Конспект урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Определение.» (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
по теме «Второстепенные члены предложения. Определение.»
Технология развивающего обучения(система Л.В. Занкова)
Учитель начальных классов:
Чакова Марина Владимировна
МАОУ «Лицей» г.о. Балашиха
2014г
Цель: - дать понятие об определении, его основных свойствах;
- развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;
- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
·. Актуализация знаний.
Организационный момент.
-Прозвенел звонок.Начинаем наш урок.
- Cегодня на уроке нам предстоит совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны. Какова тема нашего урока вы определите сами чуть позже.
Чистописание.
-Отгадайте загадку: Красная девушка по небу ходит. (Солнце).
Орфограмма?
-Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями.
На экране запись: с р т СС р т с Р Р. (Слайд)
-Найдите закономерность и продолжите запись. Какими элементами дополнили цепочку?
Словарная работа.
- Посмотрите на доску. Какие слова перед вами ? Какое задание вы можете предложить для выполнения ?
.птека, в.гон, в.кзал, к.стрюля, кв.ртира, зап.д, завтр.к, карт.на, н.род, р.кета, раст.ние, желтый.
Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму. Самопроверка.
-Какое слово лишнее ?Докажите почему? Что вы еще знаете о прилага тельном?
Познавательные УУД:
-находить закономерность и продолжать запись;
- обобщать и классифициро вать по признакам;
Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности.
II.
Изучение нового материала.
·
·I.
Развитие умений – применение знания.
·V.Итог урока. Рефлексия.
V.Домашнее задание.
Составьте предложение с лишним словом по схеме. (Слайд)
На чем?Где?.. Что сделали?.. Какие?.. Что?..
На полянке распустились желтые цветочки. (Ученик у доски)
Разберите его по членам предложения. Дайте характеристику.
- Назовите главные члены предложения ?(Подлежащее и сказуемое)
- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения)
- Как одним словом назвать все остальные члены? (Второстепенные)
- Какой известный второстепенный член предложения нам встретился? (Обстоятельство места )
- Каким членом предложения стало «лишнее» слово? (Вт. членом - определением)
- О чем будем говорить сегодня на уроке ,сформулируйте тему урока?
(Ученики формулируют тему урока)
– Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого работать будем в парах. Возьмите карточку с предложением . Каждый из вас поработает в зеленой карточке , сделает разбор по плану. Посовещайтесь, поучите друг друга,обменяйтесь мнениями. Поднимите руку, когда будете готовы.
Работа в парах по карточке.
(У каждой пары зеленая карточка с одним предложением и планом разбора.)
1. Пришла долгожданная весна!
2. Мелькнул лисий хвост.
3. Зелёным ковром покрылась земля?
- Назовите определения в каждом предложении.
- С какими членами согласуется определение в предложениях? (с подлежащим и дополнением)
- Сумели определить падеж, род, число у определений? Что помогло вам в этом?(сущ. от которого зависит определение)
-Открыли новое знание?
-А сейчас подумайте и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Работа с учебником. Правило стр.84. Сравнить со своим выводом.
Мы сделали вывод об определении, а теперь давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 84, прочитайте правило и подумайте, правы ли мы были.
- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
« Какой?» и «Какие?» вопросы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Физминутка для глаз.
Закрепление.
- Выполните упр.175 с.84.
Спишите предложения самостоятельно по рядам, найдите и подчеркните определение.
1 ряд – 1пр.;2 ряд – 2пр.;3 ряд – 3пр.
(Фронтальная проверка.)
А 4 предложение запишем все вместе и у доски. . (Ученик у доски)
Найдите и подчеркните определение.
-Скажите, пожалуйста,чем интересно это определение?Задайте вопрос?
-На какие вопросы отвечает определение?
Устная работа.
- Скажите, для чего нужны определения в речи?
Давайте поработаем с упр.180 с.86 и убедимся, так ли нужны определения.
Читаем предложения без определений и с ними.
-Сделайте вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?
А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
- Запишите под диктовку предложение. (Диктант)
Наступила долгожданная многоголосая весна.
- Найдите определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите его.
-А сейчас я вам предлагаю поработать творчески. Дополните текст желтой карточки, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Продолжите писать дальше.
-Прочитайте,что у вас получилось. (Зачитываются несколько вариантов)
- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?
- Для чего нужны определения в речи?
- Как называются образные определения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
-Оцените свою работу.
Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше (зеленый); знают, но могут больше(желтый); затрудняются( розо вый).
Упр 182,с. 84 правило.
Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!
- составлять предложение по схеме ;
– формулировать тему и определять последователь ность действий для решения предметной задачи;
-на основе анализа объектов делать выводы;
-ориентироваться в учебни ке;
-находить ответы на вопросы
-выявлять сущность,
особенности объектов;
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
-развиваем умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказыва ние в соответствии с постав ленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- оцениваем правильное содержание поступков на основе анализа простых ситуаций;
-формируем мотивацию к обучению и целенаправлен ной познавательной деятель ности.