Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

План конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: Путешествие в зоопарк.
Актуальность проблемы
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к диким животным, желание узнавать новые факты их жизни. Дать детям элементарные знания об их образе жизни и месте обитания.
Проблема: недостаточные представления детей о диких животных (удивительные особенности некоторых диких животных).
Цель: расширять и обобщать представления детей о диких животных через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
ОО «Познавательное».
1. Расширять и уточнять представления детей о диких животных, их внешнем виде, характерных особенностях, о месте обитания, через рассматривание слайдов, прослушивание аудиозаписей.
2. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы
3. Развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно - исследовательской, игровой и конструктивной деятельности;
ОО «Речевое»
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, посредством диалога, обмена жизненным опытом детей.
6. Формировать умения детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста.
7. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе познавательно - исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
ОО «Художественно - эстетическое»
8. Развивать эстетическое восприятие, умение передавать в работе особенности животных, используя различные техники лепки.
ОО «Социально - коммуникативное»
10. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий.
11. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Ход занятия
Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! Ребята, скажите, пожалуйста, у вас дома есть животные? А какие животные? Как можно, одним словом их назвать? Ребята, а диких животных мы можем держать дома? Почему? (Они опасны, могут быть больших размеров). А где мы можем увидеть диких животных? (По телевизору, в книжках, в компьютере). А еще где? (В зоопарке). Правильно, в зоопарке. Зоопарк бывает разной: большой и маленький, зоопарк, который постоянно находятся на одном месте и передвижной, который ездит от одного города в другой. А к нам в Бавлы приезжает зоопарк? Каких животных вы в нем видели?
Воспитатель:- А что еще вы знаете о зоопарке? Молодцы, ребята! Вы очень много знаете. А хотите еще больше узнать о нем?
(Вводный рассказ о зоопарке.)

- Зоопарк, как всем известно,- это место, где содержат и демонстрируют посетителям живущие на земле животные.
Почему диких животных содержат в зоопарках? Самая важная причина в том, что все хотят своими глазами посмотреть на животных. Другая причина - это то, что учёные имеют возможность узнать много важного, изучая жизнь животных.
Итак, зоопарк – как бы школа для изучения, как животных, так и людей. И, наверное, этим объясняется, почему первый зоопарк, о котором мы что-то знаем, назывался «парком познания».
Зоопарки появились в глубокой древности. Первый в мире настоящий общественный зоопарк был открыт в Париже. В нём были животные, музей и ботанический сад.
Следующий большой зоопарк был открыт в Лондоне. Самый старый зоопарк в нашей стране - Московский, ему 144 года.
Воспитатель:- Ребята, а вам нравится ходить в зоопарк? Хотите еще раз посетить его? Я предлагаю вам, сегодня отправится в необычный зоопарк, в этом зоопарке живут самые удивительные животные. Ребята, а попасть в зоопарк, нам поможет волшебная палочка. Встаем все в круг, закрываем глаза.
Раз, два, три!
В зоопарк нас перенеси!
Воспитатель:- Вот мы с вами и в зоопарке. Первое необычное животное это..панда! Это животное обитает на материке, который называется – Азия. Ребята, посмотрите на глобус, сначала мы найдем примерное место, нашего местонахождения, потом, найдем место обитания панд. Посмотрите, ребята, как далеко от нас живут эти удивительные животные.
Панда

Воспитатель: А послушайте, какие звуки издает панда (аудиозапись).
Хотя взрослые особи довольно крупные, новорожденные панды, очень крошечные – около 15 сантиметров в длину. (Воспитатель для сравнения показывает размер карандаша). Мать заботится о потомстве до тех пор, пока детеныши не научатся самостоятельно путешествовать. После этого молодые панды покидают берлогу и начинают жить независимо. Медвежата начинают ползать примерно в возрасте 2,5 месяцев, а после полугода уже умеют уверенно передвигаться. Панды полдня заняты поеданием бамбука.
-- У панд имеется так называемый "псевдо большой палец". Эта дополнительная часть тела на самом деле не является пальцем. Это запястная кость, покрытая кожей, которая помогает медведю легко обращаться с ветками бамбука.
-- В отличие от других медведей умеренного климата, панды не впадают в спячку.
Ребята, а сейчас, я предлагаю вам на время стать пандами!
Динамическая пауза «Панда»: Панда наша потянулась
Раз – нагнулась
Два – нагнулась!
Лапы в стороны развела,
Но бамбука не нашла.
Чтоб бамбук панде достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель: Идем дальше, следующее животное это? Узнаете, как только разгадаете загадку:
Из воды выходит туша.
Ох, и тяжело на суше.
До земли висит живот
Это толстый (бегемот). Это животное обитает на материке, который называется – Африка. Ребята, снова посмотрите на глобус, сначала мы найдем примерное место, нашего нахождения, потом, найдем место обитания бегемотов. Посмотрите, ребята, как далеко от нашего местонахождения, находится материк, который называется – Африка.
Бегемот

