МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ Духовно-нравственное здоровье для 9-11 классов.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
Духовно-нравственное здоровье.
Предмет: литература, история, психология.
Подготовили: Ревунова Н.А.
Рыжова Н.В.
-Калуга-
2013г.
Цель внеклассного мероприятия - воспитание у студентов чувства ответственности за свое здоровье.Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
воспитание нравственной личности, стремящейся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. Задачи:1)На материале романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание» ,пьесы М.Горького «На дне», рассказа В.Шукшина «Материнское сердце» обсудить проблему алкоголизма, акцентировать внимание студентов на вреде употребления алкоголя.
Форма : открытая студия ( «Открытый микрофон»)
Методическое обеспечение: видеоролики, плакаты с высказываниями ученых о здоровье,
компьютер, мультимедийный видеопроектор.
Участники: студенты фармацевтического отделения гр.03011,0621
Оформление: плакаты , рисунки студентов, выставка книг.
МПС: «История», «Литература», «Психология».
ВПС: «Литература» тема: М.Горький пьеса «На дне», Ф.М.Достоевский роман «Преступление и наказание», В.Шукшин «Материнское сердце».
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи
на современном этапе очень актуальна.. Медицинский работник-это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формирование духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности при подготовке специалистов в образовательном медицинском учреждении.
Абсолютное большинство современных учебных дисциплин ориентируется прежде всего на накопление у студентов знаний «впрок», на развитие их логического мышления (в ущерб абстрактному, творческому), которое вырабатывается посредством тренинга на лабораторных образцах (схемах, чертежах, муляжах).Литература - это, пожалуй, ведущий, если не единственный предмет, направленный главным образом на формирование или, правильнее, взращивание души у студентов . Известно; что предназначение литературы как учебного предмета заключается в том, чтобы «очеловечить душу» подростка, представить ему гуманистическую картину мира и помочь в поисках смысла жизни.Ни в коей мере не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая должна заниматься целенаправленным развитием эмоционального мира студентов, приобщением его к гармоничному, здоровому образу жизни. Только в курсах литературы лепка души студента осуществляется через привитие духовно-нравственных ценностей, которые вызревают по законам красоты, добра и истины.Культурная атмосфера в современной России кардинально изменилась за последние полтора десятка лет, и многое из того, что было создано ранее, оказалось заставлено новым ценностным рядом. На бледном фоне этой культурной атмосферы резко обозначились индивидуализм, корысть, нажива как единственная цель, вседозволенность, нравственная распущенность. Однако поспешные, амбициозные замены на пользу делу никогда не шли. Проблемы формирования ценностей здоровья подрастающего поколения, профилактика алкоголизма, нравственной распущенности давно волновали наше общество. В русской культуре именно литература была и должна оставаться одним из источников духовного здоровья нации, ее здорового образа жизни. Разбудить, укрепить в человеке человеческое - вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Отторжение части детей от общечеловеческих и национальных ценностей, отсутствие нравственного стержня приводит к ощущению пустоты, скуки, апатии и следующему за этим употреблению наркотиков, алкоголя, преступному поведению как способам придать своей жизни подобие смысла. В современных социальных условиях от педагога требуются высочайшее профессиональное мастерство, а также воля и вера в гуманистическую миссию искусства и классической литературы, которая способна пробудить душу и совесть каждого подростка так, чтобы он спросил себя: а всегда ли я правильно поступаю, был ли я прав вчера, сегодня?.. А потом задумается над вечными вопросами: каково предназначение человека и к чему он стремится? Каковы истинные ценности и идеалы? Как жить и во что верить?Расширение подготовки личности к здоровому образу жизни до границ, которые охватывают весь духовный мир человека, закономерно и методически оправданно. Классическая литература в силу своего непосредственного эмоционального воздействия формирует активную жизненную позицию личности, понятие о долге, ответственности за каждый совершенный поступок и его результаты.
Данное мероприятие можно провести как внеклассное или колледжное . Форма открытой студии выбрана потому, что нестандартная подача традиционного материала способна увлечь и заинтересовать студентов, а также дает возможность проявить им свои творческие способности. Заранее студенты изучают литературные источники по данной теме . Количество участников 18-20 человек. Ведущим может выступать как учитель, так и студенты.
