КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ФГОС «Синтаксис и пунктуация»
Муниципальное Общеобразовательное Учереждение«Поповская общеобразовательная организация»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ ПО ФГОС
«Синтаксис и пунктуация»
Составил: учитель русского языка и литературы
Емельянова Ольга Евгеньевна
г.о. Егорьевск
2016
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ПАСПОРТ УРОКА
Учитель Емельянова Ольга Евгеньевна
Тема урока Синтаксис и пунктуация (по УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
Цель урока: Формирование мышления обучающихся к обобщению и систематизации знаний и умений по теме " Синтаксис и пунктуация" для применения в практике правописания.
Программные требования
Ученик по окончании изучения темы урока:
употребляет синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
соблюдает пунктуационные нормы в процессе письма.
Планируемые ОР Личностные результаты Метапредметные Предметные
уважительное отношение к родному языку;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни. - знает: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях;
-умеет: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме;
-владеет: знанием о синтаксисе и пунктуации для применения в практике правописания
Мировоззренческая идея Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания, знаний правил постановки знаков препинания - практическая необходимость.
Программное содержание Единицы синтаксиса и пунктуация
Основные понятия Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинанияТип урока Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока Традиционная
Технология Проблемного обучения с использованием ИКТ
Мизансцена урока Традиционная
Оборудование урока Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные листы с заданиями.
Домашнее задание Устное сочинение «Зачем нужны знаки препинания?»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Планируемые ОР Деятельность учителя Деятельность
учащихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, раздаёт индивидуальные рабочие листы с заданиями
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (8 мин.)
Отвечает на вопросы
УУД:
Умение оформлять Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках
Предлагает вспомнить единицы синтаксиса и все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация".
Организует работу по заданию " Закончи предложение..."
( Слайд № 1).
Отвечают на вопросы
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (5 мин.)
Комментирует высказывания русских писателей о знаках препинания; делает выводы о необходимости знаков препинания в тексте, называет тему урока: " Синтаксис и пунктуация".
УУД:
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция;
умение оформлять свои мысли в устной форме
Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний
(Слайд № 2).
Подводит их к формулированию темы, цели урока (Слайд №3).
Высказывают
мнения,
называют тему урока
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (23 мин.)
Определяет лексическую связь между словами, делает выводы об одинаковых корнях слов, определяет значение слова в контексте.
Отгадывает загадку, о каком знаке препинания идет речь, и называет пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется
Сравнивает предложения по цели высказывания и структуре, даёт характеристику; расставляет знаки препинания и объясняет их постановку.
Решает орфограмму, составляет схему предложения.
Решает пунктуационную задачу
Действует самостоятельно, решая пунктуационные задачи
УУД:
Умение оценивать действие одноклассников; структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение.
Проводит лексическую словарную работу
Знаете ли вы, что... (Слайд № 4).
Организует " Пунктуационную зарядку" (работу в группах по рядам) (Приложение № 2)
Организует работу по сравнению и обобщению предложений. ( Слайд № 5). Упражнение 1.
( Слайд №6). Упражнение 2.
Организует физминутку.
Организует работу по восстановлению текста. (Слайд №7). Упражнение 3.
Организует индивидуальную самостоятельную работу. Упражнение 4.
А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.
Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.
Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.
От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени. Делают выводы
Работают в группах
Расставляют знаки препинания
Вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания
Выполняют физминут
ку.
Разделяют текст на предложения, правильно расставляют знаки препинания в конце предложений.
Расставляют знаки препинания и графически объясняют их постановку;
сдают листы с заданиями.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Отвечает на вопросы, формулирует результат работы
УУД:
Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности; умение выражать свои мысли Комментирует домашнее задание
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. (Слайд № 8)
Оценивает работу на уроке.
Записывают домашнее задание в дневники.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Приложение № 1.
Презентация " Синтаксис и пунктуация"
Приложение 2.
Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья.
Всегда подслушать норовят,
То, что другие говорят На крохотное ушко
Похожа завитушка
Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку. Мной кончается рассказ.
Значит я важнее вас!
Ляжет палочкой на строчку
- Проходите по мосточку. Я важней, чем запятая:
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу. На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Вечно думаю над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца! Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то далекими туманными намеками. Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья
Индивидуальный лист с заданиями
Упражнение 1.
Расставьте знаки препинания.
1) Ребята а вы знаете историю знаков препинания
2) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания
Упражнение 2.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1) У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.
2) Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Упражнение 3.
Разделите текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина.
Упражнение 4. Расставьте знаки препинания в предложениях.
А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.
Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.
Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.
От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени.
Информационно-методическое обеспечение
1. Методическая литература
1. Примерная программа основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы.
2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 кл. М. «Дрофа», 2015 г.
3. Русский язык. Практика. 5 класс/ под ред. А. Ю. Купаловой. М. «Дрофа», 2015 г
2. ЦОР
http://school-collection.edu.ru