Воспитатель: А послушайте, какие звуки издает бегемот (аудиозапись).
Только недавно часть ученых заметила, что по многим параметрам бегемоты совсем не походят на свиней, а гораздо ближе к китам! А при дополнительных исследованиях выяснилось, что именно бегемоты самые ближайшие родственники гигантских китов. Шкура бегемота порой достигает толщины в четыре сантиметра. В некоторых зоопарках ветеринары своими иглами попросту не могут достать до вены. А если бегемот поранился, то его зашивают не обычными нитками, а настоящей металлической проволокой! А во время сильной засухи бегемот не просто потеет – у него из кожи выделяется особая красная жидкость, которая противодействует воздействию ультрафиолета. Плюс она способна заживлять мелкие раны и царапины
Бегемот животное исключительно травоядное. Он никогда не употребляет мяса и не охотится. Но, несмотря на это сегодня именно бегемот занимает одну из первых строчек в списке самых опасных животных Африки. И все из-за своего ужасного характера! Известны истории, когда разгневанный, клыкастый бегемот набрасывался даже на носорогов и слонов!
Воспитатель: Следующее животное – утконос. Посмотрите, на это животное! Вы, наверное, уже догадались, почему его так назвали? Это животное тоже обитает в Африке. Ребята, а кто из вас, может нам показать Африку? Молодцы!
Утконос

Воспитатель: А послушайте, какие звуки издает утконос (аудиозапись).
Утконос ядовит – гланды самца (и  только самца) производят коктейль из ядов, который через укол роговых шпор на задних ногах утконоса может быть введен жертве. Причем яды эти  достаточно сильные, чтобы убить небольшую собаку динго или животное поменьше. Обычно укол утконоса не летален для человека, но может вызвать очень длительные и сильные болевые ощущения и внушительный отек. Утконос – единственное млекопитающее (питающийся молоком матери),  имеющее развитую электрорецепцию – т.е. способность воспринимать электрические сигналы окружающей среды. Например, под водой у утконоса  не действуют ни зрение, ни слух, ни обоняние. Зато его электрорецепторы  могут обнаруживать слабые электрические поля, которые возникают,  например, при сокращении мускулатуры ракообразных, что позволяет ему эффективно охотиться. Утконос очень много охотится, т.к. в день ему требуется съедать очень много пищи, чтобы он успевал откладывать стратегические запасы жира. Жир, ему требуется для того, чтобы не мерзнуть в воде и не мокла его шерсть. Утконос при плавании использует не задние лапы как другие водоплавающие, а передние лапы. Так, как утконос не видя и не слыша, чувствует пищу под водой, я предлагаю вам интересную игру «Угадай, чей голосок?»
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя «А-у»
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей! Кто позвал тебя?
Узнай скорей!
Воспитатель: Идем дальше. А это, ребята - броненосец. Посмотрите, на это животное! Вы, наверное, снова догадались, почему этого животного так назвали? Это животное обитает в Южной Америке. Ребята, снова посмотрите на глобус, в этом месте находимся мы, а броненосцы обитают здесь (показ на глобусе). Ребята, обратите внимание, нас разделяют страны, моря и океан. Вот как далеко они от нас находятся.
Броненосец
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитатель: А броненосец издает вот такие звуки (аудиозапись).
Все броненосцы наземные животные. Они, хотя и неуклюже, но довольно быстро бегают. Передние лапы у них вооружены длинными, мощными когтями, которые пускаются в ход, если нужно вырыть нору или раскопать муравейник. Быстрота, с которой эти животные зарываются в рыхлую землю, просто поражает: за считанные секунды броненосец способен скрыться с глаз, активно работая передними лапами. Конечно, этим зверям в умении прокладывать подземные ходы далеко до таких истинных землекопов, как кроты или слепыши. Но если представить себе, каковы размеры их нор, то, наверное, можно понять негодование фермеров, когда они обнаруживают на своих участках следы жизнедеятельности этих своеобразных "броненосно-земле-ройных машин".
Арсенал защитных приемов у броненосцев весьма богат. При малейшей опасности животное мгновенно сворачивается в шар попробуй, разверни. Но это не всё. Пользуясь длинными, мощными когтями, броненосец норовит зарыться в землю, выкапывая ее прямо из-под себя. Скрывшись на глубину, зверь-"танк" не сворачивается, а наоборот, растопыривает свой панцирь и "заякоривается" с его помощью в земле попробуй, вытащи.
Мы сейчас тоже попробуем превратиться в броненосцев. Игра «Попробуй, разверни» (Дети делятся на пары, один ребенок сворачивается в клубок, а второй, пробует его развернуть. Потом, дети меняются местами, побеждает тот, который смог развернуть броненосца).
Воспитатель: Идем к следующей клетке. А это, ребята - коала. Посмотрите, на это животное! Это животное обитает в Австралии. Ребята, снова посмотрите на глобус, снова находим наше местоположение, а здесь (показ на глобусе) в Австралии обитают коалы. Ребята, обратите внимание, нас разделяют очень много стран, морей и океан. Вот как далеко они от нас находятся этот материк.
Коала