Ход мероприятия :
Эпиграф
"Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Ведущий: - Здравствуйте! Это студия "Открытый микрофон". Сегодня мы обсуждаем проблемы о которых трудно молчать.
- По мнению большинства социологов, духовно-нравственная составляющая здоровья российской нации упала ниже критической отметки. В силу своей природы общественная психика не в состоянии принять постоянную смену идеалов, происходящую за исторически короткий срок. В результате страну захлестнул масштабный духовно-нравственный кризис, преданы забвению ценности и смыслы, которые могут и должны связать российскую нацию в единое целое.
- Что такое духовно- нравственное здоровье? Такой вопрос наш ведущий задал студентам колледжа ( внимание на экран).(видео подготовлено студентами: Прохоровой В., Лоскутовым Д.,Соколовой Д., Разореновым В. )
Вопросы :
- "Что такое духовно - нравственное здоровье?"
- «Считаете ли Вы, что духовно-нравственная культура человека является составной частью общей культуры?»
- «Влияют ли экономические и социальные условия развития общества на формирование духовно-нравственной культуры человека?
- " Считаете ли вы актуальной проблему алкоголизма в нашем обществе?"
Появляется слайд с надписью:
Толковый словарь Ожегова определяет эти понятия следующим образом:
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; 2) правила поведения, определяемые этими качествами;
здоровье – 1) правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие; 2) то или иное состояние здоровья.
Ведущий: -Уважаемые зрители! Прежде чем говорить о духовно - нравственном здоровье, рассмотрим его составляющие. Я пригласил(а) в студию экспертов (представляет)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ( экспертная группа : Новожилова К., Арсентьева К., Астрелина А., Козьменко Н., Глубокова Е.)
В жизни человек испытывает много разных эмоций: радость и грусть, печаль и восторг, злость и разочарование, недоверие, страх и т. д. Наукой уже доказано, что положительные эмоции благотворно влияют на физическое здоровье, а отрицательные - наоборот. Таким образом, эмоциональное здоровье способствует сохранению здоровья физического. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, разумными путями добиваться подлинной гармонии здоровья.
Эксперт1:- Очень ценно для самовоспитания иметь перед собой какой-то жизненный идеал, стремление быть похожим на какого-либо человека. В истории наиболее известен пример самовоспитания Александра Васильевича Суворова. Он родился маленьким, очень слабеньким ребёнком, но он постоянно работал над собой, делал гимнастику, спал на досках, умывался снегом, много читал военной литературы и стал военным, генералиссимусом, написавшим книгу “Наука побеждать”.
Он постоянно размышлял о том, как у него получается преодолевать себя, свои слабости. Однажды он написал:
“Я же знаю, как стать сильным. Почему же я им не стал? Мне просто расхотелось заниматься гимнастическими упражнениями. Сильным стать хотелось, а делать что-то для этого не хотелось. Значит, во мне два противника. И ленивый опять победил. А уж если я сам с собой справиться не могу, то куда мне ещё с кем-то тягаться? Значит, нужно побеждать самого себя. Пусть моя воля, а не лень, будет законом. Если лень меня победит, то меня будут побеждать все. А если я её буду побеждать, то мне уже никто страшен не будет”. (Александр Суворов)
Эксперт3: -А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Эксперт 4: -Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной Цели: он стал выдающимся оратором.
Эксперт5: -Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
Эксперт2: - Мало кому известно, что А.Суворов боялся многих вещей. Чтобы преодолевать страх, полководец придумал фразу, которая действовала на него магически: «Дрожишь, скелет?! Ты бы дрожал еще больше, если бы знал, куда я тебя сейчас поведу».
Ирония и юмор, если они не отказывают в критических ситуациях, — верный признак того, что вам страх не доставляет особых хлопот.
Советы от экспертной группы:
Избавляйтесь от вредных привычек для своего здоровья. Развивайте чувство юмора и показывайте, как с его помощью можно выйти из сложной, смешной или нелепой ситуации с достоинством. Радуйтесь и верьте в себя, оптимистично смотрите на жизнь и людей.
НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ( экспертная группа: Косяков Н., Дружинина А., Володина А., Ильина Н.)
