Любовная лирика Есенина

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»





План-конспект урока литературы
на тему: «Любовная лирика Есенина»

Студентки-практикантки филологического факультета, 5 курса, 932 группы,
Гимаевой Айгуль Мирзануровны
Проведенного в 11 классе Тойгильдинской СОШ
21.12.2013














Набережные Челны 2013 год

Тема урока: «Любовная лирика Есенина»

Цели урока:
Образовательные:
показать динамику развития любовной лирики Есенина,
на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления личности поэта;
формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать свои чувства и быть самокритичным;
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;
развивать навык связной речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к поэзии;
воспитывать чувство гуманизма и сострадания;
воспитывать чувство уважения к поэту.
Используемая литература:

I. Учебная:
1.Литература: 11 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004 г.

II. Методическая:
1.Курдюмова Т. Ф. Методические рекомендации для учителя: Литература, 11 класс. М.: Дрофа, 2002 г.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оборудование: сборник стихотворений С.Есенина, портрет С.Есенина, видеопроектор, презентация.

Ход урока:
I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.
III. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
IV. Выступление учащихся.

V. Чтение и комментирование стихотворений.

VI. Анализ поэмы «Письмо к женщине».

VII. Заключение.

VIII. Звучат романсы, песни и записи песен в исполнении Н. Кадышевой.

IX. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент: Слайд
- Здравствуйте, ребята. Записывайте число, тему нашего урока «Любовная лирика С.Есенина».
II. Слово учителя:
Слайд На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества. Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирики Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
III. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Слайд Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь».
К родине: «Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою!».
К природе: « Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком»,
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари» ( стр. 24, читать всё стихотворение) Слайд
IV. Выступление учащихся.
Слайд Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. ( Женя говорит эти слова наизусть). «Зеленая прическа» (читают наизусть два человека: Алия и Роберт, стр. 59-60)
V. Чтение и комментирование стихотворений.
Слайд Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали-
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает наизусть ученик, стр. 86-87).
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Дорогая сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под коротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Слайд Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. (Данилова Галя)
Слайд «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (инсценируют Вилена и Захар, стр. 111-112).
Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование «Глупое сердце» (читает наизусть Катя, стр. 88-89. Избранное.)
VI. Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты у учащихся на столах.
Читаем поэму.
Слайд Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)
Сколько частей в поэме?
(Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).
Как называется этот прием?
( Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).
Каковы особенности стихотворного размера поэмы?
( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге - ямб). А «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова.
Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?
Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
От какого лица идет повествование?
( От первого.)
Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили».
Чего искал герой?
( Понимания, любви). Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд».
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне,
Живите так,
Как вас ведет звезда
Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душей» - это важное следствие взгляда на современные события.
VII. Заключение.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава». «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
VIII. Звучат романсы и записи песен в исполнении Н. Кадышевой.
IX. Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина», индивидуальное задание: доклад «Прототипы лирики Есенина».










15