Интеграция в работе учителя-предметника и классного руководителя.
Интеграция в работе учителя-предметника и классного руководителя.
(обмен опытом)
Сегодня в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Воспитание творческой личности является приоритетной задачей современного образования. Интегрированный урок - перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике.
Как и многие мои коллеги, я совмещаю функции учителя-предметника и классного руководителя. В мои обязанности входит не только обучать, но и воспитывать. Воспитывать на уроках, на классных часах, на родительских собраниях, внеклассных мероприятиях. Таким образом, учитель - классный руководитель интегрирует разные направления своей деятельности.
При обучении и воспитании ребенка современная школа работает в единстве трех направлений: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.
Итак, интеграция в работе учителя-предметника.
На уроках русского языка и литературы интеграция может проходить в следующих направлениях:
На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Фотографии, портреты в единстве со словом педагога создают образ писателя; иллюстрации к текстам помогают представить персонажей.
Например, урок «Времена года в литературе, живописи, музыке».
Уроки русского языка тоже можно интегрировать с музыкой, Мировой художественной культурой, литературой.
Например, урок-мастерская «Подснежник», где я совмещаю работу по русскому языку, литературе, музыке и МХК.
Помимо уроков, классный руководитель проводит воспитательную работу на классных часах, внеклассных мероприятиях. Тематический классный час тоже можно интегрировать. Например, на классном часе «И в шутку, и всерьез», посвященном Дню Защитника Отечества, я объединила воспитательную работу с историей, литературой, музыкой.
Работа с родителями – одно из направлений деятельности как учителя - предметника, так и классного руководителя.
Для того, чтобы учитель, классный руководитель и родитель работали в тандеме по обучению и воспитанию ребенка, мною проводятся тематический родительский лекторий.
В начале каждого учебного года я провожу лекцию по теме «Особенности подросткового возраста» и знакомлю родителей с теми возрастными трудностями, с которыми придется столкнуться. Для того, чтобы проводить такую работу нужны знания не только педагогики, но и, хоть немного, психологии. Так в 5-м классе мы говорили на тему «Адаптация детей при обучении детей в среднем звене», в 6-м классе – «Возрастные особенности шестиклассников», в 7-м - соответственно семиклассников. Вместе мы вырабатываем какое-то оптимальное решение.
Например, как учителя- предметника меня волнует успеваемость и качество обучения учащихся. Одним из важных компонентов обучения является качественное выполнение домашнего задания. Для того, чтобы повысить значимость выполнения Д.З. и усилить контроль за выполнением, я проанализировала качество выполнения Д.З. по разным предметам и познакомила родителей с результатами. Вместе мы пришли к выводу, что Д.З. выполняет важную роль в обучении ребенка и контроль за выполнением нужно усилить. Результат получился положительный. Успеваемость детей в следующем месяце была выше, чем в предыдущем.
В конце каждого учебного года мы интегрируем работу по русскому языку, воспитательной работе и работе с родителями. На уроке русского языка проводится творческая работа «Итоги уходящего учебного года», где дети сами себя оценивают, вспоминают самые важные, с их точки зрения, моменты, анализируют свою учебную и внеурочную деятельность, делятся своими успехами и неудачами. Творческая группа детей создает презентацию, где отражает некоторые моменты данной творческой работы и фотоотчет за прошедший год. Данная презентация подводит итоги уходящего учебного года. Ее мы смотрим на последнем классном собрании и показываем родителям на итоговом родительском собрании. Мы даем возможность ученику в непринужденной обстановке подвести итоги года и родителям увидеть, что было важного в этом году у ребенка.
Таким образом, получается, что учитель интегрирует не только урочную деятельность в рамках урока, но интеграция проходит через всю работу учителя-предметника и классного руководителя. А информационные технологии активно помогают проводить такую работу успешнее и интереснее. Спасибо за внимание!
МУЗЫКА
математика
Мировая
художественная
культура
Иностранный
язык
Изобразительное
искусство
история
Русский язык
и
литература
15