение ПМПк (Приложение 8) содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
5.8. При необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
5.9. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
5.10. При направлении ребенка в территориальную ПМПК копия коллегиального заключения школьного ПМПк, копии заключений специалистов выдаются родителям (законным представителям) на руки и сопровождаются представителем ПМПк.
В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
6. Документация ПМПк6.1. В ПМПк ведется следующая документация:
годовой план-график плановых заседаний ПМПк (Приложение 4);
протоколы заседаний ПМПк (ведет секретарь школьного ПМПк);
список специалистов консилиума (Приложение 5);
приказ о создании консилиума, утверждении его состава и распределении функциональных обязанностей членов ПМПк в ОУ на текущий учебный год;
журнал записи детей на ПМПк (Приложение 1);
журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк (Приложение 2);
договор «О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося/воспитанника и с ПМПК» (Приложение 6);
договор «О взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения» (Приложение 7).
расписание коррекционных, диагностических, консультационных занятий;
индивидуальные коррекционно-развивающие программы (ведут все специалисты: логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог и т.д.;
карты (папки) развития учащегося/воспитанника с представлениями специалистов и заключениями ПМПк по результатам обследования и решением о форме и содержании коррекционного воздействия (Приложение 3);
6.2. Протоколы заседаний составляются согласно Письма Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях».
6.2.1. Протоколы заседаний ведутся в печатном виде.
6.2.3. Протоколы ПМПк оформляется не позднее, чем через 5 дня после его проведения и подписываются председателем и секретарем ПМПк.
6.2.4. Все протоколы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью директора и печатью школы-интерната.
6.2.5. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
Формы учета деятельности специалистов ПМПкПриложение 1.
Журнал записи детей на ПМПк№ Дата,
время Ф.И.О.
ребенка Дата рождения
(число, месяц, год) Пол Инициатор
обращения
Повод
обращения
График
консультирования
специалистами
Приложение 2.
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк№ Дата,
время Ф.И.О.
ребенка Дата рождения
(число, месяц, год) Пол Проблема Заключение
специалиста
или коллегиальное
заключение ПМПкРекомендации Специалист
или состав ПМПк
Приложение 3.
Карта (папка) развития учащегося (воспитанника)
Основные блоки:
1. «Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка;
социальная карта (в ней содержится краткая характеристика семьи учащегося);
2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы;
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
Приложение 4.
График плановых заседаний ПМПкСроки
проведения Мероприятия Ответственный Отметка о выполнении
Приложение 5.
Специалисты Количествоставок по штату Фактическое замещение(наличие реальных физических лиц) Необходимаяпотребность
штатнымиработниками работниками посовместительству
в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования
педагог-психолог
учитель-дефектолог
учитель-логопед
социальный педагог
врач (указать специальность)
мед. сестра
другие специалисты (указать, какие)
Итого:
Приложение 6.
Договор
О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК
между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении
Руководитель образовательного учреждения___________________________________________________________________________(указать фамилию, имя. отчество)
подпись_____________
М.П. Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника____________________________________________________________________________________________________________________________________(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)подпись______________М.П.
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
Приложение 7.
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ________________) и ПМПк образовательного учреждения _______________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:
— при возникновении трудностей диагностики;— в спорных и конфликтных случаях;— при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:
— о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;— о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;— об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. ПМПК обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Руководительобразовательного учреждения
____________________(подпись)
Председатель ПМПк____________________(подпись)
М.П. Заведующий ПМПК
____________________(подпись)
М.П.
Приложение 8.
Коллегиальное заключение ПМПкДата «___»_________20__ г.
Причины направления на ПМПк (положительная динамика, преодоление отклонений в развитии; трудности в обучении, не усваивает школьную программу; отклонения в поведении, отсутствие положительной динамики, решение вопроса об изменении вида обучения).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Заключение консилиума:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционно - развивающему обучению (перевести ребенка в класс, с обучением по основной образовательной программе; изменить ранее проводимую коррекционно - развивающую программу в случае ее неэффективности; составить индивидуальную программу по коррекции эмоционально - волевой сферы; направить на ПМПК для дальнейшего определения вида обучения ребенка). ________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Приложение (отметить наличие)
Педагогическое представление
Психологическое представление
Логопедическое представление
Председатель ПМПк:
_________________
(специальность) (фамилия)
Члены ПМПк:
_________________
(специальность) (фамилия)
_________________
(специальность) (фамилия)
_________________
(специальность) (фамилия)
_________________
(специальность) (фамилия)