Положение о проведении военно-спортивной игры Зарница

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №2 Маряскина О.В.


ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении школьных соревнований зимнего этапа военно-спортивной игры «Зарница»
в средних общеобразовательных учреждениях Самарской области
для учащихся 1-4 и 5-9 классов


1 Общие положения

Настоящее положение разработано в рамках реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р и устанавливает требования, порядок подготовки и условия проведения военно-спортивной игры «Зарница» (далее Игра). соревнования проводятся по инициативе Самарского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» при поддержке Фонда содействия патриотического воспитания «Патриоты Поволжья» и Министерства образования и науки Самарской области.

2 Цель и задачи Игры

Цель игры: Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.
Задачи игры:
совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;
закрепление у подрастающего поколения знаний по истории Отечества, истории Российской армии;
воспитание  у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
формирование у ребят устойчивой гражданской позиции и чувства сопричастности к истории своей страны;
воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических  качеств;
профилактика наркозависимости, табакокурения и других негативных привычек.

3 Принципы организации Игры

Военно-спортивная игра «Зарница» строится на следующих принципах: добровольности, доступности, открытости и безопасности.
В организованной подготовке и проведении игры необходимо обеспечить осознанное участие школьников Самарской области без ограничения их прав по полу, возрасту, месту жительства и месту учебы, с соблюдением правил безопасности.
Испытания должны быть организованы с учетом половозрастных особенностей участников. Величина соревновательной нагрузки должна соответствовать физическим возможностям участников. подготовка команд к участию в зимнем этапе серии военно-спортивных игр «Зарница» (формирование команд, экипирование, тренировки, разработка названия, логотипа, девиза, решение организационных вопросов по предоставлению военного и спортивного инвентаря для проведения игры «Зарница»);
4 Место и сроки проведения

Соревнования будут проходить в школьном спортзале, на территории школьного двора и стадиона.

5 Участники Игры

Для участия в военно-спортивной игре необходимо сформировать команду численностью 8 человек из учащихся 1-4 классов и 5-9 от каждого класс, которые не имеют противопоказаний к занятиям физкультурой . При этом в команде должно находиться не менее 3-х девочек.


6 Организаторы Игры


Подготовку игры «Зарница» на местах осуществляют:
– администрации школ;
- классные руководители;
– учителя ОБЖ;
– учителя физкультуры;
– медицинские работники;
- старшеклассники;
– родители и родственники – болельщики.

7 Порядок, сроки подачи заявок и требуемая документация

Заявка на участие в военно-спортивной игре, в которой указывается Ф.И.О. участников и их возраст, также в заявке указывается кто командир команды. Именная заявка должна быть подписана врачом образовательного учреждения.

8 Организация и время прохождения Игры

построение участников – 10 минут;
церемония открытия – 15 минут;
выдача маршрутных листов – 5 минут;
прохождение спортивных станций командами – 2 часа;
построение - подведение итогов - награждение - 20 минут.

9 Этапы (станции) Игры

1-й этап. «Построение» Игра начинается с общего построения участников у центрального входа школы, либо в спортивном зале.

2-й этап. «Открытие» Открытие военно-спортивной игры «Зарница» производится под звуки аккордов торжественной музыки. Директор школы открывает праздник.

3-й этап. «Выдача маршрутных листов»
Капитаны команд получают маршрутные листы-карточки, на которых указан индивидуальный порядок прохождения станций.

4-й этап. «Прохождение спортивных станций командами учащихся 1-4 классов»: (2)
Участники команды при прибытии на этап строятся в одну шеренгу. Инструкторы на станциях выбирают на свое усмотрение представителей команды для прохождения испытаний.
Станция. «Смотр строя и песни»
Содержание: Участники команды выстраиваются в шеренгу и приветствуют судей заранее подготовленными эмблемой, названием, девизом , затем маршируют и исполняют песню. Перестроение в 1-2 шеренги. Регламент выступления не более 3 мин.
Оценка: Задание оценивается по следующим критериям:
- внешний вид участников (он должен быть единым, опрятным, соответствовать официальному стилю одежды, приветствуется военная форма или ее элементы);
- наличие эмблемы на одежде у всех участников команды;
- наличие девиза;
- действия всей команды и правильность выполнения поставленной задачи.
По сумме набранных критериев выставляется средний балл.