Нравственное здоровье человека - это понимание, что такое хорошо, что такое плохо, умение делать добро, быть милосердным, толерантным (т.е. терпимым к взглядам других, их обычаям, мыслям,).
Чаше всего нормы нравственного поведения нигде не записаны, они передаются в семье, в обществе от старших к младшим. Нравственность как бумеранг возвращается к тому, от кого пришла. "Что посеешь, то и пожнешь", - говорит пословица.
Эксперт 1: -За свою долголетнюю боевую службу Кутузов хорошо изучил солдатскую массу, научился ценить горячую любовь солдат и офицеров к своему отечеству, их войсковое товарищество и сплоченность, готовность к самопожертвованию, необычайную выносливость, стойкость, решительность и храбрость в бою, природную смекалку и инициативу в действиях. Все эти качества русского солдата и офицера проявлялись в боевых походах войск Кутузова и служили основой их боевых успехов.
Эксперт2: - Кутузов проявлял постоянную заботу о подчиненных, об их здоровье, питании, условиях жизни; он понимал, что солдат прежде всего человек, а не «инструмент, артикулом предусмотренный», как это считали гатчинские царедворцы. Продолжая суворовские традиции, Кутузов большое внимание уделял солдату. Постоянной заботы о солдатах Кутузов требовал от всех офицеров и генералов. В одной из инструкций 1812 г. сказано: «Офицер может заслужить почетнейшее для военного человека название - друг солдата».
Эксперт3:- Большое внимание уделял Кутузов заботе о раненых. Перед каждым боем он специально отдавал приказания о сборе подвод для перевозки раненых, организации медицинских перевязочных пунктов и выделении носильщиков-санитаров, чтобы не отрывать бойцов от строя. В 1812 г. также в одном из распоряжений о раненых и больных Кутузов писал: «...поставьте всем за одну из главнейших обязанностей стараться о сбережении людей и о сохранении здоровья их».
Эксперт4: -Большую заботу проявлял Кутузов об увечных воинах, которые не могут уже вернуться в строй. Он требовал составлять на них именные списки, в которых медицинский персонал обязывался давать заключения о необходимости зачисления инвалидов на пенсию или в инвалидные команды.
Эксперт5: -Понимая, какое огромное значение для воспитания войск имеет популяризация героических подвигов, Кутузов требовал от своих подчиненных, чтобы ни один случай проявления воинской доблести не оставался не отмеченным. Целый ряд документов свидетельствует, что полководец обращался к царю с просьбой дать высокие награды тем, кто выделялся боевыми подвигами, кто служил примером для всего состава армии. Он не стеснялся просить произвести этих героев в офицерские чины и в большинстве случаев добивался утверждения своих представлений.
Советы от экспертной группы:
Сейте в душах окружающих добро, сострадание, понимание других - всё вернется к вам. Находите время поговорить с вашими близкими, обсуждайте какие-то дела, поступки с точки зрения морали, осуждая или поощряя. Старайтесь выходить на природу, на концерты и выставки-всё это воздействует на нравственность и душу.
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ( экспертная группа: Лоскутов Д., АфанасьеваЕ., Бобер А.)
Эксперт1: -Необходимым условием для существования, жизни и развития любого народа, является определенный уровень его духовного и физического здоровья. Если с критериями физического состояния нации, современная наука в принципе определилась, то проблема духовного здоровья и его влияния на физическую и общественную жизнь общества, находится только в стадии разработки. Между тем, оно является главенствующим фактором, определяющим развитие общества.
Эксперт2: -Ситуация, сложившаяся сегодня в России, признается обществом критической. Средства массовой информации зачастую ведут к растлению молодежи, разрушению традиционных культурно-нравственных ценностей российского общества: веры, добра, милосердия, великодушия. И эта бездуховная показывает нам сегодня свои результаты: разврат, насилие, вседозволенность, вражду, нетерпимость, агрессию и, как следствие, уничтожение института семьи. А ведь семья является основой всей жизни человека.
Эксперт3: - Примером высоко духовного воспитания детей может служить семья последнего русского императора Николая II. На почве общего разложения семейных нравов начала XX века семья русского императора представляла редкое исключение: в ней царили тесные дружеские отношения, неподдельная горячая любовь между детьми и родителями.
