Статья «Применение методов критического мышления на уроках обществоведения в 11 классе»

Применение методов критического мышления в преподавании уроков истории и обществознания в средней школе. (Учитель истории Корнеевской СШ Сев.Каз.Обл. Усачева С.А)
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. Процесс критического мышления включает: сбор релевантной информации, оценку и критический анализ доказательств, гарантированные выводы и обобщения, пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта. На уроке обществознания в 11 классе по теме «Учение о развитии, Диалектика» я использовала метод критического мышления «кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Этот метод направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Применяя данный метод, я хотела узнать от учащихся то, что они уже знают, в заключение урока мы дополняли кластер новыми знаниями. Это помогло мне узнать, какими знаниями по данной теме обладают учащиеся. Опираясь на имеющиеся знания, мы познавали новое. «Кластер» я применяю на уроках часто.
Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии. На уроках я использовала критическое мышление на основе визуальных свидетельств (учащиеся, используя фото, иллюстрации, составляют рассказ, используя данный материал). Метод «синквейн» я применяю часто. Учащиеся составляли синквейны на темы: «Общество», «Человек», «Государство» на уроках обществознания. Таким образом, почему я использовала метод «синквейн» потому что, синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн является эффективным методом развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Учащиеся охотно составляют синквейн. Также хорошо использовать на уроке элемент критического мышления на основе визуальных свидетельств, где учащиеся составляют рассказ на основе имеющихся фото, материала из периодической печати журналов. На уроках обществознания учащиеся составляют «толстые и тонкие вопросы». Конечно, из моих наблюдений, учащиеся охотно отвечают на «тонкие вопросы». Немаловажным было и применение на уроке таблицы «толстые и тонкие вопросы».
Я считаю, что применение «тонких и толстых» вопросов может быть применено на любой фазе урока.
Благодаря данному методу обучения, учащиеся могут сами дифференцировать вопросы по степени сложности. Мои ученики , видя способности друг друга, «подстраивались» при составлении вопросов, то есть в адрес учащегося с низким уровнем успеваемости, они не адресуют «толстого» вопроса.
«Метод «Карусель» я применяла, организовав групповую работу в классе, результатами осталась довольна. Несмотря на то, что я его применила на уроке в первый раз, учащиеся справились с предложенным заданием. Особенно учащимся понравился метод «Галерея», где мы с учащимися сделали выставку выполненных работ и они провели оценивание работ. На уроках истории также неплохо применить метод «Инсерт» (чтение методом пометок), который я применила на стадии осмысления содержания, он направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение знания от “старого” к ”новому”.
Интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления) – организация собственного понимания читаемой информации с использованием определенной маркировки. Учащиеся читают предложенный текст, делая при этом пометки: «V» - знаю; «+» - новое; «-» - информация противоречит личному опыту или содержанию текста; «?» - информация вызывает вопрос, сомнение. Затем результаты самостоятельного чтения обсуждаются в парах, в группе, составляется общая таблица информации. Данный метод очень понравился учащимся, тем, что они смогли дифференцировать изучаемый материал на определенные контексты. Исходя из этого, я смогла узнать, какие дополнительные вопросы интересуют учащихся.
Метод «Инсерт» я применила на уроке обществознания в 11 классе по теме «Древнегреческие мыслители об обществе и государстве».
Из технологии критического мышления, мною был применен взаимоопрос -учащиеся составляют вопросы по учебному материалу, затем взаимопроверяют друг друга. Данный метод я применила при работе в парах. Из этого упражнения я дополнительно извлекла то, что необходимо учить детей мыслить, рассуждать, и, разумеется, применять «толстые» вопросы.
Немаловажным было для меня на уроках применение метода «свободное письмо», где учащиеся проявили свои творческие и интеллектуальные способности по пройденной теме. В основном, здесь я проводила опрос по данному заданию учащихся с низкой успеваемостью (Таня К, Арина Г., Максим Ш.) .Благодаря этому заданию, я смогла создать для этих учащихся ситуацию успеха, они остались довольны, что выступили перед всем классом. У учащихся появилась уверенность на уроке, которой ранее не было. Данное задание не раз мне помогало создать ситуацию успеха для учащихся с низкой успеваемостью.
Таким образом, на своей практике в школе я пронаблюдала, что критическое мышление развивает:
- аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, явлений;
-ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями)
-самостоятельность мышления (отсутствие зависимости от авторитетов или стереотипов);
-логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы);
-системность мышления (системность мышления (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).