Станция. «Метание гранаты»
Подготовка: необходимо обозначить на земле квадрат (ограничительной лентой, яркой веревкой и т.д.) размерами 1м*1м, выставить до него дистанцию 5 метров и подготовить 5 муляжей гранаты.
Атрибуты: муляж гранаты весом 300 гр.
Содержание: Участники команды по очереди бросают муляж гранаты в заданный ориентир.
Оценка: Учитывается меткость бросков всех участников команды.
8- попаданий – 5 баллов
7- попаданий – 4 балла
5-6 попаданий – 3 балла
3-4 попаданий – 2 балла
1-2 попаданий – 1 балл
0 попаданий – 0 баллов
Станция. «Полоса препятствий»
Подготовка: на территории школы необходимо специально оборудовать участок (спортивный зал или школьное поле) для прохождения испытания. Приложение №2 (схема станции «Полоса препятствий»)
Атрибуты: оградительная лента, шины, столбики, секундомер.
Содержание: Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время.
Оценка: Подсчет времени всех участников суммируется.

Станция «Армейские звания»
Атрибуты: погоны воинского звания.
Содержание: Два участника команды по очереди раскладывают погоны по возрастанию воинского звания,  называют  звание (от рядового до полковника) соответствующее каждому погону,  а так же определяют лишний погон (несуществующее воинское звание).
Оценка этапа:
- 5 баллов, если разложили правильно, назвали правильно, определили правильно.
-4 балла, если разложили правильно, назвали правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-3 балла, если разложили правильно, не смогли назвать  правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-2 балла, если не смогли разложить правильно, не смогли назвать  правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
Станция «Аптечка»
Подготовка: Необходимо разложить медикаменты и лишние предметы (по 10 предметов) на столе.
Атрибуты: Медикаменты, предметы не пригодные для первой помощи, секундомер.
Содержание: Проходит в виде эстафеты. На столах, расположенных в конце зала разложены 10 предметов аптечки и 10 лишних предметов. Каждый участник должен принести предметы аптечки.
Оценка: Учитывается правильность выполнения задания и затраченное время.
Станция. «Шифровальщик»
Подготовка: Необходимо выбрать несколько патриотических фраз и зашифровать их в числовой код (порядковый номер букв в алфавите). Пример - Приложение №3
Содержание: Команде раздается карточка с шифровкой и ключом (алфавитом). Необходимо расшифровать текст максимально быстро.
Оценка: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.
Станция. «Тематическая викторина (Вопросы на знание истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.)»
Подготовка: Классные руководители должны заранее ознакомить участников команды с материалом по истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг. и составить по выше указанным темам тест. Примеры вопросов представлены в Приложении №4.
Содержание: Команда участников выстраивается в шеренгу перед столом, на котором находятся 8 билетов с вопросами (1 билет – 1 вопрос). Билеты расположены так, чтобы участники не видели вопросов. Участники по очереди подходят и вытягивают любой билет, отвечают на вопрос без подготовки. Использованные билеты откладываются в сторону.
Оценка: Задание оценивается исходя из количества правильных ответов, которые дала команда. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.


4-й этап. «Прохождение спортивных станций командами учащихся 5-9 классов»: (2 часа)
Участники команды при прибытии на этап строятся в одну шеренгу. Инструкторы на станциях выбирают на свое усмотрение представителей команды для прохождения испытаний.
Станция. «Строевая подготовка». (Регламент выступления не более 3 мин.)
Подготовка: состав судейской коллегии по возможности должен состоять из числа военнослужащих или граждан, имеющих воинское офицерское звание, пребывающих в запасе или отставке.
Содержание: Участники команды выстраиваются в шеренгу и приветствуют судей заранее подготовленными эмблемой, названием, девизом и флагом. Затем командир дает команду, по команде батальон должен показать свои навыки и умения:
– строиться в одну шеренгу, в две, обратно;
– в одну колонну;
– повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота;
– движение строевым шагом с речевкой и песней.
Оценка: Задание оценивается по следующим критериям:
- внешний вид участников (он должен быть единым, опрятным, соответствовать официальному стилю одежды, приветствуется военная форма или ее элементы);
- наличие эмблемы на одежде у всех участников команды;
- наличие девиза;
- наличие знамени;
- действия всей команды и правильность выполнения поставленной задачи.
По сумме набранных критериев выставляется средний балл.
Станция. «Метание гранаты»
Подготовка: необходимо обозначить на земле квадрат (ограничительной лентой, яркой веревкой и т.д.) размерами 1м*1м, выставить до него дистанцию 5 метров и подготовить 5 муляжей гранаты.
Атрибуты: муляж гранаты весом 500 гр.
Содержание: Участники команды по очереди бросают муляж гранаты в заданный ориентир.
Оценка:
8- попаданий – 5 баллов
7- попаданий – 4 балла
6- попаданий – 3 балла
3-5 попаданий – 2 балла
1-2 попаданий – 1 балл
0 попаданий – 0 баллов
Станция. «Полоса препятствий»
Подготовка: на территории школы необходимо специально оборудовать участок (спортивный зал или школьное поле) для прохождения испытания. Приложение №2 (схема станции «Полоса препятствий).
Атрибуты: оградительная лента, шины, столбики, секундомер.
Содержание: Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время.
Оценка: Подсчет времени всех участников суммируется.
Станция. «Основы безопасности жизнедеятельности».
Атрибуты: 5 противогазов, секундомер.
Содержание: В состязании участвует 5 человек. Исходное положение строевая стойка, противогаз на штатном месте. По команде «Газы!» Участники одевают противогаз и выдвигаются вперед на 5 м. Ошибки при выполнении команды: при надевании противогаза не закрыты глаза и не задержано дыхание или после надевания не сделан полный выдох; шлем - маска надета с перекосом; допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем - маску; противогаз снят не с затылка, а с подбородка; после снятия противогаза не сделан активный выдох и вдох воздуха. Штраф 2 секунды за каждое нарушение.
Оценка: Оценивается время и правильность выполнения норматива по одеванию противогаза. Командный результат определяется по наименьшей сумме времени всех участников команды.