Природа одарила Николая II умом, превосходной памятью и сильной волей. Он был блестяще образован, говорил на нескольких европейских языках. С раннего детства полюбил церковные службы. Церковь была для Николая II главной опорой. Всего лучше он чувствовал себя в тесном семейном кругу, где царили мир и согласие.
Жену и детей Николай II обожал. С удовольствием принимал участие в их играх, охотно совершал с ними прогулки, любил по вечерам читать вслух русских классиков.
Родители делили детей по старшинству: на старших и младших. Ольга и Татьяна занимали одну комнату, младшие девочки жили в другой. Все спали на одинаковых узких постелях, над каждой из которых висели многочисленные иконы. Мать одевала детей скромно. Любимым нарядом была матросская форма – знак привязанности к яхте «Штандарт».
Жизнь детей шла по установленному порядку. К завтраку собиралась вся семья, затем следовали уроки. После этого полагалось гулять. Верная своим привычкам, императрица не позволяла дочерям сидеть без дела – под ее руководством они занимались рукоделием, учились вязать, вести домашнее хозяйство, рисовали. Императрица воспитывала детей сама и делала это прекрасно, проявляя свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало атмосферы абсолютного доверия между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала детей, если они шалили и смеялись. Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий. Счастливая мать писала в своем дневнике:
Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей?
За нами только пустота,
А впереди - лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети. Их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами.
Эксперт4: - В царской семье в основе воспитания лежала глубокая религиозность родителей, которую они сумели передать детям. Православие учит, что вера без добрых дел – мертва. Девочки вместе с матерью занимались благотворительностью, посещали больных. На замечания фрейлин о том, что туберкулез опасен и неизлечим, царица говорила: «Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль».
Во время первой мировой войны государыня и царевны Ольга и Татьяна ежедневно много часов проводили в госпитале. Они прошли курсы сестер милосердия и работали в госпитале хирургическими сестрами, помогали врачам при бесчисленных ампутациях конечностей, делали перевязки, уколы, ухаживали за ранеными. Младшие княжны Мария и Анастасия шили для раненых и их семей, делили все их душевные волнения и переживания, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами.
Наследник русского престола с рождения нес тяжелый крест – неизлечимую болезнь. Надо отметить, что в воспитании царевича Алексея, формировании его характера и привычек большую роль сыграли простые, подчас малограмотные люди: боцман Деревенько, матрос Нагорный, няня Мария Вишнякова. Но, конечно, самыми близкими и дорогими были для Алексея родители и сестры.
Осенью 1915 года Николай II взял Алексея в Ставку. Они жили в одной комнате, обстановка которой состояла из походной кровати и нескольких стульев. Из Ставки в Могилеве царевич вместе с отцом выезжал в расположение войск и даже был награжден Георгиевской медалью IV степени. «Несмотря на добродушие и жалостливость, он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером» - писал флигель-адъютант императора А.А.Мордвинов и приводил слова Алексея: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»
Эксперт :-Английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910).слайд №
В то время профессия медсестры была неуважаемая в обществе. Ухаживая за больными в своей семье, Флоренс всё больше убеждалась в необходимости специального образования для организации и исполнения ухода за больными.
Вся дальнейшая жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела. Дело сестры милосердия, считала мисс Найтингейл, спасать не только физически, но и духовно.
Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформиться сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии. В 1919 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высший знак сестринского отличия, присуждаемый 1 раз в два года в день её рождения – 12 мая (Международный день медсестры) – только «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».
Советы от экспертной группы:
Доброжелательно относитесь к людям. Будьте спокойными и собранными. Адекватно оценивайте себя и свои поступки. Находите собственные ресурсы в трудной ситуации. Будьте устойчивым к стрессам. Умейте управлять своими мыслями.
Ведущий: - А теперь поговорим об утрате духовно- нравственного здоровья.
Алкоголизм - один из самых распространенных духовных и физических недугов нашего времени. Множество людей, желая избавить себя или своих близких от этой гибельной страсти, напряженно ищут выхода, но часто просто блуждают в поисках правильного пути. Найти верный способ исцеления в самом деле сложно.
К сожалению, многие люди до сих пор не понимают, что алкоголизм, как и любая страсть, - это заболевание не просто соматическое и даже не психосоматическое, но прежде всего, духовное. Алкоголь разрушает не только телесную и психическую (душевную) сферы человека, но и духовную.
