Конспект урока музыки Утро. Образы утренней природы 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт. ВойвожКонспект урока музыки в 3 классе.
Тема: «Утро. Образы утренней природы в музыке»
Раздел: «День полный событий».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, презентация
Цель: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.
Задачи:
проводить интонационно-образный разбор музыкального произведения;
соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными средствами музыки;
развитие вокально-хоровых навыков
Музыкальный материал: песня «Моя Россия» Г. Струве, Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; песня «Утро»
Методы и приемы: метод моделирования художественно-творческого процесса, иллюстрирование музыкального произведения, вокализация мелодии, метод «синквейн»,
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности
(орг.момент) Вокальное приветствие
Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро! (хором)
- Доброе утро!
- Солнцу и птицам! (хором)
- Доброе утро!
- Приветливым лицам (хором)
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро, длится до вечера (хором).
Настраиваются на восприятие
Самооценка
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Ребята, как вы думаете, может ли музыка рисовать картины природы?
Приведите примеры?
Изучая тему «Россия – родина моя» мы с вами исполняли песню «Моя Россия». Давайте ее вспомним.
Вокально-хоровая работа:
- распевание;
- вокализация.
Все музыкальные произведения этого раздела были навеяны духом патриотизма, любви к Родине, к России. Давайте проверим и обобщим ваши знания?
Тест
1.Что означает слово мелодия
а) танцевать
б) петь песню
в) маршировать
2. Кто написал «Рассвет на Москве - реке»
а) М.Мусоргский
б) П.Чайковский
в) Н.Римский- Корсаков
3. При помощи чего записывают музыку?
а) букв
б) нот
в) цифр
4.Что такое гимн
а) главная песня страны
б) песня о Родине
в) песня о дружбе
5.Что сочиняет композитор
а) стихи
б) сказки
в) музыку
6. Как называют колокольный звон, который возвещает об опасности
а) благовест
б) перезвон
в) набат
7. Душа музыки, главная мысль музыкального произведения
а) запев
б) мелодия
в) ритм
-Ребята, давайте сверимся с эталоном
-Молодцы, замечательно справились с заданием
Введение в тему урока
Я предлагаю вам посмотреть на экран.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам предстоит разгадать кроссворд, в котором ключевым словом и будет тема урока
1. б у б е н 2. с т а к к а т о
3. о рк е с т р4. г о л о с 1.Ударный музыкальный инструмент
2.Отрывистое пение в музыке
3.Большая группа музыкантов, исполняющих музыкальные произведения на музыкальных инструментах
4.Способность человека издавать звуки при пении, разговоре
- Правильно, утро
С сегодняшнего урока мы приступаем к изучению нового раздела в музыке «День полный событий». Вы узнаете, что именно музыка поможет нам более ярче ощутить красоту природы, ее многообразие. Дети отвечают на вопросы (Рассвет на Москве реке, песня Во поле береза стояла…)
Исполнение песни
Отвечают на вопросы. Проверяют правильность своих ответов с эталоном (на экране)
Дети коллективно отгадывают кроссворд Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель
3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) Активизация знаний учащихся.
- Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку утра.
Какой характер музыки вы выберете: песенный, танцевальный, маршевый? - Почему?
- Какие средства музыкальной выразительности? ( метод моделирования художественно-творческого процесса)
Работа в таблице (заполнение второго столбика)
Средства музыкальной выразительности 1 этап
(до слушания «Утро»2 этап
(после прослушивания «Утро»Мелодия Лад Темп Тембр Регистр Динамика - Ребята, вы сейчас были творцами, композиторами, создающими свое произведение, и у каждого из вас оно получилось свое, так как вы воссоздавали его как бы «изнутри». Вы прошли и прожили путь рождения музыки.
А сейчас нам предстоит возможность услышать каким представлял себе «Утро» великий норвежский композитор Эдвард Григ
Слайд. Портрет композитора
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
-Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
-Какое утро «нарисовал» в музыке Э.Григ?
-Что вы представили, слушая эту музыку?
-Какие чувства у вас возникли после
прослушанной музыки?
Обобщение: Да, ребята, музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
-А вот какие средств музыкальной выразительности использовал Э.Григ в своем произведении, вы сейчас заполните третий столбик в таблице
Продолжаем работу в таблице (заполните третий столбик)
Средства музыкальной выразительности 1 этап
(до слушания «Утро») 2 этап
(после прослушивания «Утро») 3 этап
Мелодия Лад Темп Тембр Регистр Динамика Ответы детей
Дети заполняют второй столбик
(комментирование выполняемого задания(можно по цепочке)
Слушают музыку
Ответы детей:
Спокойное, умиротворенное, доброе
Как будто наступает новый день, пробуждается природа, встает солнце, поют птицы, журчит ручеек
добрые, теплые
Выбирают средства музыкальной выразительности, записывают в таблицу
Логические: построение логической цепи рассуждения
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание
Логические: анализ объектов, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные: классификация объектов
4. Развитие вокально-хоровых навыков Пропевание мелодии «Утро» Э. Грига со словами или мелодекламация
Ребята, чтобы еще больше прочувствовать музыку, мы попробуем пропеть мелодию «Утра»
«Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И солнце взошло»
Молодцы, у нас получился нежный, певучий звук, струящийся ка ручеек.
Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир.
Слушают.
Разучивают.
Исполняют Личностные: ценностно- смысловая ориентация, нравственно- эстетическое оценивание
Регулятивные: оценка качества и уровня усвоения
5. Итог урока Обобщить и систематизировать новые знания
Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке, средствах выразительности
Ребята, давайте еще раз обратимся к нашей таблице и попробуем сравнить результат своей деятельности и правильность вашего выбора
Слайд
Если вы считаете, что у вас все получилось, оцените свою работу и в четвертом столбике отметьте цветовым кружочком.
-«Я всё хорошо выполнил, и могу идти дальше»
«Я всё хорошо понял, но мне надо быть внимательным»
- «Мне нужно ещё раз всё осмыслить»
Средства музыкальной выразительности 1 этап
(до слушания «Утро») 2 этап
(после прослушивания «Утро») 3 этап
Мелодия Лад Темп Тембр Регистр Динамика "Утро" Грига - очень любил великий русский писатель Алексей Максимович Горький. "Слушая Грига, - говорил он, - видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек… самооценка Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено
6. Домашнее задание Иллюстрировать «Утро» Э. Грига
Постарайтесь передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов 7. Рефлексия деятельности
(итог урока) Прием Синквейн (пять строк)
1 строка – заголовок.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.
5 строка – вывод, одним словом или фразой.
Например:
1. Утро
2. Ранее, солнечное, летнее.
3. Начинается, встаёт, расцветает, сияет.
4. Радость, нежность, теплота.
5.Природа просыпается. Красота! Дети работают в парах Познавательные : рефлексия;
Личностные: ценностно- смысловая ориентация, нравственно- эстетическое оценивание
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в работе с одноклассником
Список литературы:
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л., 1973.
Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.
Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
Интернет ресурсы
http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htmhttp://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.htmlЕдиная коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- режим доступа:
http://school-collection.edu.ru