Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Урок - практикум в 10 классе по русскому языку.ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»I Повторение. Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения. Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте. Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста.Вначале давайте повторим изученное о тексте.1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.2. Что называют темой текста? (О чём? О ком?)3. Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами.4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением.5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?- усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона - то я и не приметил.
6. Что такое проблема?II. Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.- Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.- Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь.Различия между совестью и честью.- Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение. - Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38)Письменно: Честь и совесть Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?Письменно:Обращения - Человек! А ты сможешь быть честным?Всегда ли ты поступаешь по совести?- Если тема текста – тема: «Совести и чести», - то как может быть сформулирована проблема?
Тема.
Проблема.
Авторская позиция
Аргументы.
Чести и совести.
1. проблема чести и совести.
13 EMBED PBrush 1415
2. чести человека.
3. чести и совести в литературе.
4.проявления чести и совести в повседневной жизни.
5.в экстренной обстановке.
6. чести и совести истинной и ложной
Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция?- Что всегда есть в человеке?- Что есть истинная и ложная честь.- В обществе ложные представления о чести.- Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
Письменно:За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу. 2. Иногда точит червь сомнения – совесть. 3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили 4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.- Личностная позиция:а) на жизненном опыте.б) на литературном материале (предпочтение). На доске.а)I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе? II. Что значит быть честным в наше время?III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?) 2-3 аргумента.б)В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?- Какой вывод можно сделать из статьи? Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.- Что важнее: совесть или свобода?- Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.
При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.- Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?- В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?- Какой поступок можно назвать свободным?- Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?(стр.43)а) ответить на эти вопросы – устно.б) – проверка понимания прочитанного текста - выявление позиции автора. - выражение позиции автора. - выражение позиции учащегося.Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.Точка зрения автора (авторская позиция).Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.Позиция учащегося (личностная).- свобода бескорыстна?- истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?
Вывод по тексту.- своё отношение к теме текста.- удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?IV. Заключение.- Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева).- Каков жанр домашнего сочинения?- Вспомните композицию сочинения – рассуждения.- Как можно называть сочинение?- Какие проблемы поднимем в сочинении?Честь и совесть.Свобода и совесть.Истинная и ложная честь.Совесть – основа свободы.
Литература:
Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.
Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»