Вспомним слова Федора Михайловича Достоевского: «Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой». Разбудить, укрепить в человеке человеческое - вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезы матерей, жен, детей... И самое страшное - гибель от своих пагубных пристрастий.Употребляя алкоголь или наркотики, человек медленно сам себя убивает. На этом пути неотвратимы деградация личности, ненормальный образ жизни, лишение основных жизненных ценностей: семьи, детей, материального благополучия, уважения окружающих людей - и крах здоровья. Ведущий:Вернемся к страницам литературных произведений и посмотрим, к чему привело пьянство одного из героев романа Достоевского «Преступление и наказание».В нашей студии присутствует титулярный советник Мармеладов.Студент изображает Мармеладова.(Кучерявенко А.)
Ведущий: -Расскажите о себе.
-Я бывший титулярный советник. Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить. Я пропивал вещи жены и моя собственная дочь Сонечка из-за наступившей нищеты пошла на панель. Я осознаю свою слабость и ничтожность, но не имею сил преодолеть себя, свое пристрастие к алкоголю. Ведущий обращается к студии:Подумаем вместе. Какова была бы жизнь Сонечки, если бы ее отец не запил?
Ответы студентов: - Бедной девочке не пришлось бы пережить падение, унижаться, зарабатывая на жизнь проституцией. Мармеладов и Сонечка могли бы избежать многих проблем.
Ведущий: -Но вернемся к реальной жизни. Какое ужасное зрелище - пьяный отец и такая же мать, маленький ребенок - весь грязный и в обносках, который не знает, что такое материнская ласка и отцовская любовь! Он растет в семье алкоголиков. Зачастую такие дети погибают от рук пьяных родителей или от голода. Если они выживают, их ждут детские приюты (в лучшем случае) или подворотни - незавидное будущее у этих детей.В нашей студии присутствует врач (Прохорова В.)
Ведущий:- Объясните, насколько вреден алкоголь для нашего организма. Каковы последствия чрезмерного употребления алкоголя?
Врач ( Прохорова В.):- Пристрастие к алкоголю является самой пагубной привычкой. Конечно, после одной рюмки вина или водки серьезных последствий не бывает. Но каждая из них оставляет будто маленькую «царапину» в нервной системе человека. Много рюмок-царапин образуют незарастающую борозду. Так что одна рюмка вина или водки не так уж безобидна. Даже незначительное количество алкоголя нарушает активное восприятие и торможение, ослабляет внимание, снижает умственную работоспособность на 20-25%. Опьяневший человек теряет самоконтроль, становится самоуверенным, развязным и беззаботным, эмоции у него преобладают над контролем поведения, поступки и действия невозможно предвидеть и корректировать.Ведущий: - Сегодня в нашей студии присутствует герой драмы Максима Горького «На дне» -Актер.Ведущий: -Расскажите о себе. Почему вы начали пить?
( ответ)
Герой драмы " На дне" : В прошлом у меня был сценический псевдоним— Сверчков-Заволжский. Я потерпел неудачу в профессиональной деятельности, и покатился по наклонной плоскости, стал пить и оказался в ночлежке.
Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня была хорошая память…А теперь не могу вспомнить любимое стихотворение. Не помню… ни слова. Теперь мой организм отравлен алкоголем .Пропил я душу…Веры у меня не было. Я стремился вырваться на волю со «дна» жизни, но оказался бессилен что-либо изменить.
Ведущий: - Каждый из нас должен заставлять свою душу «трудиться», и этот процесс не должен прекращаться: « душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
Ведущий обращается к студентам:
- Почему «труд души» очень тяжел ? (Это постоянный процесс преодоления самого себя, когда во многом приходится себя ограничивать, а герои не хотели преодолевать трудности)
Стихотворение Заболоцкого "Не позволяй душе лениться".
Ведущий: - Каждый человек за свои поступки несет ответственность. А за правонарушение, совершенное в состоянии опьянения, наказывается вдвойне. Вспомним героя рассказа Василия Шукшина «Материнское сердце»- Витьку Борзенкова.( или пригласить в студию) (РевенкоЕ.)
