Литературно-музыкальная композиция Жизнь моя, иль ты приснилась мне… (по творчеству Сергея Есенина)
Сценарий литературно-музыкальной композиции,
посвящённой поэту Сергею Есенину
«Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Василий Шукшин
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой поэту Сергею Есенину“Жизнь моя, иль ты приснилась мне …”
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.
Оформление: Березы, листопад, экран, электронная презентация, портреты Сергея Есенина, книжная экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”; записи песен, гитара.
Вступление
1. Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)
Ведущий:
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается
Ведущий :Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
Детство
Ведущий 1. Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.
Чтец: О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
Чтец
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В Москве
Ведущий 2. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Сценка 2. Александр Блок
Ведущий 1. Судьба Есенина как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда он в Петрограде встретился с Александром Блоком
(Звучит песня “Под окошком месяц...”)
Ведущий 2. Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.
Война. Царская Семья
Ведущий 2. Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
Ведущий 1. В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди.
Эпизод из фильма 1. (война, Есенин – санитар в госпитале)
Ведущий 1. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале, читает свои стихи перед императрицей и ее дочерьми-принцессами
Эпизод из фильма 2.( Есенин читает стихи царевнам)
Ведущий 2. На этом обеде Есенин читал не только «Русь», но и специально написанное стихотворное приветствие молодым царевнам. Сегодня нам, знающим о екатеринбургской трагедии, это стихотворение кажется предчувствием поэта, угадывающего будущий страшный жребий царевен.
Чтец:
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
Петербург
Ведущий 1. А ведь не так давно, здесь же, в Царском селе, в начале 1916 года Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались сложно.
Ведущий 2. Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».
(Эпизод из фильма 3. (Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского)
Ведущий 1. Со своей стороны, и С. Есенин понимал значение и силу таланта В. Маяковского.
Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов. В мае 1922 г., во время пребывания в Риге, в беседе с сотрудниками рижской газеты «День» он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин»
Ведущий 2. После смерти поэта Маяковский высоко оценил талант Есенина как русского поэта. В 1926 г. Он написал стихотворение, посвященное Сергею Есенину.
Есенин и бог
Ведущий 1. Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь.
Эпизод из фильма 4. («лужа» под песню «Хулиган»)
Родина. Семья
Ведущий 1.В тяжелые минуты его сердце неизменно обращалась к тем кого он любил всегда нежно и сильно - к матери, сестрам. Всегда, при первой возможности Есенин приезжал к ним. В Константиново.
Эпизод из фильма 5. (Есенин на родине) На фоне фильма – чтение стихотворения
Чтец. Сестре Шуре
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
Есенин и русская песня
Ведущий 1. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Ведущий 2. Больше всего Есенин любил русские песни. Он готов был их слушать целые вечера. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему.
Ведущий 1. Храмом для Есенина была непостижимая русская природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительные сочетания светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования:
(Звучит медленная музыка – гитара: «Отговорила роща золотая»)Чтец 2:
Милые берёзовые рощи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил. И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил
(Звучит песня «Отговорила роща золотая…»: солисты, гитара)
Ведущий 1. Представляют Есенина очень ранимым, его хочется защищать и жалеть. Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и говорит: "Кого жалеть, ведь каждый в мире странник", казалось бы, заявляет: "Не жалею, не зову, не плачу", – но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому. Он сам – часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека – животных, как никто до него не понимал. Лошадь у Толстого, собака у Чехова, слон у Куприна – литературные образы, у Есенина собаки, коровы, лошади – часть его судьбы.
Чтец: Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Последние годы
Ведущий 1. В середине апреля 1920 года Есенин навестил родных в Константинове. Он прожил там 2 недели, оставив в душе и сердце поэта тяжелейшие воспоминания. Страшно было смотреть на эту новую, послереволюционную жизнь, на убиение российской деревни, происшедшее в годы военного коммунизма.
Ведущий 2. А ведь Есенин молодо и искренне поверил, что революция принесет крестьянам свободу и счастливую жизнь. Гибель породившего и вскормившего его мира неизбежно навевала мысль о неизбежности собственной гибели
Чтец:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
4. (Звучит песня «Я усталым таким еще не был…»)
Ведущий 2. Есенинская поэзия — одно из самых высоких в русской литературе проявлений духовности. «Я сердцем никогда не лгу», — говорил о себе поэт.
Чтец 5: Рассвет, окрасив небо в цвет зари, Позвал в страну берёзового ситца, Где озеро, где стонут глухари, Где месяц отражается в кринице. Опавший клён не хочет жить, как все, Всё грезит он о юности игривой, Там жеребёнок в луговой росе. Летит по ветру, разметавши гриву. Изведав власть есенинской строки, В какой-то миг увидишь мир иначе. И вдруг сожмётся сердце от тоски, Когда в дубраве иволга заплачет
Выходят все участники: начинает звучать музыка
Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно.
(Видеоряд: портрет Есенина со свечой, фотографии)
Эпизод из фильма 6 (Есенин, яблоко, остановленный кадр – лицо Есенина-Безрукова, медленно сменяется портретом Есенина)
5. (Звучит песня “ Мы теперь уходим понемногу…” в исполнении Анатолия Тукиша, все участники подпевают припев)
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать. может быть, и скоро мне в дорогу бренные пожитки собирать.
Припев:
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Участники уходят со сцены