Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 2 год обучения
Муниципальное образовательное казённое
учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области
· УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова
Приказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно – педагогической направленности
для обучающихся 1 – 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества
г. Лузы
2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп – 15 человек.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
К концу второго года обучения учащийся должен:
- познакомиться с основными законами композиции;
- освоить некоторые технологические приемы косого плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- научиться плетению изделий с изменением количества лычек;
- познакомиться с основами прямого плетения;
- подбор, расположение композиции на доске, роспись гуашью, покрытие лаком;
- совершенствование умений работы с глиной;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
Занятия (часы)
Тема занятия
Элементы содержания
Информационное
сопровождение
Дата по плану
Дата фактически
1-2
Вводное занятие
1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности.
Иллюстрации, демонстрационный материал
17.09
3-4
Славянские обереги.
Беседа.
20.09
5-6
Оберег мешочек счастья.
Изготовление оберега из мешковины, бросового материала.
Шитьё мешка.
24.09
7-8
Оберег мешочек счастья.
Изготовление оберега из мешковины, бросового материала.
Подбор бросовых и дополнительных элементов.
27.09
9-10
Оберег мешочек счастья.
Изготовление оберега из мешковины, бросового материала.
Составление в композицию.
1.10
11-12
Происхождение бумаги.
Беседа»Путь бумаги».
4.10
13-14
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах.
В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.
Образец.
8.10
15-16
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Кручение трубочек.
Поэтапный показ, демонстрация.
11.10
17-18
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Плетение.
Поэтапный показ, демонстрация.
15.10
19-20
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Покраска гуашью, сушка.
Поэтапный показ, демонстрация.
18.10
21-22
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Покраска лаком.
Поэтапный показ, демонстрация.
22.10
23-24
Беседа о видах росписи.
Роспись по дереву, глине, фарфору, жести. (Хохлома, Дымка, Гжель, Жостовские подносы, Городец, Филимоновская игрушка, Полхов – майдан, Глубоковская , Тверская).
Сборник демонстрационных таблиц с различными видами росписи.
Натуральные образцы.
25.10
25-26
Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.
Беседа об истории возникновения, основные элементы.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
29.10
27-28
Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.
Зёрнышко, полоса, узор в полосе, ломаная линия, сетка.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
1.11
29-30
Роспись композиции «Всадница»
Рисование по шаблону (последовательность выполнения по динамическим таблицам).
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
5.11
31-32
Роспись композиции «Барышня с коромыслом».
Демонстрационная таблица.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
8.11
33-34
Самостоятельное рисование и выполнение росписи Дымковского мотива
« Ярмарка».
Рисование наброска состоящего из двух элементов и побелка.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
12.11
35-36
Самостоятельное рисование и выполнение росписи Дымковского мотива « Ярмарка».
Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
15.11
37-38
Материалы и оборудование для декоративной лепки.
Беседа
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
19.11
39-40
Основные приёмы лепки.
Шар, куб, жгутик, соединение.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
22.11
41-42
Лепка дымковской игрушки «Павлин»
Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
26.11
43-44
Роспись Дымковской игрушки «Павлин»
Роспись.
С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. Натуральный образец.
29.11
45-46
Традиции празднования Нового года на Родине Деда Мороза.
Беседа.
Брошюра «Сказочное путешествие на родину Деда Мороза» Демонстрационный материал.
3.12
47-48
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Изготовление модулей.
И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.
6.12
49-50
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Изготовление модулей.
10.12
51-52
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Составление композиции.
13.12
53-54
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Составление композиции.
17.12
55-56
Изготовление новогодних игрушек. Снеговик.
Синтепон.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
20.12
57-58
Изготовление новогодних игрушек. Снеговик.
Синтепон.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
24.12
59-60
Изготовление Объёмных поздравительных открыток.
Аппликация объёмная.
27.12
61-62
Изготовление Объёмных поздравительных открыток.
Аппликация объёмная.
14.01
63-64
Полхов – майданская матрёшка.
Беседа
С.В. Вохринцева.
Серия «Окружающий мир». Народное творчество. Дидактический материал. Натуральные образцы.
17.01
65-66
Роспись элементов матрёшки.
Выполнение основных элементов росписи Полхов – майданской матрёшки (розан, лист, ягодка, лицо).
С.В. Вохринцева.
Дидактический материал.
21.01
67-68
Роспись матрёшки.
