Конспект теоретического занятия «Беседа о искусстве» по изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста. « Портрет»


Развернутый план-конспект теоретического занятия «Беседа о искусстве» по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
« Портрет»
Аннотация.
Данное занятие направлено на формирование понятия художественного жанра- портрет. Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста - обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности. Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления - это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов. Занятие сконструировано с учётом возрастных особенностей. Музыкальное сопровождение и яркая презентация создают эмоциональный настрой и поддерживают интерес обучающихся.
Тема: « Знакомство с портретной живописью»
Ведущий вид деятельности: коммуникативная,
Интеграция образовательных областей: «Семья», «Познание»
Цель перспективная: создать условия для знакомства учащихся с портретом как одним из жанров в изобразительном искусстве и способствовать формированию умения находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека..
Цель актуальная:
 -Развивать художественно- графические навыки и умения, творческое воображение;
-Воспитывать этетический вкус.
Задачи:
Цели урока:
 образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;
воспитательные: формировать  эстетическое отношение к действительности;  укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.
Оборудование к занятию: ИКТ (презентация)
Материалы и средства:
Зрительный ряд: Произведения русских художников: сюжетно-бытовой жанр, портретный жанр.
Литературный ряд: стихотворение Заболоцкого .Музыкальный ряд: композиция «Минуэт» Боккерини.
Игровая ситуация: дидактическая игра «Определи жанр изобразительного искусства»
Словарная работа: пейзаж, портрет, натюрморт,
Предварительная работа с воспитанниками: Рассматривание картин художников.
Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».
Взаимодействие с родителями: просмотр презентации «Картинная галерея в Москве» совместно с детьми..Организация образовательного пространства: фотовыставка « Моя семья», папка-передвижка «Наши сочинения»
Предполагаемый результат:
предметные
сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.
личностные
сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.
коммуникативные
сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
сформировать умение принимать участие в диалоге,
сформировать умение принимать участие в работах группами,
сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные
сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.
регулятивные
сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Методическое обоснование занятия: учебный диалог
педагогические приемы: «дополните рисунок».
Технологическая карта занятия
(расположить по горизонтали листа)
Этапы время Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. Организационный момент.
1мин Отложите все на край парты. Итак, занятие по изобразительному искусству. Слушать, выполнять задание.
2.мотивационный этап 2 мин
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворением Николая Заболоцкого, содержание которого и определит тему нашего урока.
(эмоциональный настрой)
Виртуальная экскурсия в картинную галерею
(наглядный материал, картины скаченные из интернета) активно слушать,

любуются
Как вы считаете, трудно ли быть художником?
проявляет уважение к детским высказываниям
Анализируем портрет мальчика.
— Давайте попробуем определить характер мальчика на портрете художника
— Кто изображен на портрете? (мальчик).
— Расскажите, какой он? Что мы о нем знаем? (Умный, серьезный, задумчивый, аккуратный).
— Как вы думаете, это воспитанный мальчик? Может ли он кого-то обидеть? Почему?
— Как Вы думаете, какой у него характер? Почему?
— Кто может показать походку этого мальчика?
— Хотелось бы вам с ним познакомиться? отвечать на вопросы, строить сложные предложения, аргументировать.
работают все вместе
выражают собственные мысли
выражают собственные суждения
Динамическая пауза 3мин Физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
)
выполнять действия
Подготовительный этап 5 мин. использует наглядные, информационные средства Внимательно рассмотрите и опишите словами портрет девочки.
Какая это девочка (нарядная, богатая, красивая).
— Опишите ее наряд? Чей наряд тебе напоминает ее платье? (Пышное, широкое платье серо-голубого цвета, украшено бантами: наряд принцессы).
предоставляет возможность задавать вопросы;
— Можно в таком платье нашим девочкам ходить по улице? Почему? (Нет, мы так не одеваемся, так одевались девочки, которые жили очень давно в богатых семьях и в таких платьях они выглядели, как взрослые).
— Где можно появиться в таком платье? Можно в таком платье ездить на бал? (Да, можно).
— А что делают на балах? (Танцуют).
использует наглядные, информационные средства
Смотреть, анализировать, отвечать на вопросы воспитателя, воспринимать информацию.
Выстраивают логическую цепочку
выражают собственные мысли
Смотреть, анализировать, отвечать на вопросы воспитателя, воспринимать информацию
Сообщение новых знаний
. 5 мин Воспитатель предлагает детям послушать музыку Л. Боккерини “Менуэт”.
Предлагаю мальчикам пригласить девочек на танец и очень уважительно и красиво станцевать менуэт.
вводит элемент новизны
Анализируем портрет мальчика
Ребята, скажите можно у животного определить характер?
стимулирует любознательность, интерес
Анализируем образ петушка в потешке.
предоставляет возможность детям обсудить Слушать. Наблюдать за выполнением работы воспитателя и анализируют.
танцуют
демонстрируют физическую активность
отвечают на вопрос, высказывая своё мнение
обсуждают
Подведение итогов урока.
Да, ребята, художник как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человек как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет все равно, что прочесть целую книгу. Вот такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется портретом,
обобщают
подводят итоги занятия.
