Урок литературы в 11 классе В сердце светит Русь…

«В сердце светит Русь»
(Чувство Родины в лирике С.Есенина.)

Цели урока
Обучающие
Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С.Есенина,
проследить эволюцию образа Родины в его произведениях,
обучить интерпретации лирического текста.
Развивающие
Развивать общекультурную, ценностно-
мировоззренческую компетенции,
формировать творческую личность.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся,
способность к межличностному и межкультурному диалогу.
Психологические
Создать условия для самореализации учащихся

Оборудование
Эпиграф к уроку
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С.Есенин
Портрет С.Есенина
Оформленный стенд «Отчий край поэта»
Кассета с записями песен на стихи С.Есенина
Стихотворения поэта
Слайды к презентации.

Ход урока.
1.Слово учителя.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина – это чувство Родины.
Сергей Есенин! Это имя -
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины – основное в моем творчестве».
Обращаю ваше внимание: не «тема», а «чувство родины». Певцом России, поэтом, в сердце которого «светила Русь», был Есенин.
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия. Какое хорошее слово и «роса», и «сила» и «синее что-то» Это Сергеем Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для Есенина любимой рифмой.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай,
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Сергей Есенин, как никто другой, пожалуй, в русской поэзии сумел сохранить в своих стихах преданность и признательность отчему дому. Его трепетная любовь к Отчизне на протяжении короткой, тридцатилетней жизни питалась из неизменного родника – села Константиново.
Мы, жители города Чаплыгина, по праву можем считать себя земляками поэта. Ведь до 1954 года Раненбург относился к Рязанской области. Вот почему мы каждый раз, как к близким родственникам, едем в Константиново, чтобы поклониться благословенным местам, породившим песенный голос России, а затем собираемся, чтобы поделиться своими впечатлениями с товарищами, почитать стихи, услышать песни, высказать свое мнение.
Сейчас мы вместе с экскурсоводами на какое-то мгновение перенесемся в отчий край поэта, в чудесную есенинскую страну «березового ситца».
2.Заочная экскурсия в село Константиново (на фоне музыки, слайдов презентации).
1 ученик:
Широки над Рязанью просторы родные,
И выходит Есенин на старый причал.
Он слова отыскал этой ночью впервые
Те, что каждый из нас много раз повторял:
-Ой, ты, Русь
Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки – многоводной сестры великой Волги.
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красной глиной и сучьями ив
Эти места – колыбель поэзии Есенина, и, хотя название «Константиново» ни разу не упоминается в его стихах и поэмах, в каждом есенинском слове чувствуется неразрывная связь с рязанской землей:
Милые березовые чащи!
Ты, земля. И вы, равнин пески!
Перед этими сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
С берега Оки открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. С константиновских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновенье ты чувствуешь себя не на земле, а как бы – во вселенной, в центре мирозданья. И в миг оживают есенинские строки:
Не видать конца и края, -
Только синь сосет глаза.
2 ученик:
А цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных встреч было с ними у Есенина! Они как бы радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени полей и грустили в час прощанья.
Наверное, именно в тот сокровенный миг любования природой родного края у Есенина сложились проникновенные строки:
Но все же готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.
Все, что связано с жизнью и творчеством поэта, бережно хранит Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.
Вот дом, где родился и вырос С.Есенин, низкий дом с голубыми ставнями.


Татьяна Федоровна и Александр Никитич Есенины – мать и отец поэта. Слова поэта о родительском доме исполнены тепла и доброты:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда
Одноэтажный дом в селении. Как он сроднился с этой местностью! Как он мал теперь в сравнении с его всемирною известностью! Обратите внимание на церковь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм в селе Константиново был воздвигнут в конце 18 века по проекту известного зодчего России Ивана Егоровича Старова.
В центре церкви было зарегистрировано рождение Сергея Александровича Есенина, и мальчик, конечно же, часто посещал ее.
Особый интерес у посетителей вызывает дом Л.И.Кашиной, которой С.А.Есенин посвятил немало поэтических строк. Судьба последней константиновской помещицы легла в основу поэмы «Анна Снегина».
Придерживает низкий небосвод
Крутая крыша дома с мезонином.
И кажется, что в белом платье длинном
Вот-вот хозяйка выйдет из ворот.
Итак, памятные есенинские места представляют собой целый музейный комплекс, где всюду живет память о великом русском поэте, стихи которого до сих пор волнуют, восхищают, будят наши сердца и души.
3.А капелла «Утро» в исполнении творческой группы.



4.Слово учителя.
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками.
Первый этап в развитии образа Родины - любовь к природе:
О Русь - малиновое поле,
И синь, упавшая в реку
(Запись в тетради).
5.Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».
Ответ на вопрос «Как происходит раскрытие образа Родины в этом стихотворении?»
Следующий этап в изображении образа Родины - родина - рай (ученики фиксируют этот этап в тетрадях).
6.Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных» и его интерпретация.
Словарная работа
Распределите слова: лебеда, роза, овес, мимоза – на две группы:
а) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном;
б) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
-Сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?
-Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
-Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
-Кто она, юная красавица?
-Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
-Какие изобразительно-выразительные средства вы нашли в этом стихотворении?
-Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвет. Как меняются оттенки?
Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Обратимся к ним.
-Каким настроением овеяно это стихотворение?
-Заканчивается ли стихотворение прощанием?
7.Слово учителя.
Следующий этап эволюции образа Родины - цикл «Москва кабацкая».
Итак, стихотворение – яркий пример того, как в творчестве С.Есенина сливаются воедино три самые важные темы: природа, родной край, любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, оценить красоту.
8.Творческая группа учащихся исполняет песню «Отговорила роща золотая».
9.Слово учителя.
От проникновенных слов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер до тревожных раздумьях о Родине, о судьбе России в суровые, грозные годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне.
Следующий этап эволюции образа Родины - тревожные раздумья о судьбе России (учащиеся записывают это в тетради).
Мужественная, самозабвенная любовь к Отчизне, кровная связь с народной жизнью помогали Есенину - поэту и гражданину - находить свой путь.
10.Чтение наизусть отрывка из стихотворения С.Есенина «Русь советская».
Интерпретация этого произведения
-По каким особенностям стихотворения мы могли бы угадать имя автора, даже если бы нам его не называли?
-Чем отличается это стихотворение от изученных произведений Есенина? Какие новые, образные качества поэтики Есенина проявились в нем?
-О чем говорит заключительная строфа произведения?

