Программа краткосрочного курса Класс-хор

Рекомендована:
методическим советом
МАОУДОД «Детская школа искусств»
Мотовилихинского района г. Перми
Протокол №
от_________________
Утверждена:
педагогическим советом
МАОУДОД «Детская школа искусств»
Мотовилихинского района г. Перми
Протокол №
от_______________________
Директор___________Е.В. Зеленина



Краткосрочный курс
«Класс-хор»

Направленность деятельности –
художественная
Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет
Срок реализации – 16 часов


Составитель: педагог дополнительного образования
А.Р. Ощепкова








Пермь
2015
Пояснительная записка
В настоящее время благодаря многочисленным телевизионным музыкальным проектам заметна тенденция роста интереса к пению. И школа – не исключение. Классные хоровые коллективы всё активнее принимают участие в школьных концертах, классные мероприятия часто не обходятся без хоровых выступлений учащихся. Тем более, что для детей именно хоровое пение – одна из самых естественных, доступных и любимых многими детьми форм творческого самовыражения. Часто учителя школы обращаются к педагогам ДШИ с просьбой помочь выучить ту или иную песню к какому-нибудь мероприятию в классе или на школьном празднике. Но чтобы выступление было ярким, запоминающимся и интересным, оно должно быть качественным. Школьная программа по музыке не позволяет осуществлять хоровую работу на должном уровне, пение здесь не является ведущим видом деятельности. Поэтому краткосрочный курс «Класс - хор» даёт возможность педагогу ознакомить учащихся с основами хоровой культуры, заложить начальные навыки правильного пения, научить любого ребёнка петь, независимо от природных данных, подготовить концертное выступление. Именно это обстоятельство явилось основанием для создания данного курса.
Актуальность программы состоит в том, что данный вид сотрудничества ДШИ с общеобразовательной школой является социальным заказом детей, родителей, учителей школы.
Программа даёт возможность выбирать степень сложности репертуара в зависимости от способности конкретного коллектива – класса.
Стоит отметить и немаловажную роль хорового пения в решении немузыкальных задач. Так, работу с голосом можно рассматривать и в экологическом аспекте:
а) компенсация вредных воздействий окружающей среды на голосовой аппарат, предупреждение заболеваний гортани;
б) развитие голоса и его подготовка к возможным нагрузкам, т. к. все больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются постоянно и интенсивно;
в) голос ребенка часто формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т. е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий.

Цели и задачи обучения
Цель программы - создание классного хорового коллектива, в котором каждый ребёнок владеет певческими и хоровыми навыками.
Задачи:
- привить любовь к хоровому пению через приобщение к вокально-хоровой музыке;
максимально развить индивидуальные способности детей на основе природных задатков, научить каждого ребенка осознанно пользоваться всеми возможностями своего голосового аппарата;
познакомить с основными правилами хорового исполнительства, сформировать необходимые навыки коллективного музицирования на основе традиций русского хорового пения;
познакомить учащихся с правилами гигиены и охраны певческого голоса;
воспитать потребность в совершенствовании полученных навыков.

Возраст учащихся: от 7 до 10 лет.
Форма и режим занятий
Занятия предполагают групповую форму обучения, группы до 15 человек. Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 1академический час.
Каждое занятие включает:
распевание - 5-7 мин;
музыкальное движение – 3-5 мин;
работа над репертуаром – 25-30 мин.

Предполагаемый результат

Создание хорового коллектива, участники которого могут ярко, выразительно, осмысленно исполнить 1-2 произведения в рамках классных или школьных концертов, овладели первоначальными основами пения (тянут звук, поют чисто, плавно, без напряжения; соблюдают певческую установку, правильно пользуются певческим дыханием, отчетливо произносят слова в пении, откликаются на дирижерский жест), знакомы с первоначальными знаниями о голосе, его гигиене, о хоре и хоровом исполнительстве.
Формы контроля
Основной формой контроля является итоговое выступление на концерте в рамках класса перед родителями или на школьном мероприятии.

Критерии оценки выступления на итоговом мероприятии:
Выразительное исполнение 1-2- произведений.

