Конспект урока МХК 11 класс. Романтизм в творчестве художника О. А. Кипренского.


Авторская разработка
Учитель МХК МОУ Гимназии №2
Лебедева Елена Станиславовна
по теме: «Художественная культура Романтизма»
(МХК.11 класс по программе Г. И. Даниловой)
Тема урока: Романтизм в творчестве художника О. А. Кипренского.
Форма урока: урок-погружение
Цель: освоение основных этапов развития отечественной художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение.
Образовательная задача: закрепить знания учащихся о стиле романтизм через изучение творчества О. Кипренского.
Развивающая задача: развивать умение анализировать портреты.
Воспитательная задача: подготовить компетентного читателя, зрителя, слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.
Эпиграф: «Он первым вынес имя русское в известность в Европе» А. Иванов
Музыкальный эпиграф: «Вальс – фантазия» М. Глинка.
Опережающее домашнее задание: познакомиться с портретами Кипренского: Адама Швальбе и Евграфа Давыдова. Группа учащихся готовит высказывания о художнике.
Зрительный ряд: Портрет Адама Швальбе, Портрет девочки в маковом венке
Автопортрет в полосатом халате, Портрет В.А. Жуковского, Портрет А.С. Пушкина
Ход урока
Постановка темы (исследования) урока
1830 год на выставке в Неаполе с одним из известных русских художников произошёл курьёзный случай. Этот мастер выставил в экспозиции два своих полотна. «Портрет Адама Швальбе» и «Портрет девочки в маковом венке». Устроители выставки с негодованием говорили художнику, они не позволят обмануть себя столь наглым образом какому-то иностранцу, ибо представленные им на выставке портреты принадлежат кисти старых мастеров – Рубенсу или Рембрандту. Но русский художник без труда доказал своё авторство.
Кто же этот выдающийся мастер, который своей кистью ввёл в сомнение маститых итальянских мастеров?
*Показ слайда «Автопортрет» Ореста Адамовича Кипренского
Учащиеся зачитывают высказывания о художнике (Приложение 1):
Запись темы и эпиграфа урока в тетради.
Творчество художника-портретиста, как мы видим, было высоко оценено в Италии, на родине искусств. А какую же роль он сыграл в развитии русского изобразительного искусства?
Сегодня на уроке, знакомясь с портретами Кипренского, мы попытаемся понять мир созданных им образов, приблизить их к себе, увидеть, что привлекало и волновало мастера и его современников. Давайте начнём диалог с художником и его произведениями и в этом нам помогут поэтические интерпретации к портретам, которые заранее подготовили творческие группы и ,конечно же, ваши высказывания-размышления.
Слайд №2 Автопортрет в полосатом халате
Таким он видел себя сам…
А каким видим его мы? Что он хотел о себе рассказать?
Художник изобразил себя в домашнем халате за работой, с палитрой в руках. Оторвался, на секунду от полотна, взглянул на нас приветливо, с улыбкой, а в серых глазах ощущается затаённая грусть.
Какие детали в портрете придают ему интимный характер?
Какую палитру использует художник?
Портрет передал нам образ мягкого доброго человека. И в самом деле, современники отмечали беспредельную, бескорыстную доброту художника, который всегда был готов прийти на помощь каждому нуждающемуся в ней.
Вывод: На этом портрете Кипренский настоящий сын своей эпохи – художник-романтик.
Что же мы знаем о нём?
Орест Адамович Кипренский родился13 марта 1782 года в местечке Копорье Петербургской губернии. Будущий художник считался сыном крепостного Адама Швальбе, но предполагают, что он был незаконнорожденным сыном помещика Алексея Степановича Дьяконова, хозяина усадьбы. Фамилию мальчик получил выдуманную. Дьяконов, заботясь о ребенке, дал ему вольную и шести лет определил в Академию художеств. Проявив незаурядные способности и удивительное трудолюбие, он в 1803 году с блеском закончил Академию по классу исторической живописи, но по велению души занялся портретным искусством.
Слайд портрет Адама ШвальбеПортрет Адама Швальбе, приёмного отца художника, был написан в 1804 году. Картина сразу привлекает внимание зрителя, от него не отойдёшь, не отделаешься мимолётным взглядом. В чём же секрет?
Каким человеком он предстаёт перед нами на портрете?
Мы видим старика в массивной шубе. Луч света освещает лицо, руку. Пряди волос разметались, лицо сурово. Из-под бровей видны горящие глаза, горькие складки пролегли у плотно сжатого рта. Властный характер ощущается и в жесте руки, сжимающей крепко набалдашник трости.
Какую роль играет колорит в портрете?
Контраст света и тени подчеркивает напряжённость, энергию образа.
Заметили ли вы какую-то особенность в композиции? Для чего художник обрезает фигуру с обеих сторон?
Чтобы подчеркнуть её мощь. Кипренский словно хочет показать этим неординарность этого человека, не вписывающегося в обычные «рамки».
Какое осмысление получил образ в вашей поэтической интерпретации?
Учащиеся читают свои поэтические интерпретации по портрету А. Швальбе.
Ни один художник до Кипренского не изображал крепостного человека как сильную личность, как яркую индивидуальность.
Этот портрет называют манифестом русского романтического искусства, родившегося на рубеже нового столетия.
