Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
МБОУ «СОШ № 14»
протокол № 7
от « 31 » мая 2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ МБОУ «СОШ № 14»
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк)
Психолого–медико-педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно–воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.
В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-медико–педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.
Консилиумы планируются в начале года и проводятся в соответствии с планом по результатам диагностики, а также по запросу учителя (воспитателя), узких специалистов или родителей (законных представителей).
Представления данных специалистов на консилиум осуществляется по заранее согласованным формам в период подготовки к консилиуму.
По результатам обсуждения каждого случая применяется совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи каждому ребенку (или сбору дополнительной информации) и определяются исполнители по каждому шагу и сроки их осуществления.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ПМПк является основной функциональной единицей социально-психологической службы образовательного учреждения.
1.2. Функции ПМПК
Диагностическая:
выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
Реабилитирующая:
защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
Воспитательная:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
обеспечение преемственности педагогических воздействий.
1.4. Специалисты Консилиума выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальными запросами Консилиума. Постоянные специалисты Консилиума имеют право на 20% надбавку к заработной плате.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНСИЛИУМА
2.1. Целью Консилиума является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья.
2.2. В задачи Консилиума образовательного учреждения входит:
- своевременно выявлять, проводить раннюю диагностику и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации;
- выявлять уровень и особенности развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучать эмоционально-волевое и личностное развитие;
- выявлять резервные возможности ребенка, разрабатывать рекомендации учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения воспитания;
- перспективно планировать коррекционную работу, организовывать коррекционные занятия и оценивать эффективность индивидуальных программ;
- отслеживать динамику развития ребенка и вести документацию, отражающую актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень овладения образовательной программой;
- вести профилактику физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок обучающихся, воспитанников организовывать психологически комфортную образовательную среду;
- организовывать взаимодействие между специалистами участвующими в работе Консилиума, родителям (заменяющими их лицами) и педагогами. Проводить профилактическую работу с родителями и заменяющими их лицами. Оказывать педагогам и семье консультативную помощь в решении конфликтных вопросов;
- при возникновении трудности диагностики, конфликтных ситуаций и отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций Консилиума – направлять ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСИЛИУМА
3.1. Консилиум создается приказом директора школы в составе:
председатель консилиума – зам.директора по учебно-воспитательной работе;
заместитель председателя консилиума – педагог-психолог;
члены консилиума – психиатр, дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр, опытные педагоги, руководители МО, секретарь консилиума.
В консилиуме принимают участие классные руководители и учителя-предметники.
3.2. Прием детей, подростков осуществляется по инициативе специалистов, а также по инициативе родителей, на основании договора, заключенного между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании.
Присутствие на Консилиуме родителей или лиц заменяющих их, рассматривается в каждом случае индивидуально.
3.3. При обследовании на Консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- медицинское представление на ребенка;
- психологическое представление;
- педагогическое представление (характеристика);
- письменные и творческие работы,
- при необходимости анамнез ребенка.
3.4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом Консилиума индивидуально.
3.5. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении Консилиума, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости – профориентации трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в Карту развития ребенка.
3.6. В диагностически сложных и конфликтных случаях члены Консилиума обязаны направить ребенка на ПМПК для углубленной диагностики на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
3.7. Карта развития ребенка заполняется специалистами с описанием наблюдаемой динамики развития ребенка и перспективными планами коррекционной работы.
Данный документ хранится у председателя Консилиума и выдается только специалистам, работающим в Консилиуме.
В случае представления ребенка на ПМПК представление на ребенка со всеми приложениями передается сотрудникам ПМПК. После обследования на ПМПК эти документы не возвращаются.
3.8. В феврале – марте Консилиум на основании мониторинга развития ребенка принимает решение о его образовательном маршруте.
Любые изменения образовательного маршрута как в пределах одного образовательного учреждения, так и в случае изменения типа образовательного учреждения, могут быть осуществлены только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).
3.9. В Консилиуме ведется следующая документация:
- приказ о персональном составе ПМПк;
- журнал регистрации учащихся, обследованных на ПМПк, коллективных заключений и рекомендаций специалистов;
- карты развития ребенка с динамикой развития;
- представления (заключения) специалистов;
- журнал регистрации документов, сдающихся в архив (карты развития детей и заключения ПМПк).
3.10. Архив Консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членами Консилиума, о чем в журнале регистрации архива делается соответствующая запись.
3.11. Председатель и специалисты, участвующие в работе Консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ПМП КОНСИЛИУМА
4.1. Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2. Плановые Консилиумы проводятся не реже одного раза в квартал. Деятельность Консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- вырабатывать согласованные решения по созданию благоприятных условий обучения ребенка;
- определять индивидуальное коррекционно-педагогическое и лечебно-воспитательное воздействие на ребенка;
- оценивать динамику состояния ребенка и корректировать ранее намеченную программу;
- вырабатывать согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка.
4.3. Внеплановые Консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагога), ведущих с данным ребенком коррекционную работу. Повод для внепланового Консилиума – выявление новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития.
Задачи внепланового Консилиума:
- принимать экстренные меры по выявленным обстоятельствам;
- корректировать проводимые коррекционно-развивающие программы.
4.4. Подготовка к проведению Консилиума:
- обсуждение ребенка на Консилиуме планируется не менее чем за 10 дней до даты его проведения;
- специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения Консилиума представить секретарю представления (заключения) или характеристику динамического развития ребенка;
- секретарь готовит итоговое заключение по ребенку.
4.5. Порядок проведения Консилиума:
- Консилиум проводится под руководством председателя Консилиума, а в его отсутствии – заместителя председателя Консилиума;
- Председатель Консилиума имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначить временного председателя данного Консилиума из числа высококвалифицированных специалистов Консилиума;
- в спорных случаях проводится обследование ребенка на заседании Консилиума. Последовательность представлений специалистов определяется председателем Консилиума;
- заключение всех специалистов, проводящих коррекционную работу с ребенком или проконсультировавших его, является равнозначным для Консилиума;
- рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные Консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком;
- протокол Консилиума оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем Консилиума, его членами и является конфиденциальными.
15