Компетентностно-ориентированный подход в обучении на уроках биологии: игровые моменты.
Компетентностно-ориентированный подход
в обучении на уроках биологии: игровые
моменты
Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является расширение компетентностно-ориентированного подхода в самообразовательной, мыслительной деятельности учащихся. Как усовершенствовать рефлексию на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным?
Не каждый урок бывает насыщенным методологическими приемами, которыми можно привлечь внимание учащихся. Решить проблему заинтересованности и активности на занятиях, изобилующих сложной терминологией, малоинтересными разделами можно использованием введения игровых моментов, которые упираются на компетентностно-ориентированный подход в обучении (с учетом возрастных особенностей учеников).
Так, на уроках биологии в 6 классе мною опробированы и широко применяются следующие игровые элементы.
На уроке по теме "Опыление у цветковых растений" применяю такие игровые моменты.
1."Угадай-ка"
Суть игры заключается в том, что класс делится на несколько команд, каждая из которых в результате должна набрать наибольшее количество балов при наименьшем числе ошибок: учащимся, работающих в группах, предлагается выполнить разноуровневые задания (по уровню сложности и по уровню затраченного времени). Например:
- определить способ опыления у цветущего растения;
- составить список насекомоопыляемых растений;
- перечислить известные вам способы опыления у растений.
2."Игра «Микрофон»"
На демонстрационном столе учителя лежат гербарии растений (среди них желтая акация, фасоль, ива, одуванчик, вяз, череда, клен). Необходимо определить способ распространения плодов и семян по гербарию, предложенному учителем. Вид учебной деятельности осуществляется по цепочке: первого отвечающего выбирает учитель, а каждого следующего – ученик, давший верный ответ. Если ученик ошибается в ответе, то он теряет право передать «микрофон».
Задания на соответствие
По признакам растений определить, к какому семейству относятся предложенные растения. Каждый учащийся получает карточку с заданием
1. Лилейные а)разнообразные плоды: яблоко, костянка;
2. Злаковые б) плод стручок;
3. Розоцветные в) соцветие корзинка;
4. Сложноцветные г) стебель соломина;
5. Мотыльковые д) плод коробочка;
6. Крестоцветные е) цветок напоминает бабочку со сложенными крыльями
Ответ: 1-д, 2-г, 3-а, 4-в, 5-е, 6-б.
При закреплении темы " Побег. Его строение. Основные функции ", использую следующие моменты:
1. "Дешифровщик"
Учащимся раздаются карточки с заданием, в котором зашифрованы термины к теме «Побег». Расшифровать задание вам помогут определения, прочитанные учителем. Право ответа предоставляется только одному учащемуся, если он затрудняется с ответом, он может воспользоваться подсказкой в виде открытых любых трех букв. В случае если ответ все равно неверный, любой другой ученик может ответить на вопрос.
1.Вегетативный орган растения, имеющий листостебельное строение - это . . .
Ответ: Побег
2.Место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю - это. . .
Ответ: Узел
3.Угол между листом и стеблем называется…
Ответ: Пазуха
4.Зачаточный побег -это. . .
Ответ :Почка 5.В пазухах листьев находятся почки…
Ответ: Пазушные
6. Побег растет в длину своей…
Ответ: Верхушкой
2. " Текст с ошибками".
Сейчас я буду читать вам текст, в котором есть биологические ошибки. Текст я буду читать по отрывкам и у кого-то буду спрашивать, есть ли в данном отрывке ошибка или нет. Если есть ошибка, то ее нужно исправить.
ТЕКСТ
Зимние пейзажи начинали сменяться весенними: уже растаял снег, а на веточках начинали появляться почки деревьев. Еще утром небо было ясно, но ветер сменился и нагнал на лес тяжелые тучи, а вскоре и вовсе начался дождь, который продолжался не более десяти минут. В лесу стоял тополь. На одной из его веток повисла капелька, причем совсем близко к почке. Как бы то ни странно звучало, но капелька была молодой и любознательной.
- А ты кто? - спросила она, обращаясь к почке. — Чем ты покрыта?
- Я являюсь зачаточным побегом, — ответила почка, - Как видишь, состою я из листовых зачатков, а покрыта я плотными чешуйками, которые зовутся покровными. Они вот зимой-то не полностью перекрывают доступ воздуха внутрь меня. Вот на дереве, на котором мы сейчас находимся, и еще на березе эти чешуйки являются густо опушенными.
- А вот вы, кажется, бываете разных видов? И как вы распускаетесь?
- Да, есть почки генеративные и вегетативные. Из первой растут листья, а со второй — цветок. Генеративным свойственно иметь вытянутую форму, а вегетативным — округлую, причем большего размера. Мы распускаемся там, где мы расположены на побеге. Пазушным почкам положено находиться на верхушках побега, а вот сам побег растет своей верхушкой ввысь.
После этих слов капелька, пополнив свои познания в биологии, свалилась с ветки в короткую траву.
Я использую момент рефлексии, применяя игровой прием с сигнальными карточками.
Светофор
Для ответов учащихся используются сигнальные карточки красного и зеленого цвета:
- красный цвет – «Ответ неверный»;
- зеленый цвет – «Ответ верный».
Послы опыления происходит оплодотворение. Пыльцевые зерна гладкие, не имеют выростов. Поверхность рыльца пестика покрыта липкой сладкой жидкостью. Пыльцевое зерно состоит только из вегетативной клетки, которая, прорастая, образует пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка врастает в полость завязи, где находится только один семязачаток. При оплодотворении один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой. После слияния спермия с яйцеклеткой образуется зиготу с гаплоидным набором хромосом.
В дальнейшем из зиготы образуется зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой. Из стенок завязи пестика формируется кожура семени. Запас питательных веществ семени покрытосеменных находится в зародыше. Цветковы растения свойственно двойное оплодотворение.
«Третий лишний»
Тема: «Класс двудольные. Семейства растений»
Помогает закреплению знаний по теме. Дает возможность вспомнить систематику. Из трех перечисленных организмов надо выбрать один лишний и объяснить свой выбор.
1. Горох, капуста, клевер
Ответ: капуста – семейство крестоцветные, остальные бобовые.
2. Одуванчик, люпин, цикорий
Ответ: люпин – семейство бобовые, остальные сложноцветные.
«Схема «Пчелка»»
Тема: «Опыление».
После объяснения нового материала учащиеся вписывают в схему ответы на вопросы.
Абрикосс
Привлека-
тельный запах
Вишня
Яблоня
Яркий венчик
Шиповник
Насекомо-опыляемы растения
Особенности насекомо-
опыляемых растений
Маттиола
Петуния
Цветки мелкие, собранные в соцветия
Цветки большие одиночные
Применяя данные игровые моменты, я на практике убедилась, что качество знаний у учащихся улучшается, что подтверждают опросы на последующих уроках. Такие игровые приемы позволяют более доходчиво усвоить и запомнить терминологию, упростить подачу нового учебного материала, к чему и стремится теория компетентностно - ориентированного подхода.