(Витька Борзёнков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: «Разреши прикурить». «С похмелья?» — прямо спросил Витька. «Ну», — тоже просто ответила девушка. «И похмелиться не на что, да?» — «А у тебя есть?» Витька купил еще. Выпили. Обоим стало хорошо. «Может, еще?» — спросил Витька. «Только не здесь. Можно ко мне пойти». В груди у Витьки нечто такое — сладостно-скользкое — вильнуло хвостом. Домик девушки оказался чистеньким — занавесочки, скатерочки на столах. Подружка появилась. Разлили вино. Витька прямо за столом целовал девушку, а та вроде отталкивала, а сама льнула, обнимала за шею. Что было потом, Витька не помнит — как отрезало. Очнулся поздно вечером под каким-то забором. Голова гудела, во рту пересохло. Обшарил карманы — денег не было. И пока дошел он до автобусной станции, столько злобы накопил на городских прохиндеев, так их возненавидел, что даже боль в голове поунялась. На автобусной станции Витька купил еще бутылку, выпил её всю прямо из горлышка и отшвырнул в скверик. «Там же люди могут сидеть», — сказали ему. Витька достал свой флотский ремень, намотал на руку, оставив свободной тяжелую бляху. «Разве в этом вшивом городишке есть люди?» И началась драка. Прибежала милиция, Витька сдуру ударил бляхой одного по голове. Милиционер упал… И его отвезли в КПЗ.
Мать Витькина узнала о несчастье на другой день от участкового. Витька был её пятым сыном, выходила его из последних сил, получив с войны похоронку на мужа, и он крепкий вырос, ладный собой, добрый. Одна беда: как выпьет — дурак дураком становится. «Что же ему теперь за это?» — «Тюрьма. Лет пять могут дать». Мать кинулась в район. Переступив порог милиции, упала мать на колени, запричитала: «Ангелы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Простите его, окаянного!» «Ты встань, встань, здесь не церква, — сказали ей. — Ты погляди на ремень твоего сына — таким ведь и убить можно. Сын твой троих человек в больницу отправил. Не имеем мы права таких отпускать». — «А к кому же мне теперь идти?» — «Иди к прокурору». Прокурор разговор начал с нею ласково: «Много вас, детей, в семье у отца росло?» «Шестнадцать, батюшка». — «Вот! И слушались отца. А почему? Никому не спускал, и все видели, что шкодить нельзя. Так и в обществе — одному спустим с рук, другие начнут». Мать поняла только, что и этот невзлюбил её сына. «Батюшка, а выше тебя есть кто?» — «Есть. И много. Только обращаться к ним бесполезно. Никто суд не отменит». — «Разреши хоть свиданку с сыном». — «Это можно».
С бумагой, выписанной прокурором, мать снова отправилась в милицию. В глазах её все туманилось и плыло, она молча плакала, вытирая слезы концами платка, но шла привычно скоро. «Ну что прокурор?» — спросили её в милиции. «Велел в краевые организации ехать, — слукавила мать. — А вот — на свиданку». Она подала бумагу. Начальник милиции немного удивился, и мать, заметив это, подумала: «А-а». Ей стало полегче. За ночь Витька осунулся, оброс — больно смотреть. И мать вдруг перестала понимать, что есть на свете милиция, суд, прокурор, тюрьма… Рядом сидел её ребенок, виноватый, беспомощный. Мудрым сердцем своим поняла она, какое отчаяние гнетет душу сына. «Все прахом! Вся жизнь пошла кувырком!» — «Тебя как вроде уже осудили! — сказала мать с укором. — Сразу уж — жизнь кувырком. Какие-то слабые вы… Ты хоть сперва спросил бы: где я была, чего достигла?» — «Где была?» — «У прокурора… Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй времени, а садись и езжай в краевые организации… Счас я, значит, доеду до дому, характеристику на тебя возьму. А ты возьми да в уме помолись. Ничего, ты — крещеный. Со всех сторон будем заходить. Ты, главное, не задумывайся, что все теперь кувырком».
Мать встала с нар, мелко перекрестила сына и одними губами прошептала: «Спаси тебя Христос», Шла она по коридору и опять ничего не видела от слез. Жутко становилось. Но мать — действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, что ей нужно сделать до отъезда, какие бумаги взять. Знала она, что останавливаться, впадать в отчаяние — это гибель. Поздним вечером она села в поезд и поехала. «Ничего, добрые люди помогут». Она верила, что помогут.
