Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 4 год обучения


Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области


УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.ПоповаПриказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно – педагогической направленности
для обучающихся 1 – 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
 Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
 
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия. В гимназии имеется коллекция интересных работ.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
 
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства.  
Развивающие:  
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
 Воспитательные:  
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
 
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп – 15 человек в первый год обучения, 12 – во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
 
К концу четвёртого года обучения учащийся должен:  
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани – батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
 - у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
4-й год обучения

Занятия (часы) Тема занятия Элементы содержания Информационное
сопровождение Дата по плану Дата фактически
1-2 Вводное занятие. 1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности Иллюстрации, демонстрационный материал. 14/09
16.09 3 -4 Знакомство с традициями народа на Руси. Оберег. Беседа. 1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
Иллюстрации, демонстрационный материал. 16/09
17.09 5 - 6 Домовой. Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом.
Лицо из синтепона. Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
21/09
23.09 7 - 8 Домовой. Тело домового. Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
23/09
24.09 9 - 10 Домовой. Одежда. Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал. 28/09
30.09 11 -12 Домовой. Одежда. Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал 30/09
1.10 13 -14 Домовой. Использование у Домового элементов символов. Иллюстрации, демонстрационный материал 5/10
7.10 15 - 16 Кукла – берегиняПодготовка основы. Иллюстрации, демонстрационный материал 8/10
8.10 17 - 18 Кукла - берегиняВыполнение частей тела. Иллюстрации, демонстрационный материал 12/10
14.10 19 - 20 Кукла -берегиняОдежда. Иллюстрации, демонстрационный материал 14/10
15.10 21-22 Плетение ободка. Подготовка материала 19/10
21.10 23-24 Плетение ободка. Плетение из трёх шнурков с добавлением бусин. Звено. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 21/10
22.10 25-26 Плетение ободка. Плетение из трёх шнурков с добавлением бусин. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 26/10
28.10 27-28 Ткань. Беседа 28/10
29.10 29-30 Цветы из ткани Изготовление цветка – заколки из шифона, атласа, креп – сатина.
Подготовка ткани.
Работа с шаблоном. Простой круговой. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 2/11
5.11 31-32 Цветы из ткани Изготовление цветка – заколки из шифона, атласа, креп – сатина.
Инструктаж.
Обжиг.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 9/11
11.11 33-34 Цветы из ткани Изготовление цветка – заколки из шифона, атласа, креп – сатина.
Сборка. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 11/11
12.11 35-36 Цветы из ткани Изготовление цветка – заколки из шифона, атласа, креп – сатина.
Сборка. Украшение бусинами, бисером. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 16/11
18.11 37-38 Лилия Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Нарезка.
Расправление шпагата. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 18/11
19.11 39-40 Лилия Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Тычинки.
Сборка. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 23/11
25.11 41-42 Лилия Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 25/11
26.11 43-44 Фенечка – браслет. Приёмы косого плетения из двух полосок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 2.12 45-46 Фенечка – браслет. Приёмы косого плетения из двух полосок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 30/11
3.12 47-48 Фенечка – браслет. Приёмы косого плетения из двух полосок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 2/12
9.12 49-50 Фенечка – браслет. Приёмы косого плетения из двух полосок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 7/12
10.12 51-52 Картины из ткани. Озеро осенью.
Подбор тканей. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 9/12
16.12 53-54 Картины из ткани. Озеро осенью.
Составление композиции. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 14/12
17.12 55-56 Картины из ткани. Озеро осенью.
Составление композиции. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 16/12
23.12 57-58 Работа с бисером. Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 21/12
24.12 59-60 Цветы. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 23/12
30.12 61-62 Цветы. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 28/12
13.01 63-64 Цветы. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 30/12
14.01 65-66 Цветы. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление тычинок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 11/01
20.01 67-68 Цветы. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Монтаж изделия. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 13/01
21.01 69-70 Береста. Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 18/01
27.01 71-72 Береста. Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 20/01
28.01 73-74 Закладка из бересты. Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Нарезка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 25/01
3.02 75-76 Закладка из бересты. Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Сборка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 27/01
4.02 77-78 Закладка из бересты. Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Сборка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 1/02
10.02 79-80 Бусины из бересты. Технология изготовления.
Разметка и нарезка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 3/02
11.02 81-82 Бусины из бересты. Технология изготовления.
Изготовление бусин. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 8/02
17.02 83-84 Бусины из бересты. Технология изготовления.
Изготовление бусин. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 10/02
18.02 85-86 Бусины из бересты. Технология изготовления.
Изготовление бусин. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 15/02
24.02 87-88 Бусины из бересты. Изготовление бус. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 17/02
25.02 89-90 Бусины из бересты. Изготовление бус. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 22/02
3.03 91-92 Мешковина. Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 24/02
4.03 93-94 Мешковина. Подготовка мешковины к работе.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 1/03
10.03 95-96 Аппликация из мешковины. Разработка эскиза. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 3/03
11.03 97-98 Аппликация из мешковины. Подготовка основы. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 10/03
17.03 99-100 Аппликация из мешковины. Сборка аппликации. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 15/03
18.03 101-102 Аппликация из мешковины. Сборка аппликации. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 17/03
24.03 103-104 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Подбор материала. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 22/03
25.03 105-106 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Эскиз. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 24/03
31.03 107-108 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Сборка композиции. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 29/03
1.04 109-110 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Подбор, подготовка материала. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 31/03
7.04 111-112 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Эскиз. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 5/04
8.04 113-114 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Составление, сборка композиции. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 7/04
14.04 115-116 Макраме. Беседа. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 12/04
15.04 117-118 Макраме. Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 14/04
21.04 119-120 Макраме. Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 19/04
22.04 121-122 Фенечка. Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 21/04
28.04 123-124 Фенечка. Выполнение фенечки в технике Макраме. Технология плетения. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 26/04
29.04 125-126 Фенечка. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 28/04
5.05 127-128 Фенечка. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 5/05
6.05 129-130 Фенечка. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 12/05
12.05 131-132 Макраме. Сова. Технология плетения.
Подбор материала. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 17/09
13.05 133-134 Макраме. Сова. Технология плетения.
Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 19/05
19.05 135-136 Макраме. Сова. Технология плетения.
Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 24/05
20.05 137-138 Макраме. Сова. Технология плетения.
Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 26/05
26.05 139-140 Макраме. Сова. Технология плетения.
Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 31/05
27.05 141-142 Выставка 28.05 143-144 Выставка 29.05