Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 3 год обучения


Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова Приказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно – педагогической направленности
для обучающихся 1 – 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
 Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
 
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
 
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства.  
Развивающие:  
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
 Воспитательные:  
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
 
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп – 15 человек в первый год обучения, 12 – во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
 
К концу третьего года обучения учащийся должен:  
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани – батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
 - у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
3-й год обучения

Занятия (часы) Тема занятия Элементы содержания Информационное
сопровождение Дата по плану Дата фактически
1-2 Вводное занятие. 1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности Иллюстрации, демонстрационный материал. 17.09 3 -4 Знакомство с традициями народа на руси. Оберег. Беседа. 1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
Иллюстрации, демонстрационный материал. 18/09 5 - 6 Изготовление оберега Косичка – домовушка. Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
24.09 7 - 8 Изготовление оберега Косичка – домовушка. Изготовление косички.
Составление композиции. Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
25.09 9 - 10 Изготовление оберега на плоскости. Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал. 1.10
11 -12 Изготовление оберега на плоскости. Работа с солёным тестом. (Лепка, роспись). Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал 2.10 13 -14 Изготовление оберега на плоскости. Составление композиции. Иллюстрации, демонстрационный материал 8.10 15 - 16 Кукла - матреничкаПодготовка основы. Иллюстрации, демонстрационный материал 9.10 17 - 18 Кукла - матреничкаВыполнение частей тела. Иллюстрации, демонстрационный материал 15.10 19 - 20 Кукла - матреничкаОдежда. Иллюстрации, демонстрационный материал 16.10 21 - 22 Беседа о видах росписи. Роспись по дереву, глине, фарфору, жести. (Хохлома, Дымка, Гжель, Жостовские подносы, Городец, Филимоновская игрушка, Полхов – майдан, Глубоковская , Тверская). Сборник демонстрационных таблиц с различными видами росписи.
Натуральные образцы 22.10 23 -24 Повторение элементов росписи Дымковской игрушки. Повторение элементов росписи Дымковской игрушки. С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал. 23.10 25 - 26 Лепка дымковской игрушки «Барыня» Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка. Н.Б. Халезова Декоративная лепка. 29.10 27 - 28 Роспись Дымковской игрушки «Барыня» Роспись. С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. Натуральный образец. 30.10 29 - 30 Плетение корзинки для цветочного горшка. Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах. В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.
Образец. 5.11 31 - 32 Плетение корзинки для цветочного горшка. Кручение трубочек. Поэтапный показ, демонстрация. 6.11 33 - 34 Плетение корзинки для цветочного горшка. Плетение. Поэтапный показ, демонстрация. 12.11 35 - 36 Плетение корзинки для цветочного горшка. Покраска гуашью, сушка. Поэтапный показ, демонстрация. 13.11 37 – 38 Плетение корзинки для цветочного горшка. Покраска лаком. Поэтапный показ, демонстрация. 19.11 39 - 40 Знакомство с узорами Северной Двины. Пермогорская роспись. Беседа. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 20.11 41-42 Яркие краски севера. Пермогорская роспись. Знакомство с росписью и особенностями палитры. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 26.11 43-44 Весёлые супрядки. Геометрические узоры. Пермогорская роспись. 1.Знакомство с традиционными сюжетами росписи и освоение орнамента.
2. Освоение простейших элементов геометрического орнамента. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 27.11 По грибы, по ягоды. Пермогорская роспись. Знакомство с художественными элементами – листочки, ягодки, цветы, трёхлистные цветы, тюльпановидные. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 3.12 47-48 Птица Сирин. Пермогорская роспись. Знакомство с традиционным мотивом – птицей. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 4.12 49-50 Роспись туеса. Пермогорская роспись. Декоративное оформление туеса. Ю. Г. Дорожин Искусство детям 10.12 51-52 Традиции празднования Нового года на Родине Деда Мороза. Беседа. Брошюра «Сказочное путешествие на родину Деда Мороза» Демонстрационный материал. 