Учебно-тематический план
Направления работы
Теория
Практика

Формирование и развитие вокальных навыков
1
2

Музыкальное движение
1
2


Работа над репертуаром
1
8

Беседы о правилах гигиены и охраны голоса
1
-

Всего часов
16



Содержание программы
Формирование и развитие вокальных навыков
происходит в процессе распевания, с которого начинается каждое занятие.
В зависимости от возраста учащихся, от уже имеющихся навыков пения определяется методический выбор упражнений для распевания, их интервалика, мелодическое движение, диапазон и продолжительность. В начале обучения попевки должны иметь ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться. В дальнейшем, сложность музыкального материала учебных упражнений усложняется.
Развитие певческого голоса и формирование вокально-хоровых навыков происходит в следующих направлениях и зависит от степени подготовленности учащихся:
1. Формирование и закрепление умения соблюдать в пении певческую установку; выработка естественного, ненапряженного положения при пении сидя и стоя
2. Выработка светлого, звонкого, свободного, ненапряженного звучания голоса на mp и mf, формирование у детей основных свойств певческого голоса (естественности, полетности, разборчивости, ровности по тембру) с сохранением у каждого ребенка тембра здорового голоса
3. Формирование и дальнейшее развитие навыка чистого интонирования
4. Формирование и развитие навыка правильного звукообразования
5. Расширение звуковысотного диапазона голоса: до-ре1 – ре - ми2
6. Развитие активности голоса: от среднего темпа к более медленному, затем более подвижному
7. Развитие динамического диапазона голоса: от выработки активного, нефорсированного пения на mp к пению более тихому и более громкому; активности голоса от медленных темпов до быстрых
8. Формирование и совершенствование правильной организация певческого дыхания
9. Начальное овладение различными приемами звуковедения: легато, нон легато, стаккато
10. Выработка навыка активной артикуляции в произведениях любого плана; работа над четкостью дикции в быстрых темпах, в произведениях со сложными текстами, трудными буквосочетаниями
11. Воспитание навыка осмысленного, выразительного, эмоционального пения, передающего содержание исполняемого произведения
12. Формирование у детей эстетического отношения к качеству звучания певческого голоса, умение контролировать свое пение
Музыкально – ритмические игры
Музыкальное движение должно широко использоваться в детском хоре. На начальном этапе использование движений решает задачу раскрепощения двигательного аппарата, развития его координации, в дальнейшем движения используются и для решения художественных задач – как дополнительное средство создания художественного образа (особенно при исполнении народных и современных (эстрадных, джазовых) песен. Поэтому музыкальные движения используются как на хоровых, так и в концертных выступлениях. Они могут включать хлопки, щелчки, притоптывания, элементы танцев, передвижения и т. п.
На начальном этапе эта работа начинается с музыкальных игр и инсценирования исполняемых произведений.
Работа над репертуаром
Задача этого этапа – сохранение качественного вокального звука и хорового звучания при исполнении произведений.
Основные вокально-технические требования при разучивании и исполнении произведений:
1. эмоциональный вдох
2. активная артикуляция
3. ощущение зевка
4. энергичная атака звука
5. ощущение опоры дыхания
6. связное исполнение мелодии, особенно скачков
7. сохранение микста на всем диапазоне с преобладанием головного резонирования
8. четкая дикция
Отбору репертуара должно уделяться большое внимание. Главные его принципы:
1. художественная ценность,
2. техническая доступность,
3. педагогическая целесообразность.
Основу репертуара могут составлять:
одноголосные народные песни в обработке русских композиторов;
классическая хоровая музыка, прежде всего русских композиторов;
современные детские песни (эстрада, джаз), исполнение которых возможно с использованием современных музыкальных инструментов и движений.
Народные песни необходимы для выработки красивого, льющегося звука, развития напевности, кантилены, особенно колыбельные песни, хороводные, лирические песни с распевами. Исполнение считалок, прибауток, скороговорок способствует развитию четкого и ясного вокального произношения, дикции.
Развитию хора эффективно способствует пение a capella, поэтому уже на начальном этапе следует уделять этому внимание.
Работа над репертуаром включает в себя:
1. разучивание, работу над произведением;
2. беседу об авторах, исторической эпохе: их жизни и истории создания произведения (с привлечением других видов искусств); при разучивании обработок народных песен – рассказ о роли песни в жизни народа, об особенностях текста, об отличии народных песен от композиторских;
3. разбор содержания музыки и текста;
4. рассказ или беседу о художественном содержании произведения, анализ элементарных музыкально-выразительных и исполнительских средств.
В работе используются репродукции, наглядные пособия.
Большое внимание уделяется формированию навыка понимания элементарных дирижерских жестов и точного следования им: внимание, вдох, начало пения и его окончание.
В процессе работы над произведениями происходит воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков.
Беседы о правилах гигиены и охраны голоса
Беседы о гигиене и охране певческого голоса необходимы для каждого ребёнка. Необходимо познакомить ребят с основами точечного массажа, который является одним из средств профилактики болезней верхних дыхательных путей и голоса, а также дыхательной гимнастикой, которая имеет ту же направленность.

