Сценарий урока развития речи. Описание внешности.Портрет

Сценарий урока по русскому языку в 7 классе
Описание внешности. Портрет.


Цели: 1) систематизировать знания учащихся об особенностях стилей и типов речи; особенностях описания внешности героя; расширить представление учащихся о портрете как одном из важнейших средств характеристики литературного героя;
2) формировать умения учащихся через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение;
3) формировать навыки связной устной и письменной речи, расширить «портретный» словарь учащихся; готовить учащихся к сочинениям на литературные темы, созданию портретного очерка;
4) воспитывать наблюдательность и внимание к окружающим людям, зрительную память.


Оборудование и оформление урока:

Презентация « Описание внешности. Портрет»
Сдайд-шоу « Рокотов. Портрет Струйской» ( компакт – диск «Шедевры русской живописи»)
Портретная живопись (оформление доски)
Пословицы и поговорки (оформление доски):
Красота лица – в красоте характера.
Что в сердце творится, на лице не утаится
Добрая душа лучше красоты.
Улыбка на лице что солнце в окне
Коль очи светятся, душа чиста.
По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
Красота человека – в его сердце.
У тех, кто способен краснеть, не может быть черного сердца.
«Портретный словарь» :
Лицо – круглое, скуластое, узкое, вытянутое, продолговатое
скучающее, оживленное, открытое, презрительное, веселое;
правильные, приятные, грубоватые, мелкие, крупные черты лица
Нос – прямой, курносый, с горбинкой, вздернутый, широкий
Волосы – вьющиеся, прямые, курчавые, жидкие, густые; брюнет, шатен, блондин.
Походка – плывущая, легкая, собранная, вразвалочку, беспечная, тяжелая, грузная.
Осанка, фигура – сухощавый, рослый, плечистый, статный, хрупкий


Ход урока.


Объявление темы, целей и задач урока.
СЛАЙД №1. ТИТУЛЬНЫЙ.
Тема «Описание внешности» для нас не новая, сегодня наша задача – систематизировать материал, расширить свои знания об особенностях описания внешности, о портрете как одном из важнейших средств характеристики литературного героя.
Разговор о внешности очень важен, ведь внешность дает представление о человеке. Неслучайно в народе существует много пословиц и поговорок о внешнем облике человека.
СМ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Повторение сведений о типах и стилях речи
СЛАЙД №2. ТИПЫ РЕЧИ
Какие типы речи существуют?
В чем особенность каждого из них?
САЙД №3. СТИЛИ РЕЧИ
На какие группы делятся стили речи?
Назови стиль речи и охарактеризуй его?
В каком из стилей речи может встречаться описание внешности?
Чем отличается деловое описание внешности от художественного?
Приведите пример делового описания? Где оно может использоваться?
Почему в художественном произведении уделяется много внимания портрету?
Портрет литературного героя
СЛАЙД №4. ЧЕЙ ПОРТРЕТ?
Что такое «портрет»?
В каком значении может употребляться это слово?
- Что такое литературный портрет?
Для чего он вводится в художественное произведение? ( передает внутреннее состояние человека, его психологию, нравственный мир; портрет – это одно из средств создания образа литературного героя, которым широко пользуются художники)
Узнай литературного героя по портрету. (Пугачев, Андрий, Алена Дмитриевна)
Какие детали внешности используются для создания образа?
СМ. « ПОРТРЕТНЫЙ СЛОВАРЬ» ( на доске)

Вывод
·: При описании внешности важно помнить, что нужно фиксировать свое внимание на особенностях внешности, неповторимых деталях, которые отличают данного человека. Две –три характерных детали важнее, чем излишне подробное описание ушей,
рук, носа и одежды. Очень ярко и убедительно об этом писал художник Жуков: «Как передать впечатление от очень толстого человека? «Он был непомерно толст», «Он с трудом передвигался», «Был толст, что напоминал шар». Существует много способов передать комплекцию человека. Но вот как убедительно можно передать ощущение полного тела через деталь «Он был так толст, что щеки его были видны со спины». Вот как меток может быть глаз художника.»

Опиши одноклассника (работа в тетрадях)
СЛАЙД №4. ОПИШИ ОДНОКЛАССНИКА.
(фото одноклассников)
Вы еще раз убедились, что описание внешности- дело нелегкое. Какие главные детали в описании внешности? По каким элементам прежде всего мы судим о выражении лица? (глаза, улыбка)

СЛАЙД №5. УЛЫБКА
Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед портретом Леонардо да Винчи « Мона Лиза. Джоконда». Вот как пишет о ее улыбке поэт М.Лисянский.(слайд)
Подберите определения к слову «улыбка» (письменно в тетрадях)
См слайд ( учащиеся сверяют свои определения с предложенными учителем)





СЛАЙД №6. ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ.
Очень важно при общении смотреть в глаза собеседника.
Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, настроения, нашей души. Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

Подберите определение к слову «глаза», каким может быть выражение глаз, взгляд? (письменно в тетрадях)
Опишите выражение лица на портрете. Каким вы видите этого человека?
(Спокойный, довольный, веселый взгляд, приветливая, широкая улыбка)


СЛАЙД №7. СТРОГИЕ ГЛАЗА НЕ ГРОЗА.
(Объясните пунктограмму)
Задание: опишите устно выражение лица, глаза, улыбку.(4 портрета)

Работа над описанием портрета.
СЛАЙД №9. РОКОТОВ. ПОРТРЕТ СТРУЙСКОЙ.
Писатель пользуется для создания портрета литературного героя языковыми средствами, художник – красками. Перед вами картина Рокотова « Портрет Струйской». Вот как поэт Заболоцкий описал свое впечатление от картины.

Мы с вами уже учились описывать свою внешность и внешность знакомых , обращались к описанию людей на картинах Пластова.
Теперь нам предстоит описать один из предложенных художественных портретов, которые вы видите на доске, или любой другой по вашему выбору ( это будет ваше домашнее задание). Здесь есть и парадные портреты, и обычные. Это замечательные произведения искусства, над которыми авторы работали очень скрупулезно, стремясь через описание внешности передать характер человека.
Пример такого описания мы сейчас увидим.


«ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ» . РОКОТОВ. «ПОРТРЕТ СТРУЙСКОЙ»
(слайд – шоу)


Сочинение- миниатюра ( тренировочное упражнение)

Задание: опиши выражение лица в соответствии с предложенной ситуацией.
Ученик разбил стекло, и его вызвали в кабинет директора. Опиши выражение лица. Какие у него глаза? О чем он думает?
Учитель поставил ученику, по его мнению, несправедливую оценку. Ученик сел на место. Что он переживает? Как на лице отражаются его внутренние переживания?
Ученица получила за сочинение первый раз в жизни пятерку. Опиши через портрет ее внутреннее состояние.

Домашнее задание: сочинение- описание « Портрет».
Итоги урока.











13PAGE 15


13PAGE 14315