11.12 53-54 Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки. Моделирование. И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами. 17.12 55-56 Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки. Моделирование. Изготовление модулей. И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами. 18.12 57-58 Изготовление новогодних игрушек. Папье–маше. Создание формы. М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец. 24.12 59-60 Изготовление новогодних игрушек. Аппликация. М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец. 25.12 61-62 Рисование новогоднего плаката «Русские забавы» Подбор композиции. Набросок. С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. 14.01 63-64 Рисование новогоднего плаката «Русские забавы» Рисование. С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. 15/01 65-66 Гжельская роспись. Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление). С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал. 21.01 67-68 Выполнение элементов гжельской росписи. Цветы. Листья, веточки. Элементы росписи в полосе (цветы, листья) С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал. 22/01 69-70 Выполнение элементов гжельской росписи доске. Роспись. С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал. 28.01 71-72 Выполнение элементов гжельской росписи на доске. Роспись. С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал. 29/01 73-74 Декупаж. Знакомство с народным творчеством Восточной Сибири. Беседа. Знакомство с материалами и инструментами. А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал. 4.02 75-76 Декупаж. Работа по керамике. Тарелка. 1.Знакомство с приёмами работы.
2. Подготовка поверхности бумажных заготовок.
А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал. 5/02 77-78 Декупаж. Работа по керамике.Тарелка. Наклеивание мотивов.
Закрепление. А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал. 11.02 79 -80 Бисероплетение. Беседа. Родословная. Традиционные изделия. Знакомство с материалами и инструментами. В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал. 12.02 81-82 Бисероплетение. Изготовление лепестков. Технология плетения на проволок, ( подетальное выполнение). В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал. 18.02 83-84 Бисероплетение. Изготовление тычинок. Подетальное выполнение по схеме. В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал. 19/02 85-86 Бисероплетение. Монтаж изделия. В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал. 25.02 87-88 Модульная мозаика. Сочетание русского и японского народного промысла. Беседа. Подбор материала. 26/02 89-90 Модульная мозаика. Выполнение заготовок – модулей. 4.03 91-92 Модульная мозаика. Выполнение заготовок – модулей. 5/03 93-94 Модульная мозаика. Составление композиции. 11.03 95-96 Модульная мозаика. Составление композиции. 12.03 97-98 Выставка. 18.03 99-100 Хохломская роспись. Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление). С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица. 19.03 101-102 Роспись по дереву. Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок. Динамическая таблица. 25.03 103-104 Роспись по дереву. Роспись. Динамическая таблица. 26.03 105-106 Японское народное творчество. Оригами. Беседа. Иллюстрации 1.04 107-108 Изготовление треугольного модуля оригами. Знакомство с базовой формой – треугольный модуль оригами. Поэтапный показ.Демонстрация2.04 109-110 Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами. Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей. Поэтапный показ.Демонстрация8.04 111-112 Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами. Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей. Поэтапный показ.Демонстрация9.04 113-114 Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами. Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей. Поэтапный показ.Демонстрация15.04 115-116 Матрёшки России. Беседа. Виды. Иллюстрации 16.04 117-118 Выполнение элементов росписи. Техника выполнения росписи. Поэтапный показ. Зрительный ряд. 22.04 119-120 Выполнение элементов росписи матрёшка в плоскости. Техника выполнения росписи. Поэтапный показ. Зрительный ряд. 23.04 121-122 Роспись мотивов матрёшки на яйце. Техника выполнения росписи. Поэтапный показ. Зрительный ряд. 29.04 123-124 Роспись мотивов матрёшки на яйце. Техника выполнения росписи. 30.04 125-126 Работа с природным материалом. Плоские работы. Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы. Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы. 6.05 127-128 Работа с природным материалом. Плоские работы. Составление композиции. 7.05 129-130 Работа с природным материалом. Объёмные работы. Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы. Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы. 13.05 131-132 Работа с природным материалом. Объёмные работы. Составление композиции. 14.05 133-134 Квиллинг. Знакомство с техникой квиллинг. Базовые формы. Материалы, инструменты. Таблица базовых форм, Зрительный ряд. 20.05 135-136 Квиллинг. Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль. Таблица базовых форм, Зрительный ряд. 21.05 137-138 Квиллинг. Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль. Таблица базовых форм, Зрительный ряд. 28.01