Рекомендуемый репертуар школьного хора
1. М. Парцхаладзе – сл. народные – Песни-считалки.
2. Е. Веврик - сл. народные – Забавки.
3. Ж. Вьенер. – сл. Р. Десноса, русский текст Л. Кондрашенко – 30 песенок-басенок для послушных детей.
5. Красев - сл. народные – 10 песен для детского хора.
6. Г.А. Струве - сл. В. Степанова – Рыжий пес.
7. «Пастушья песня» - Французская народная песня. Обработка Колэ, слова Т. Сикорской.
8. «Про котят» - Английская народная песня. Гармонизация Моффита, русский текст Ю. Хазанова.
9. В. Калинников - сл. народные «Киска».
10. З. Левина - сл. А. Мемлна «Тимоти – Тим».
11. В. Серебренников - сл. Б. Заходера – «Бочонок – собачонок».
12. Ц. Кюи - сл. В. Жуковского – «Мыльные пузыри».
13. Р. Шуман – перевод с немецкого языка Я. Родионова – «Мотылек».
14. А. Аренский - сл. И. Деркачева «Расскажи, мотылек».
15. «Пастушка» - Французская народная песня. Обработка Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской.
16. «Карлуша». Бельгийская народная песня. Обработка В. Сибирского, русский текст Э. Александровой.
17. Ц. Кюи – сл. В. Жуковского «Цирк кота Морданки».
18. В. Моцарт – «Колыбельная песня».
19. В. Герчик – сл. Р. Горской «Цап-царап».
20. А. Лядов – сл. народные «Зайчик», «Сорока», «Забавная».
21. Г. Гладков – сл. К. Чуковского «Две песни».
22. М.Т. Островская сл. В. Орлова «Цапли и капли».
23. А. Тугаринов – сл. В. Герасимова «Веселая история».
24. С. Никитин – сл. Ю. Мориц «Пастушок».
25. Русские народные песни в обработке Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Е. Туманяна, А. Лядова, А. Луканина, Л. Макалиной.
26. В. Серебренников – сл. А. Матутиса перевод с литовского И. Токмаковой «Песенка вешняя».
27. В. Серебренников – сл. Н. Старшинова «Давайте сохраним».
28. Произведения О. В. Изотовой.
29. Песни Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Г. Струве.
Сборники:
1. Е. Поплянова «А мы на уроке играем». - Спб., «Композитор», 1996.
2. Дубравин М. Все начинается со школьного звонка. – Спб., «Композитор», 2000.
3. Сборник «Пчелка. Песни и хоры русских композиторов для детей». – М., 1992.
4. Крылатов Е. Прекрасное далеко. – М., «Советский композитор», 1989.
5. Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 1, 2. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
6. Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Ч.1. – М., 1962.
7. Сборник песен для детей «Добрый день». – М., «Музыка», 1976.
8. Сборник «Любимые русские народные песни». – М., «Музыка», 1989.
10. Сборник «Наши любимые песни». – М., «Музыка», 1989.
Условия для реализации программы
1. Хоровой класс
2. Фортепиано
3. Музыкальный центр
4. Репертуарные сборники
5. Фонограммы