Внеклассное чтение на тему Сергей Есенин. В моем сердце светит Русь
Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка.
Внеклассное чтение по творчеству С.А. Есенина
"А в сердце светит Русь…"
(для обучающихся 7 класса)
18275303625850
Подготовила и провела
Козлова И.Н.,
учитель русского языка
I КАТЕГОРИИ
Февраль, 2015 год
Ход занятия:
«Я люблю родину,Я очень люблю родину!»С. Есенин
Цель:
Представить учащимся творчество талантливого русского поэта С. Есенина, рассказать о его большой любви к родине; раскрыть особенности его лирики; развивать речь, мышление, память учащихся; способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной Земле, к своему Отечеству.
Оборудование:
портрет С. Есенина;
музыкальные произведения на стихи С. Есенина;
мультимедийный аппарат;
Ход урока
I. Вступление. (звучит музыка на стихи С. Есенина)
Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского поэта С.А. Есенина. «А в сердце светит Русь…»
II. Проверка домашнего задания.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, над которым вы подумали дома: «С чего начинается Родина?»
III. Обобщение.
Для каждого из нас Родина начинается с чего-то своего, личного. Известные вам поэты: И. Бунин, Н. Рубцов, К. Бальмонт много раз писали об этом в своих произведениях. Для кого-то «Родина» - безмятежное лазоревое небо юга, для другого – это бескрайняя степь, яркая по весне от бесчисленных цветов, для третьего – таежный лес Сибири.
IV. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы услышим еще одно объяснение в любви к нашей скромной, застенчивой, трогательной и прекрасной земле. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром С. Есенина. И пусть эти строчки станут эпиграфом к нашему уроку:«Я люблю родину, Я очень люблю родину!»
V. Биография поэта.
Недалеко от Москвы начинается древняя рязанская земля «Страна березового ситца», так называл ее С. Есенин. В крестьянской семье, в селе Константиново, в 1895 году родился будущий поэт. С 2-х лет был отдан на воспитание деду. В 5 лет умел читать. Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, по окончании которой должен был поступить в Московский Учительский институт. Но этого не случилось.
Стихи начал писать рано, в 9 лет, но сознательное творчество появилось в 16-17 лет.
Жизнь поэта протекала в нелегкие годы истории России. И вся его судьба отразилась в стихах.
VI. «Задремали звезды золотые…»
Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».
Стих «Задремали звезды золотые…»
«Пороша»
«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин ни добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.
Стих «Пороша».
«Поет зима – аукает» (слайд №7).
Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Может, поэтому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.
Песня «Поет зима – аукает».
Физминутка «Рябинка».
На холме стоит рябинка,Держит прямо, ровно спинку.(Потягивание – руки вверх)Ей не просто жить на свете –Ветер крутит, вертит ветер.(Вращение туловищем вправо и влево)Но рябинка только гнется,Не печалится – смеется.(Наклоны в стороны)Вольный ветер грозно дуетНа рябинку молодую.(Дети машут руками, изображая ветер)
«Край ты мой любимый…»
Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному краю. Но не всегда это яркие краски и блеск, чаще – это боль, тревога, печаль.
Стих «Топи да болото…»
Чем восхищается поэт? Каким настроением проникнуто стихотворение?
А что вы любите в своем краю?
Мировая известность.
Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о С. Есенине такие слова.
«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». А. Толстой.
«Какой чистый и какой русский поэт». М. Горький.
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читаю люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это вечное, как это озеро, как небо…» Н. Тихонов.
«Отговорила роща золотая…»
В старину кавказские старцы наставляли молодежь: «Тридцать лет человек должен учиться, тридцать путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял».
90 лет… Есенину было отпущено в 3 раза меньше.
Стих «Отговорила роща золотая…».
Связь с телевидением.
Вы уже взрослые люди. И, наверное, некоторые из вас смотрели передачу «Тайны века», посвященную жизни, творчеству и гибели С. Есенина. Смерть его загадочна и непонятна. Но русские люди всегда будут помнить С. Есенина, его лирические произведения о родине, о природе.
VII. Итог урока.
А чтобы понять, как вы усвоили этот урок, выполните небольшое задание: на листочке с дерева написано задание:
1) березовый лист: соедини части пословиц и подчеркни лишнюю;
2) кленовый лист: допиши пословицу и подчеркни лишнюю;
При солнышке тепло – (при матери добро).
Родина – мать – (умей за нее постоять).
Поспешишь – (людей насмешишь).
3) проверка, оценки.
VIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение С. Есенина.