Сценарий открытого занятия по вокалу «Путешествие в Королевство Пения»
Сценарий открытого занятия «Путешествие в Королевство Пения»
Цель: развитие голосового аппарата и обучение пению в унисон.
Образовательные задачи:
Обучение пению в унисон, добиваясь чистого интонирования.
Обучение правильному и быстрому проговариванию скороговорок.
Обучение вокально-техническим приемам.
Овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»; работа над дыханием как важнейшим фактором выразительного исполнения)
2. Развитие артикуляционного аппарата (активизация артикуляционного аппарата; дикционная четкость произношения согласных; формирование единой манеры пения согласных). 3. Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма. 4. Развитие мышц губ, языка, щек. 5. Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания. 6. Формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви к пению
Воспитание навыков организации и самоорганизации, самоконтроля.
Воспитание целеустремленности, упорства в достижении поставленных целей.
Привитие эстетического вкуса.
Оборудование:
баян, компьютер, музыкальные колонки, аудиозаписи, экран, наглядные пособия, раздаточный материал.
Ход занятия
Добрый день, ребята!
Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в КоролевствоПения. Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
Я предлагаю такой маршрут: (Слайд 1)
побывать на музыкальной поляне;
заглянуть в город говорунов;
спуститься в пещеру гласных звуков;
перейти через ручей Мелодия;
послушать лесные РАСПЕВКИ;
разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.
Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.
Звучит песня «Чудо детство» (дети выполняют двигательные импровизации).
Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (Слайд 2). Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.
Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне. А это что за цветы?
«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Петь на ноте СОЛЬ).
Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»
На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.
Упражнение - зарядка:
Покусайте кончик языка.
Пошинкуйте его до середины и обратно.
Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
Почистите зубы язычком.
Покажите язычок как ящерица.
Уколите одну щеку язычком, другую.
Губы трубочкой рисуют круг.
Скажите «Б-р-р».
Поцокайте.
Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.
Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.
Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (Слайд№3).
Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды.
Какая из команд четче проговорит скороговорку?
Скороговорка: «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» (игра «Вопрос-ответ»)
А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/526529/pril.doc"Слайд№ 4).
Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».
Перед нами ручей Мелодии (Слайд №5).
Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает - петь песню).Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.А теперь нам нужно перейти через мостик.
Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию.
Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.
Перед нами Поющий Лес (Слайд № 6).
В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. (ЭХО)
Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.Дворец Песен (Слайд 7).
Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).
О чем эта песня?
Характер песни.
Цвет песни.
Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.
одна фраза - вслух;
вторая фраза - «про себя»;
третья фраза – вслух;
четвертая – «про себя».
Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как Улитка. (Приложение 8) А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Слайд№9)
Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте .Исполнение песни под фонограмму
Исполнение песни на концертной Площади (Слайд № 10)Вам понравилось в Королевстве Пения?
Давайте вспомним наш маршрут.
Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни.
А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.