Выполнение росписи матрёшки.
С.В. Вохринцева.
Дидактический материал.
24.01
69-70
Филимоновская игрушка.
Беседа.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки. Демонстрационный материал.
28.01
71-72
Выполнение элементов росписи Филимоновской игрушки.
Роспись.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки. Демонстрационный материал.
31.01
73-74
Лепка Филимоновской игрушки «На ферме».
Лепка по выбору из сюжета «На ферме». Сушка.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
Издание Искусство детям. Филимоновские свистульки. Демонстрационный материал.
4.02
75-76
Гжельская
роспись.
Беседа
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
7.02
77-78
Выполнение элементов гжельской росписи.
Листья, веточки,цветы.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
11.02
79-80
Выполнение элементов гжельской росписи.
Элементы росписи в полосе (цветы, листья)
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
14.02
81-82
Выполнение элементов гжельской росписи посуды.
Роспись кофейника по заранее подготовленному шаблону.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
18.02
83-84
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи. Панно.
Оклеивание тарелки.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец
21.02
85-86
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи. Панно.
Грунтовка. Подбор композиции гжельской росписи.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец
25.02
87-88
Изготовление тарелки приёмом Папье – маше с выполнением на ней гжельской росписи. Панно.
Роспись тарелки.
28.02
89-90
Жостовская роспись.
Беседа (история возникновения, предметы Жостовской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
Иллюстрации Жостовской
росписи, натуральный образец.
4.03
91-92
Выполнение композиции Жостовской росписи.
Составление композиции Жостовской росписи
на чёрном листе бумаги. Набросок.
Динамическая таблица.
7.03
93-94
Выполнение композиции Жостовской росписи.
Роспись.
Динамическая таблица.
11.03
95-96
Просечное железо.
Беседа.
14.03
97-98
Выполнение панно с элементами рисунка просечного железа.
Аппликация.
18.03
99-100
Хохломская роспись.
Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
21.03
101-102
Роспись по дереву.
Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок.
Динамическая таблица.
25.03
103-104
Роспись по дереву.
Роспись.
Динамическая таблица.
28.03
105-106
Знакомство с Городецкой росписью.
Беседа (история возникновения, предметы Городецкой росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
1.04
107-108
Выполнение элементов Городецкой росписи.
Роспись (цветовое пятно подмалёвок, тенёвка, разживка).
Ромашка в круге, купавка.
Динамическая таблица.
Образец.
4.04
109-110
Выполнение элементов Городецкой росписи.
Последовательность выполнение элемента Петушок.
Динамическая таблица.
Образец.
8.04
111-112
Выполнение композиции в круге «Петушок».
Роспись в круге с применением цветовых пятен, тенёвок, разживки, сочетание элементов: ромашка, ягодка, листики и в центре петушок. На цветной бумаге жёлтого цвета.
Подготовка основы.
Набросок.
Динамическая таблица.
Образец.
11.04
113-114
Выполнение композиции в круге «Петушок».
Роспись
Динамическая таблица.
Образец.
15.04
115-116
Роспись разделочной доски элементами Городецкой росписи.
Подготовка основания, грунтовка, набросок.
Натуральный образец.
18.04
117-118
Роспись разделочной доски элементами Городецкой росписи.
Роспись.
Натуральный образец.
22.04
119-120
Знакомство с Глубоковской росписью.
Беседа (история возникновения, предметы Глубоковской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
25.04
121-122
Выполнение элементов Глубоковской росписи.
Купавка, лист.
Динамическая таблица.
29.04
123-124
Выполнение композиции Глубоковской росписи.
Роспись на листе. Грунтовка. Набросок.
Динамическая таблица.
6.05
125-126
Выполнение композиции Глубоковской росписи.
Роспись.
Динамическая таблица.
13.05
127-128
Знакомство с Тверской игрушкой.
Беседа (история возникновения, предметы Тверской игрушки, применение, отличительные черты, изготовление).
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
16.05
129-130
Лепка «Уточка».
Повторение приёмов лепки из целого куска глины способом вытягивания. Сушка.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
20.05
131-132
Лепка «Уточка».
Роспись.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
23.05
133-134
Лепка «Петушок».
Повторение приёмов лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.27.05
29.05
135-136
Лепка «Петушок».
Роспись.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
137-138
Русский лес.
Беседа.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 8Заголовок 915