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

(В последних словах стихотворения - вся жизнь Есенина, все его творчество и огромная любовь к Родине).
Следующий этап эволюции образа Родины - стремление постигнуть «Русь советскую»

11.Подготовка к ЕГЭ.
Тестирование учащихся

1. Литературным крестным Есенина («С него и началась моя дорога») был:
а) Н. Клюев
б) С. Городецкий
в) А. Блок
г) Р. Иванов-Разумник.

2. Первый сборник стихов Есенина:
а) «Радуница»
б) «Русь советская»
в) «Москва кабацкая»
г) «Исповедь хулигана».

3. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения С.Есенина «Береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Какой прием использован поэтом?
а) гротеск
б) аллегория
в) метафорическое сравнение
г) инверсия

4. Из какого произведения Есенина эти строки:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
а) «Пороша»
б) «Русь советская»
в) «Отговорила роща золотая»
г) «Гой ты, Русь, моя родная».

5. Укажите стихотворение, не принадлежащее перу С. Есенина:
а) «Поет зима – аукает»
б) «Ночь, улица, фонарь, аптека»
в) «Не ходить, не мять в кустах багряных»
г) «Край любимый! Сердцу снятся».

12.Последний этап эволюции образа Родины -
Я думаю, как прекрасна земля
И на ней человек.

Ответ на вопрос «Чем вам близка и дорога лирика С.Есенина?»
За что я люблю Есенина? За то, что его стихи помогли мне задуматься о том, как должна любить Родину, природу, жизнь и любимого человека. В его стихах есть что-то «несказанное, синее, нежное», которое играет, как веселый ветер, в душе поэта. Оно передается нам, читателям. Вместе с Есениным я полюбила белую березку, зеленый клен, черемуху. Стихи Есенина плывут легко и тихо, как нежный вальс Шопена. За что я люблю Есенина? За то, что его лира воспела самые искренние и нежные чувства.
Черешнева Мария

Я люблю Есенина потому, что он был человечный. Любил животных, природу, свою любимую, родных, но, прежде всего, любил свою Родину.

Копылов Евгений
Для меня Есенин – прежде всего певец русской природы. Какие у него стихи чистые, ясные, свежие, кажется, что сама душа поэта раскрылась передо мной. Еще на меня сразу произвело впечатление то единство между природными картинами, которые рисует Есенин, и человеческим психологическим состоянием. И, когда сама я читаю его стихи, они могут изменить мое настроение. Как будто я начинаю чувствовать, думать, дышать вместе с самим поэтом. Если на душе радостно, а я прочитаю «Кто же сердце порадует, кто его успокоит, мой друг», мне становится грустно. А если что-то мучит мое сердце, и я прочитаю «Только мне не плачется, на душе светло», то будто солнечный луч проникает и успокаивает меня.
Климкина Анжела
Есенина нельзя не любить. Ведь в его стихах вылилась вся его душа, вся его любовь к людям, к природе, к Родине. Он писал для людей, которые жили в его время, писал и для нас – будущих потомков.
Седых Николай
13.Итоги урока.
Какова эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина? (Обращение к презентации).

Эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина.

«О Русь - малиновое поле,
И синь, упавшая в реку»

Изображение родины - рая

Цикл «Москва кабацкая»

Тревожные раздумья о судьбе России

Стремление постигнуть «Русь советскую»

«как прекрасна земля
И на ней человек».


13.Заключительное слово учителя.
Сергей Есенин! Этот поэт всегда будет почитаем и любим народом, так как его стихи зовут к добру и свету, учат любить Родину.
Сергей Есенин!
Это имя –
В степях разбуженной России,
В березах розовых и синих,
В зеленых с проседью осинах,
В хлебах из золота осенних,
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Не случайно С.А.Есенина называют «поэтическим сердцем России». И пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер,
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала

Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя,-
России стихотворная душа

14..Домашнее задание
Подготовьте эссе* по теме «Чувство Родины в лирике С.Есенина».
*Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно.
Творческое задание
Напишите стихотворение в стиле Есенина, учитывая своеобразие мироощущения и мировоззрения поэта.
Исследовательская работа
Сопоставьте стихотворение С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных» со стихотворением А.Блока «Вхожу я в темные храмы» (из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»).
В каких строках стихотворения С.Есенина любимая напоминает Прекрасную Даму Блока, а где приобретает свои, неповторимые черты? Выделите эти черты, земные, легко представляемые, связанные у Есенина с миром родной природы. Какие чувства лирического героя эти образы помогают высказать?
Советы учащимся
Если вы хотите больше узнать о художественном мире С.Есенина, то изучите следующие книги:
1.Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
2.Кошечкин С.П. Сергей Есенин: Раздумья о поэте. М., 1974.
3.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1979.
15