Станция. «Оказание первой медицинской помощи»
Подготовка: Классные руководители должны заранее ознакомить участников команды с материалом по оказанию первой медицинской помощи Необходимо разложить медикаменты на столе, подготовить вопросы по оказанию первой помощи пострадавшему. Проверка теоретических знаний по приёмам первой медицинской помощи может проводиться по темам: оказание первого медицинской помощи при обморожении; оказание первой медицинской помощи при ожогах, солнечном и тепловом ударе; оказание первой медицинской помощи при утоплении; оказание первой медицинской помощи при переломах конечностей; оказание первой медицинской помощи при отравлении. Практические действия по оказанию первой медицинской помощи могут включать в себя сердечно-легочную реанимацию или наложение шин на «перелом» и перенос пострадавшего на носилках.
Атрибуты: Медикаменты, карточка с теоретическими и практическими заданиями, секундомер.
Содержание: Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический и практический). Сначала участники команды отвечают на теоретические вопросы, а затем начинают оказывать мероприятия первой необходимой помощи.
Оценка: Учитывается правильность выполнения задания и затраченное время.
Станция. «Меткий стрелок»
Подготовка: необходимо выставить дистанцию 7-8 метров от оружия до мишени.
Атрибуты: пневматическое оружие, мишень.
Содержание: Три участника команды (не менее одной девочки) по очереди стреляют из лазерного или пневматического оружия в мишень. Инструктор станции учитывает командный результат и меткость выстрелов каждого участника.
Оценка этапа (личный зачет):
- 5 баллов если 5 попаданий;
- 4 балла если 4 попадания;
- 3 балла если 3 попадания;
- 2 балла если 2 попадания;
- 1 балл если 1 попадание;
- 0 баллов если 0 попаданий.
Оценка этапа (командный зачет): Сумма балов личного зачета делится на количество участников.
Станция «Армейские звания»
Атрибуты: погоны воинского и корабельного звания.
Содержание: Четырем участникам команды необходимо разложить погоны по возрастанию воинского и корабельного звания,  назвать  звание соответствующее каждому погону,  а так же определить лишний погон (несуществующее воинское звание).
Пример: Два представителя команды по очереди раскладывают и называют погоны, соответствующие войсковым воинским званиям (от рядового до полковника), другие два представителя команды по очереди раскладывают и называют погоны, соответствующие корабельным званиям (от матроса до капитана 1-го ранга).
Оценка этапа:
- 5 баллов если разложили правильно, назвали правильно, определили правильно.
-4 балла если разложили правильно, назвали правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-3 балла если разложили правильно, не смогли назвать  правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-2 балла если не смогли разложить правильно, не смогли назвать  правильно, не смогли определить правильно лишний погон.










Станция «Шифровальщик»
Подготовка: Необходимо выбрать несколько патриотических фраз и зашифровать их в числовой код (порядковый номер букв в алфавите). Пример - Приложение №3
Содержание: Команде раздается карточка с шифровкой и ключом (алфавитом). Необходимо расшифровать текст максимально быстро.
Оценка: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.
Станция. «Тематическая викторина (Вопросы на знание истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.)»
Подготовка: Классные руководители должны заранее ознакомить участников команды с материалом по истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг. и составить по выше указанным темам тест. Примеры вопросов представлены в Приложении №4
Содержание: Команда участников выстраивается в шеренгу перед столом, на котором находятся 10 билетов с вопросами (1 билет – 1 вопрос). Билеты расположены так, чтобы участники не видели вопросов. Участники по очереди подходят и вытягивают любой билет, отвечают на вопрос без подготовки. Использованные билеты откладываются в сторону.
Оценка: Задание оценивается исходя из количества правильных ответов, которые дала команда. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

5 этап. «Награждение»
Под звуки торжественной музыки происходит построение команд. Директор школы объявляет результаты Игры и награждает победителей. Команды, занявшие I-III места, можно наградить кубками, дипломами и памятными подарками. Участников Игры, победивших в отдельных номинациях, можно наградить специальными призами.

