Пример технологической карты урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК: М.В. Панов
Тема урока: Предикативные наречия
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – изучения предикативного наречия.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Учитель загадывает загадку (прием «Отсроченная отгадка» - приложение 1). взаимодействуют с учителем Л, П, К, Р
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2 мин)
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 1. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
2. Учитель просит заполнить первые два столбца таблицы: знаю, хочу узнать. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели. П, К,Л
3. Выявление места и причины затруднений (1 мин)
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - что же это за часть речи? Ребята предполагают, что это какая-то новая часть речи. П, К
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) (2 мин)Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Известный лингвист А.Б. Шапиро назвал такие слова беспризорными. Учащиеся по толковым словарям ищут ЛЗ слова «беспризорный». П, Р, К
5. Реализация построенного проекта (3 мин)
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 1. Выслушивает ответы.
2. – Беспризорной называют такую часть речи, как категория состояния. - Слово беспризорный имеет два значения: «лишенный присмотра» и «бездомный, живущий на улице».
2. Ищут ЛЗ слова «состояние». П, Р, К
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (9 мин)
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
1. Учитель предлагает проанализировать интерактивную таблицу (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f934b005-06d0-4055-9ca0-24e06c7f7c52/%5BRUS6_120%5D_%5BIA_111%5D.swf).
2. Учитель дает задание по группам: 1 – выделить наречия, 2 – выделить прилагательные, 3 – выделить слова состояния. называют признаки предикативного наречия, отличающие его от наречия; выполняют упражнение, работают в группах П, К, Р
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение 421. Работают самостоятельно в тетрадях, вычленяя предикативные наречия. Самопроверка по слайду. П, К, Р
8. Включение в систему знаний и повторение (9 мин)
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. 1. Учитель просит употребить слова на –О в другой синтаксической роли.
2. Учитель предлагает закончить таблицу «ЗХУ». строят высказывания со словами на –О, заканчивают таблицу «ЗХУ», озвучивают результаты своей деятельности П, К, Р
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (10 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
1. Учитель предлагает составить хайку, где бы последнее слово было бы предикативным наречием.
2. Подводит итоги урока: "Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?".
3. Дает дифференцированное домашнее задание.
4. Выставляет оценки за урок.
составляют хайку, выставляют оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание
Оценки за урок:
Составление кластера - максимум 3 балла.
Выполнение упр. 422 - максимум 2 балла.
Выполнение упр. 421 - максимум 2 балла.
Хайку - максимум 3 балла. Итого: максимум - 10 баллов.
Ключ к оценке:
10-9 баллов - оценка "5";
8-7 баллов - оценка "4";
6-5 баллов - оценка "3". Л, П, К, Р
Приложение 1
Лингвистическая загадка
Шурке было неловко: он понимал, что поступил нехорошо.
Определите, что за части речи слова неловко и нехорошо.