Музыкально-поэтический вечер посвященный математике
Тема: «Воспитание культуры умственного труда через эстетическое восприятие математики»
Музыкально-поэтический вечер
«Музыка» - пока гости собираются
Стихотворение «Наш юный друг!»
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сражённый за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт –
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он, брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть!
Но будешь ты рабочим, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить!
Ведущий1: Математика- царица всех наук. Её возлюбленный-истина, её наряд-простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный попутчик не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей.
Песня «Самый, самый предмет заводной»
Я теперь решаю во сне, алгоритмы подбираю.Мыслей хоровод в голове – я их в кучу собираю.Видимо, это судьба – интегралом забавляться,Напрягаться над «2*2».Самый, самый, самый предмет заводной, самый мудрый, самый родной!Самый, самый, самый плодотворный урок! Я его с годами осилить смог!Стая цифр кружит над столом, синусоида, прямая,Функция и снова – облом, ничего не понимаю!Видимо, надо спросить? Нет наставника дороже.Здорово учителем быть – он все знает, он все может!
Ведущий2: Нам известно, что знания не могут быть ограничены областью одной науки. И точные науки соприкасаются не только с подобными, но и с гуманитарными. Как, к примеру, математика и литература.Ведущий1: Ярким примером является Софья Васильевна Ковалевская, которая прославилась достижениями, как в математике, так и в творчестве. Чтобы получить возможность заниматься наукой, Софье Ковалевской пришлось заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь согласие отца или мужа. Так как отец Софьи был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского. Хотя в итоге их брак стал фактическим, и у них родилась дочь.
Ведущий2: Женщина, пожертвовавшая многим ради науки, обладала незаурядным литературным талантом. Вот лишь несколько её произведений: драма «Борьба за счастье», романы «Нигилистка», «Сестры Раевские». Особое место в творчестве Ковалевской занимали стихи. Она писала их с детских лет и до конца жизни, хотя никогда не публиковала.
Стихотворение «Если ты в жизни…»
Если ты в жизни хоть на мгновение Истину в сердце своем ощутил, Если луч правды сквозь мрак сомненья Ярким сиянием твой путь одарил: Чтобы в решенье своем неизменном Рок не назначил тебе впереди – Память об этом мгновенье священном Вечно храни, как святого, в груди. Тучи сбегутся громадой нестройной. Небо покроется черною мглой, С ясной решимостью, с верой спокойной Бурю ты встреть и померься с грозой.К высотам познания! За кручей обрыв! Дороги орла незнакомы. Пройдет Человек лишь, но прежде открыв Природы и Чисел законы. Искателей истин судьба нелегка, Но тень их достанет в веках облака.
Ведущий1: Следующим примером возьмем Николая Лобачевского, который был не только гениальным математиком, но и поэтом. Николай Иванович Лобачевский - русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Он в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.Никто не ожидал, когда Николай Иванович в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”.
Стихотворение «Разлив Волги при Казани»
Царица рек в торжественном теченьеК далеким Каспия обширного водам,Ты уклоняешься к Казани на свиданьеС ней древней матерью Татарским городам!..
Ужели и твоих изсякнет волн стремленье -И Волга зарастет болотною травой?И где суда твои крылатые скользили,Увязнет странника усталая нога?Куда они с собой веселье привозили -Осиротелые умолкнут берега!..Нет!..бытие твое до вечности продлитсяКак память ясная великих дел.Великое в веках безсмертием хранитсяИ не ему ничтожество - удел.
Ведущий2: Мы знаем, что математика сложный предмет, поэтому, изучая его, не стоит пренебрегать основной и дополнительной информацией, помощью учителей и одноклассников.
Сценка «Эльва-математик»
1-й: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,Потому что нет удачи на проклятые задачи,Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.2-й: Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.Он сложил часы и кошек. Перемножил на людей1-й: Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!Ну, зачем читать условье? Раз – прибавил, два – решил.В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!3-й: Только дед моложе внука оказался на пять лет.2-й: И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышов.3-й: И один индийский мальчик съел 125 слонов.2-й: Стал до Марса путь недлинный – 200 метров от Земли...3-й: Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.2-й: Эльва — математик бойкий! Множит, делит пополам.2-й и 3-й (хором): Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?
Ведущий1: История математики прошла очень сложный путь. Вот некоторые казусы, встречавшиеся по дороге:1. Религиозные евреи стараются избегать христианской символики и вообще знаков, похожих на крест. Например, ученики некоторых израильских школ вместо знака «плюс» пишут знак, повторяющий перевёрнутую букву «т».