Можем ли мы согласиться с этим убеждением?
Учащиеся записывают в тетради: «Портрет А. Швальбе – манифест романтического искусства». Учитель предлагает поставить в конце предложения вопросительный знак и постараться либо доказать это высказывание, либо его опровергнуть.
В портрете провозглашены новые идеи:
-глубина психологического состояния,
-страстность и сила человеческого чувства,
-динамика, разлад между человеком и средой.
Огромную роль в создании романтического образа играют фрагментарная композиция и колорит. Портрет Швальбе становится как бы программой дальнейшего творчества Кипренского. Это был новый путь, утвержденный новым образным содержанием и художественным языком.
В 1809 году Кипренский знакомится с семейством Давыдовых, ближайших родственников партизана Дениса Давыдова, и пишет одно из своих лучших творений.
Слайд: портрет Евграфа Дывыдова.
Внимательно рассмотрим портрет. Как изображает Давыдова художник?
Он пишет свою модель на вертикальном холсте, в полный рост....во всей его позе мы ощущаем отвагу и бесстрашие, а в лице – мечтательную задумчивость.
Всмотритесь, художник, словно наслаждается цветом и светом. Он пишет, насыщенную яркими красками фигуру гусара….. на фоне тёмного ночного грозового пейзажа. Это случайность или нет?
Какую эмоциональную окраску вносит в картину изображение ночного пейзажа?
Романтическую, поскольку он придаёт образу взволнованность и словно отражает тревожное время, мысли и чувства героя.
Как вы думаете, почему он назвал этот портрет «почти картиной»? Какой смысл он вкладывал в эти слова?
Портрет предполагает изображение конкретного лица, картина – обобщенный собирательный образ.
Называя портрет «почти картиной», художник указывал на то, что он больше чем портрет определённого исторического лица; это обобщённый образ русского гусара – храбреца, человека доблести и чести, соединившего в себе бесшабашную удаль, широту души, разгульный характер с вдумчивым отношением к жизни, верность долгу и родине.
Таким мы видим образ русского гусара в стихах Дениса Давыдова:
Я люблю кровавый бой,
Я рождён для службы царской,
Сабля, водка, конь гусарский,
С вами век мне золотой.
Я люблю кровавый бой,
Я рождён для службы царской.
Ах, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балдахином
И все часно умирать.
Ах, как страшно смерть встречать
На постели господином.
То ли дело средь мечей,Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь
И не думаешь о ней.
То ли дело средь мечей,Там о славе лишь мечтаешь.
А каким увидели его вы? (Учащиеся читают свои поэтические интерпретации к портрету Е. Давыдова)
В 1812 году Кипренскому за представленные на суд Академии портреты было присвоено звание академика.
Все портреты очень разные. Поражает умение художника каждый раз перевоплощаться в своих персонажей, чутко откликаясь на внутреннее психологическое состояние.
Слайд: портреты В.А. Жуковского (1816)и А.С. Пушкина(1826)
Перед нами портреты великих современников О. А. Кипренского . Чувствуется как по-разному они выполнены.
Какая идея лежит в каждом из портретов? Что хотел подчеркнуть художник в образах Жуковского и Пушкина?
Как он подходит к созданию образа Жуковского?
Для чего потребовалось художнику изображение ночного пейзажа, контрастирующего с мечтательным образом поэта?
В 1827 году Кипренский пишет портрет А.С.ПушкинаСлайд Портрет А.С. Пушкина
Образ поэта строг и величав. Руки сложены на груди. Лёгкий поворот головы, спокойна и сдержанна поза, задумчив взгляд. На заднем плане фигурка Музы с лирой, как знак служения высокому искусству. Сдержанную цветовую гамму нарушает лишь пёстрый плащ, перекинутый через плечо. Художник воплощает в портрете идеальный образ поэта.
А. Пушкин написал позднее
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник, милый,
Меня, питомца, чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушел навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Рылеев писал незадолго до 14 декабря Пушкину: «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин». И, словно выполняя завещание Рылеева, Кипренский создал образ Поэта и Гражданина.
В 1828 году Кипренский уезжает в Италию. Художнику, отказавшемуся писать портрет Аракчеева, не было места на родине. Он очень тосковал по России, но из Италии уже не вернулся. В 1836 году итальянский пароход привёз весть о том, что в Риме скончался Орест Кипренский, художник, который раскрыл в портретах жизнь человеческой души, чувства и переживания людей, создал образы своих великих современников, отразил на своих полотнах эпоху.
Итог: Что же особенного привлекало современников в портретах Кипренского, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем покорил вас талантливый мастер?
Домашнее задание: Составить презентацию по теме «Кипренский: портреты-шедевры»
Приложение 1
Высказывания о художнике Кипренском Оресте Адамовиче, примерные варианты ответов учащихся:1)Им был 38 летний художник Орест Адамович Кипренский, которого современники называли «блистательным Кипренским».
2)Лёгкость, с которой он писал портреты, казалась чудом.
3)Кипренский – первый художник, ставший членом Флорентийской академии художеств.
4)А. Иванов скажет о нём: «Он первым вынес имя русское в известность в Европе».
5) В Италии его назовут «русским Ван Дейком».