Методические рекомендации по проведению пятиминуток (напутствий) о соблюдении ПДД при движении ребенка из школы домой


Методические рекомендации по проведению пятиминуток (напутствий) о соблюдении ПДД при движении ребенка из школы домой
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть подростки. Главная причина здесь в том, что у учащихся двойственное отношение к автомобилю.
С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой - они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть В сторону просто не в состоянии.
Ученики-пешеходы травмируются как по собственной неосторожности, переходя проезжую часть в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, так и по вине водителя, который, проигнорировав требования Правил дорожного движения, не предоставил преимущества в движении пешеходам переходящим проезжую часть в установленном месте. Огромное влияние на состояние детского и юношеского дорожно-транспортного травматизма оказывает поведение сверстников на дороге. Не редки случаи, когда учащиеся, переходя улицу на запрещающий сигнал светофора, ведут за собой одноклассников.
Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием подростков происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
• переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;
• неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
• игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.
Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании подростков: снижение юношеского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Педагог, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими подростков, должен знать возрастные и психофизиологические особенной» учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал. Правила дорожного движения являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения. Естественно, что они написаны соответствующим такого рода документам сухим казенным языком. Однако принимать текст ПДД приходится таким, какой он есть.
При обучении учащихся следует употреблять только указанные в ПДД понятая и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике преподавателя употребляют термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ЦОД. Примеров тому предостаточно. Это: «улица» вместо «дорога»; «машина» вместо «автомобиль»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «ряд» вместо «полоса движения». Это и несуществующие «постовой», «островок безопасности» и т. п. Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вместо «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значение, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ЦОД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:
Учат
Необходимо учить
Обходи трамвай спереди, а автобус сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транс­порта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока транспортное средство автобус или другое отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины дороги - посмотри направо.
Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Красный — стой, желтый — приготовься, зеленый — иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в Г1ДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто Путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
Красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый — не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый
.... разрешает движение, по, прежде чем
выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или па середине дороги.
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть заВ Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «на­правляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его ус­тановки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимуще­ство, они не должны забывать о собственной безопасности.
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, гам. где нет машин.
Употребление несуществующих терминов и понятий, также как и использование одних вместо других, не только противоречит Правилам дорожного движения, но и приводит к размыванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании требований ПДЦ и в практике их применения.
С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Бели ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие — лужу, яму или еще что-либо, — то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «Не следует-, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избегать отрицательных формулировок, то необходимо представлять подросткам такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора». Не следует обращаться к подросткам с такими указаниями как: «Надо оглядеться», «Надо осмотреться», «Нужно внимательно смотреть по сторонам» и т.п.
При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. Необходимо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. У детей должны формироваться основные стереотипы поведения пешехода: не спешить, переходите дорогу размеренным шагом; выходя на проезжую часть дороги, прекратить разговаривать; при переходе дороги нужно сосредоточиться; не переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились; переходить дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся, имеющие вполне логический смысл и цель — безопасность в конкретных условиях.