Ведущий:
- Одному ли себе принёс Витька мучительные страдания?
- Ребята, а как вы относитесь к данной проблеме?
Обобщающая беседа.
Ведущий1: - Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек приходит постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных выпивок, поводы для которых обычные.
Ведущий 2: - Когда у человека появляется проблема, то слабый человек ищет успокоения в пагубных привычках ( как и наши герои), а сильная личность старается разрешить эти проблемы, работает над собой.
Слайд с надписью:“Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу”.
Работа по группам( предложить экспертам)
Представьте себе, что вы работайте в газетном агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одной из хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута.
Вы объединились в группы, каждая группа получила ключевые слова для работы. В течении 5 минут вы будете работать над текстом рекламного ролика. Итак, у вас 5 минут на подготовку.
(приложение №)
Ведущий: -А мы сейчас проведем конкурс для зрителей.
Конкурс эрудитов ( за правильные ответы поощрить зрителей сладкими призами)
А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно, что…» (…целовать пепельницу).
Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark – оцепенение, mania – влечение).
В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка).
Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…» (Мозг).
Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).
Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).
Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).
Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами).
Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).
Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов).
Зачем для профилактики ангины и насморка делают холодные ножные ванны? (Нервные окончания стопы и носоглотки связаны).
Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).
Проверка рекламных текстов.
Ведущий: - И в заключении мне бы хотелось пожелать вам вырасти:
- физически здоровыми;
- духовно и психически устойчивыми;
- интеллектуально развитыми;
- эмоционально и нравственными и воспитанными.
ЛИТЕРАТУРА1. Абаскалова, Н.П. Здоровью надо учить! (Валеология через учебные предметы): Разработки уроков: Методическое пособие для учителей. - Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.2. Бельт, М.А. Формирование общекультурных ценностей личности на уроках литературы // Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Сборник учебно-методических и научных статей. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.3. Васильев, ВВ. Уроки. Мысли и чувства. - Воронеж, 2006.4. Ирхин, В.К, Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников: Учебное пособие. - Тирасполь, 2008.5.Ирхин, В.К., Тюфанова Л. В человеке все должно быть прекрасно… Формирование ценностей здоровья на уроках литературы. –М .:20096.. Карпов, И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. - М.: Московский лицей, 2003.7.. Магомедова, Т.И., Конищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. -М.: Учитель, 2006
Приложение №1
( оформление аудитории)
Плакаты:
Здоровье – всему голова.
В здоровом теле- здоровый дух.
Здоровье дороже денег.
Здоровье не купишь.
Наше счастье в наших руках.
Счастье не ищут, а делают.
Ученые о здоровье:
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.
(П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Здоровое тело – продукт здорового рассудка.
(Б. Шоу.)
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других.
(Д.С. Лихачев.)
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения.
(А. И. Солженицын.)
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни.
(И. Аршавский)
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман -основатель валеологии.)
Приложение №2
1 группа ( эмоциональное здоровье)
- забота о физическом здоровье ( зарядка, спорт, обливание);
- улыбайтесь, радуйтесь, мечтайте;
- занимайтесь самовоспитанием.
Ключеваые слова :
положительные эмоции,уверенность в себе, «необидчивость» (умение освобождаться от затаенных обид), творческая энергия, вероятность успеха.
Пословицы, поговорки и высказывания: "Эмоции воздействуют на тело и разум человека".
--------------------------------------------------------------------------------------------
2 группа ( нравственное здоровье)
- окружайте себя хорошими книгами, ходите в театр;
- проводите время с семьей.
Ключевые слова:
система ценностей, добро, любовь. красота, позитивное восприятие окружающего мира, сострадание,взаимопонимание, взаимопомощь.
Пословицы , поговорки и высказывания: "Нравственное здоровье – это внутренняя человеческая красота".
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 группа ( духовное здоровье)
- хвалите людей, делайте комплименты;
Ключевые слова:
-умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;
-находить общий язык с разнообразными людьми;
-система ценностей и убеждений.
Пословицы и поговорки :«В здоровом теле – здоровый дух».