Ведущий2:2.Используемая нами десятичная система счисления возникла по причине того, что у человека на руках 10 пальцев. Способность к абстрактному счёту появилась у людей не сразу, а использовать для счёта именно пальцы оказалось удобнее всего. Цивилизация майя и независимо от них чукчи исторически использовали двадцатичную систему счисления, применяя пальцы не только рук, но и ног. В основе распространённых в древних Шумере и Вавилоне двенадцатеричной и шестидесятиричной систем тоже было использование рук: большим пальцем отсчитывались фаланги других пальцев ладони, число которых равно 12.
Ведущий1: 3. В штате Индиана в 1897 году был выпущен билль, законодательно устанавливающий значение числа Пи равным 3,2. Данный билль не стал законом благодаря своевременному вмешательству профессора университета.
Песня «Математика родная»
Вы нас вели дорогой трудной между теоремпорой казалась тема нудной, с множеством проблем.Но красоту науки точной все ж я смог понять!За знания спасибо вам давно хочу сказать.Спасибо вам за похвалы и наставления,Но расставаться нам придется, к сожалению.Я ожиданья постараюсь ваши оправдатьИ на экзамене я получу оценку «5»!Математика родная, как же я тебя люблю!И сегодня в этом зале только о тебе пою:Уравненья, как поэмы, интеграл поддержит дух,Логарифмы – словно песни, формулы ласкают слух!
Ведущий2: Когда-то Пифагор, открыв теперь уже знаменитую теорему «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов» отпраздновал свое открытие закланием сотни быков.
Стихотворение «Гимн Гипотенузе»
Как символ вечного союза,Как вечный символ знак простой,Связала гипотенузаНавеки катеты собой.Путей окольных избегаяИ древней истине верна,Ты по характеру — прямаяИ по обычаю — точна.Скрывала тайну ты, но скороЯвился некий мудрый грекИ теоремой ПифагораТебя прославил он навек.Хранит тебя, безмолвно, чинноУглов сторожевой наряд,И копья — острые вершиныНа обе стороны грозят.И если двоечник, конфузясь,Немеет пред твоим лицом.Пронзит его, гипотенуза,Своим отточенным копьем.
Ведущий1: А знаешь, что у автора сказки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла большая часть написанных книг являются пособием по математике? Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать все, написанное Кэрроллом. Каково было её разочарование, когда она увидела на столе стопку книг по математике.
Ведущий2: Могу поспорить, что ты не знала про сказу, которую написал Шарль Перро «Любовь циркуля и линейки». Автор в увлекательной форме рассказывает нам про равенства треугольника.
Сценка «2=5»
Ученик 1: Ну что, Петров? Что же мне с тобой делать?
Ученик 2: А что?
Ученик 1: Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе ставить в ведомости, прямо не знаю.
Ученик 2 (угрюмо глядя в пол): Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.
Ученик 1: Да что ты? Каким же?
Ученик 2: Я решил, что вся математика наша неверна и ... доказал это!
Ученик 1: Ну и как же, товарищ Великий Петров, вы этого добились?
Ученик 2: А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот ... Архимед!
Ученик 1: Архимед?
Ученик 2: И он тоже, Ведь говорили, что три равно только трём.
Ученик 1: А чему же ещё?
Ученик 2 (торжественно): Это неверно! Я доказал, что три равно семи!
Ученик 1: Как это?
Ученик 2: А вот, смотрите: 15 -15 = 0. Верно?
Ученик 1: Верно.
Ученик 2: 35 - 35 =0 - тоже верно. Значит, 15-15 = 35-35. Верно?
Ученик 1: Верно.
Ученик 2: Выносим общие множители: 3(5-5) = 7(5-5). Верно?
Ученик 1: Точно.
Ученик 2: Хе-хе! (5-5) = (5-5). Это тоже верно!
Ученик 1: Да.
Ученик 2: Тогда всё вверх дном: 3 = 7!
Ученик 1: Ага! Так, Петров, дожили.
Ученик 2: Я не хотел, Иван Иваныч. Но против науки ... не погрешишь!
Ученик 1: Понятно. Смотри: 20-20 = 0. Верно?
Ученик 2: Точно!
Ученик 1: 8-8 = 0 - тоже верно. Тогда 20-20 = 8-8. Тоже верно?
Ученик 2: Точно, Иван Иваныч, точно.
Ученик 1: Выносим общие множители: 5(4-4) = 2(4-4). Верно?
Ученик 2: Верно!
Ученик 1: Тогда всё, Петров, ставлю тебе «2»!
Ученик 2: За что, Иван Иваныч?
Ученик 1: А ты не расстраивайся, Петров, ведь если мы разделим обе части равенства на (4-4), то 2=5. Так ты делал?
Ученик 2: Ну, допустим.
Ученик 1: Вот я и ставлю «2», не всё ли равно. А?
Ученик 2: Нет, не всё равно, Иван Иваныч, «5» лучше.
Ученик 1: Возможно, лучше, Петров, но пока ты этого не докажешь, у тебя будет двойка за год, равная, по-твоему, пятёрке!
Мультфильм «В стране невыученных уроков»