Приложение №1
Протокол результатов II этапа соревнований по военно-спортивной игре «Зарница»

Дата проведения _________________________
Место проведения _________________________________________________________
Команды 1-4 классов

Название команды

Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Сумма очков
Место













Подпись директора школы _______________________
Место печати




Протокол результатов II этапа соревнований по военно-спортивной игре «Зарница»

Дата проведения _________________________
Место проведения _________________________________________________________
Команды 5-9 классов

Название команды

Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Станция
_______
(очки команды в соответствии с ее результатом)
Сумма очков
Место













Подпись директора школы _______________________
Место печати


















Приложение №2
Схема станции «Полоса препятствий»


Описание:
1. Из исходного положения – лицом к дистанции ПП, по сигналу ускорение по прямой – 10 м. 2. Челночный бег вокруг кругов 1 и 2. 3. Прыжки на двух ногах через невысокие препятствия. 4. Бросок на меткость по трем мишеням. 5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в яму с песком (снегом). 6. Бег от стойки до стойки – «змейка». 7. Перемещение ползком под барьерами. 8. Прыжки «по кочкам» с одной ноги на другую. «Кочки» - обручи расположены в шахматном порядке на расстоянии 100–120 см. 9. Ускорение по прямой 10–15 м – финиширование.





Приложение №3
Примеры заданий для станции «Шифровальщик»

Для 1-4 классов
33 13,32,2,13,32 20,6,2,33 18,16,19,19,10,33 !
(Я люблю тебя Россия!)

Для 5-9 классов
15,6 19,17,18,1,26,10,3,1,11 25,20,16 20,3,16,33 18,16,5,10,15,1 14,16,8,6,20 19,5,6,13,1,20,30 5,13,33 20,6,2,33, - 19,17,18,16,19,10, 25,20,16 20,29 14,16,8,6,26,30 19,5,6,13,1,20,30 5,13,33 19,3,16,6,11 18,16,5,10,15,29
(Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины)

Алфавит русский.

А а
Б б
В в
Г г
Д д
Е е
Ё ё

Ж ж
З з
И и
Й й
К к
Л л
М м

Н н
О о
П п
Р р
С с
Т т
У у

Ф ф
Х х
Ц ц
Ч ч
Ш ш
Щ щ
Ъ ъ

Ы ы
Ь ь
Э э
Ю ю
Я я
-
-










Приложение №4
Вопросы по тематической викторине для 1-4 классов
1. Где проходил Военный парад 7 ноября 1941 года?
* (Москва, Куйбышев, Воронеж)
2. В каком городе 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад?
* (Куйбышев)
3. Сколько длился парад 7 ноября 1941 года в Москве, в городе Куйбышеве?
*(В Москве 25 минут, в Куйбышеве около Зх часов).
4. Что стало украшением парада 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве?
*(Украшением парада в Куйбышеве стала его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу).
5. Кто командовал парадом 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?
* (Командовал парадом генерал Максим Алексеевич Пуркаев).
6. Кто командовал парадом Памяти прошедшим в городе Самара в 2011 году? *(Командовал парадом герой России полковник Игорь Валентинович Станкевич).
7. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2011 году? *(70-летию парада 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве).
8. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2012 году?
* (Подвигу тружеников тыла).
9. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2013 году?
*(70-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ).
10. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2014 году?
* (Дружбе народов).

Вопросы по тематической викторине для 5-9 классов
1. Где проходил Военный парад 7 ноября 1941 года?
* (Москва, Куйбышев, Воронеж).
2. В каком городе 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад?
* (Куйбышев).
3. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Москве?
* (Командовал парадом генерал Павел Артемьевич Артемьев , принимал парад маршал Семен Михайлович Буденный).
4. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?
* (Командовал парадом генерал Максим Алексеевич Пуркаев, принимал парад маршал Климент Ефремович Ворошилов).
5. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Воронеже?
* (Командовал парадом генерал-лейтенант Федор Яковлевич Костенко, а принимал парад маршал Семен Константинович Тимошенко).
6. Что продемонстрировал всему миру парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?
* (Парад 7 ноября 1941 в Куйбышеве продемонстрировал всему миру мощь Советской армии и готовность оборонять рубежи своей страны. Ни Япония, ни Турция, послы которых присутствовали на параде, не вступили в войну против СССР).
7. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2011 году?
*(70-летию парада 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве).
8. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2012 году?
* (Подвигу тружеников тыла).
9. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2013 году?
*(70-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ).
10. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2014 году?
* (Дружбе народов).


Рисунок 1Описание: Рис. 1. Целевая легкоатлетическая полоса препятствий для учащихся 10–11-х классов15