Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы 
                          Урок литературы в 7 классе.
Тема: Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы. 
Цель: 1) способствовать развитию мышления чрез чтение и письмо, развитию эстетического вкуса и творческих способностей уч-ся;
           2) обучать навыкам литературного анализа текста; 
           3) воспитывать любовь к родной земле. 
Оформление: слайды с изображением степи, музыкальное сопровождение «Кюй Курмангазы», «Степь да степь кругом». 
Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.
                                       Ход урока. 
Оргмомент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.  
Побуждение к мотивации (живое слово учителя): 
              Бескрайняя даль, приволье, нерушимость основ бытия, монотонность ощущения – классическая картина степи, которая меняется весной. Начинается пора цветения, и степь превращается в разноцветную равнину, наполненную звуками и запахами. Многообразие жизни степи запечатлели русские и казахские поэты и писатели. В их произведениях степь изображена пробуждающейся после суровой зимы, пышно цветущей весной, сухой и жаркой, выжженной солнцем летом, дневной и вечерней  
Выразительное чтение учителем стихотворений А.Фета «Степь вечером» и П.Васильева «Затерян след».              Выполнение заданий: 
Определить вид степного пейзажа (естественный, спокойный, дневной, вечерний, национальный). 
В каком стихотворении описана казахская степь? Назовите приметы. П. Васильев «Затерян след в степи солончаковой» 
Почему А. Фет сравнивает степь с морем? Бескрайняя даль, колышущийся ковыль похож на морские волны, ощущение свободы и величия. 
Выразительное чтение учащимися стихотворений Никитина «Весна в степи», Сурикова «Степь», Абая «Осень». 
   Выполнение заданий в рабочих тетрадях с последующей презентацией:  
Опишите ваши впечатления. Схожи ли они с авторским видением? 
Опишите картины природы, найдите средства художественной выразительности. 
Укажите общее и различие в идейно – тематическом плане стихотворений. 
    5. Работа в группах. Анализ фрагмента рассказа Чехова «Степь». Чтение и составление опорной схемы – конспекта на ватманах с последующей презентацией: 
первая группа – растительный мир степи, вторая – животный мир, третья – звуки степи, четвёртая – запахи степи, пятая – цветопись степи.       
 Итоговый вопрос по заданию: похожа ли степь России на казахскую степь? Чем? 
6. Рефлексия. Написание сочинения – эссе «Моя родная степь». 
  - Ребята, вспомните, что вы ощущаете, когда бываете в степи? 
Расскажите об этом в своём сочинении. 
Затем приглашаются желающие на «авторский стул». 
Итоговое задание: описать одним словом свои впечатления от урока, используя существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
15