Планируют дальнейшее занятие по теме «Портрет»
Сценарий занятия
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворением Николая Заболоцкого, содержание которого и определит тему нашего урока.
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза - как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза - как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.
Вопрос: О каком жанре изобразительного искусства говорит поэт?
В ( одобряет, поправляет, помогает)
Воспитатель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас на выставку. Посмотрите как здесь красиво! А сколько много картин! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают картины). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Известно высказывание немецкого художника-графика М.К. Эшера «Рисовать – значит обманывать».  Действительно, ведь любая картина – это художественный обман, потому, что представляет собой набор цветовых пятен и линий, расположенных на плоскости листа или холста. От художника требуется немалое мастерство, чтобы убедить зрителя в наличии объема и перспективы для создания реалистичного изображения
выполнять действия
Как вы считаете, трудно ли быть художником? (Трудно).
Художник должен не только уметь рисовать, а еще быть очень наблюдательным и внимательным человеком, Если художник хочет написать портрет, то ему будет легче работать с моделью, о которой он знает. Важно почувствовать характер модели. А что такое характер? Это то, какой человек в жизни: добрый, заботливый, ласковый, отзывчивый, веселий или застенчивый, грустный или грубый, резкий, решительный, злой, капризный. Что может рассказать о характере человека?
— Прическа, походка, руки, поведение, одежда, окружающие его предметы, а самой основное это лицо, выражение глаз.— Что помогает художнику, через лицо, глаза определить характер (Цвет, он замечательный помощник художнику. Он передает блеск и яркость глаз, румянец и бледность. Он говорит о настроении, о чувствах и характере).— Давайте попробуем определить характер мальчика на портрете художника
— Кто изображен на портрете? (мальчик).
— Расскажите, какой он? Что мы о нем знаем? (Умный, серьезный, задумчивый, аккуратный).
— Как вы думаете, это воспитанный мальчик? Может ли он кого-то обидеть? Почему?
— Как Вы думаете, какой у него характер? Почему?
— Кто может показать походку этого мальчика?
— Хотелось бы вам с ним познакомиться?
— Какую музыку мог бы слушать этот мальчик? (быструю, радостную, или спокойную, задумчивую)? Почему?
— Какую книгу может читать: смешную, веселую или серьезную? Почему?
— Что может написать такой серьезный мальчик (Письмо, сочинит стихотворение, рассказ, выполнять заданный урок и. т.д.).
Физминутка:
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Внимательно рассмотрите и опишите словами портрет девочки.
Какая это девочка (нарядная, богатая, красивая).
— Опишите ее наряд? Чей наряд тебе напоминает ее платье? (Пышное, широкое платье серо-голубого цвета, украшено бантами: наряд принцессы).
— Можно в таком платье нашим девочкам ходить по улице? Почему? (Нет, мы так не одеваемся, так одевались девочки, которые жили очень давно в богатых семьях и в таких платьях они выглядели, как взрослые).
— Где можно появиться в таком платье? Можно в таком платье ездить на бал? (Да, можно).
— А что делают на балах? (Танцуют).
Воспитатель предлагает детям послушать музыку Л. Боккерини “Менуэт”. (Менуэт — старинный танец, который звучит на балу). Определить ее характер, уточнить, подойдет ли эта музыка для танца девочки, представить себе, что на девочках красивые бальные платья, представить какие движения можно выполнить под музыку менуэта в таком пышном платье (медленный важный шаг, выставлением ноги на носок, медленное кружение).
— Можно ли станцевать этот танец парами? (Да).
— Может ли мальчик с портрета танцевать на балу с этой девочкой? (Может).
— Подходит внешний вид и характер для исполнения музыкального серьезного танца? Почему?
— Как мальчик будет танцевать е девочкой: смотреть на нее, вести за руку, уважительно поддерживать, или не обращать внимания» делать свои движения?
Предлагаю мальчикам пригласить девочек на танец и очень уважительно и красиво станцевать менуэт.
— Представьте что находитесь в те далекие времена на балу,
 Ребята, скажите можно у животного определить характер? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте послушаем потешку про петуха и определим характер у него: «Вот дружок петушок по двору шагает.
На заре во дворе утро возвещает, песню распевает — ку-ка-ре-ку!” (читаю громко, выразительно, передавая петушиный характер).
Воспитатель: Какой характер у этого петушка? (твердый, смелый, задиристый и важный). Как этот петушок ходит? Покажите движениями.
Воспитатель: Я прочту еще раз эту потешку, определите этого петушка характер по моей интонации (Читаю робко, боязливо, очень осторожно).
— Какой характер у этого петушка? Почему может стать таким пугливым петушок?
— А люди могут иметь такой характер: одни задиристые, важные, другие робкие, пугливые ? /Да/
Воспитатель: Художник может изобразить человека в водный рост или до пояса, а может написать одну голову. Но лицо всегда будет самым главным в портрете»
Да, ребята, художник как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человек как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет все равно, что прочесть целую книгу. Вот такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется портретом,
Список используемой литературы:
«Изобразительная деятельность в детском саду» Сакулина Н.С., Комарова Т.С., М.: 1982г
 Казакова Т.Г., «Развивайте у дошкольников творчество» М.:1985г
Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет. – М.: Мозаика - Синтез, 2012