Воспитатель: А послушайте, какие звуки издает коала (аудиозапись).
Длина тела этих животных - около 85 сантиметров (примерно в высоту стола). Новорожденная коала обычно остается в мешочке матери, который находится на животе, в течение приблизительно шести месяцев. Слово коала переводится, как  “Животное, которое не пьет”. Коала в основном ест листья эвкалипта и едва пьет любую воду. Как кенгуру, у них тоже есть способность носить своих детенышей в мешочках. Они ни в коем случае не принадлежат к семейству медведей. Эти животные не очень социальные, поэтому чаще всего они одиночки. Самка в год рождает только одного детеныша. Они общаются друг с другом звуком, похожим на храп, который сопровождается отрыжкой. Взрослая коала может съесть приблизительно один килограмм листьев ночью. У новорожденного детеныша нет меха на теле и глазах, и уши также закрыты. Коала становится полностью взрослым животным на четвертом году жизни. Их пушистый хвост дает им комфорт для того, чтобы сидеть на деревьях в течение долгих часов. Коала большую часть времени спит.
Ребята, если коала такая «соня», может, поможем ей заснуть?
Динамическая пауза «Тишина»
Тишина у пруда (Дети ходят по кругу)
Не колышется вода,
Не шумят камыши
Засыпают малыши (на последнем слове дети останавливаются, приседают, наклоняют головы и закрывают глаза).
Воспитатель: Идем дальше. Ребята, я хочу вам рассказать еще про одно удивительное животное. А кто это, вы должны догадаться сами, собрав разрезную картинку.
Игра «Разрезные картинки».
Молодцы, ребята! Правильно, это – кит. Кит самое большое млекопитающее (питающийся молоком матери) на земле. А вы знаете, где живут киты? Да, в океане.

Кит
Язык синего кита весит 4 тонны (столько весит один слон). А сам кит может весить 30 тонн (это 8 слонов вместе взятых). Киты теплокровны и дышат воздухом. У этих самых тяжелых млекопитающих есть пусть и совсем крохотная, но шерсть. Они кормят детенышей молоком. Киты могут обходиться без сна на протяжении трех месяцев. Могут жить без пищи полгода. Детеныши китов рождаются длиной около 8 метров (длина нашей игровой комнаты) и весом в 2-3 тонны (половина веса слона).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Первые полгода жизни китёнок питается молоком матери. Ротовая полость китообразных не соединена с лёгкими. Они вдыхают воздух, поднимаясь на поверхность океана: их легкие при этом насыщаются кислородом, который впоследствии, под водой, насыщается влагой и нагревается. В тот момент, когда животные всплывают - они делают выдох и горячий воздух, соприкасаясь с холодным, образует великолепный фонтан из конденсированного пара.
Кит может не дышать приблизительно 2 часа и за это время преодолеть под водой огромное расстояние! А питается он, в основном, крилем (мелкими рачками). Очень маленькие, адаптированные к жизни в море глаза способны выдерживать высокое давление при погружении животного на большую глубину, из слезных протоков выделяются крупные жирные слезы, помогающие яснее видеть в воде и защищающие глаза от воздействия соли. У китов нет внешних ушей, они слышат нижней челюстью. От нее звук идет по особой впадине к среднему и внутреннему уху. Киты постоянно прислушиваются, потому что у них нет обоняния и слабо развито зрение. Звук дает китам возможность ориентироваться, общаться между собой и питаться, хотя точное назначение производимых китами звуков до сих пор не выяснено. Киты очень страдают от шума в мировом океане, который производят люди. Ребята, а киты, как и люди умеют петь. А вот так поет кит (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, а вам нравится в нашем зоопарке? Сейчас мы познакомились с животными, которые не живут в нашей стране и в нашем крае. Давайте, вместе с вами вспомним, какие животные обитают в наших краях! Перечислим их. Молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю вертуально пройтись по зоопарку, в котором живут животные нашего края.

Физминутка «Зоопарк»
По зоопарку мы шагаем (Маршируют на месте)
И медведя там встречаем (Раскачивание туловища)
Этот мишка косолапый Широко расставил лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. (Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)
Впереди из-за куста, Смотрит хитрая лиса. (Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)
Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим. (Бег на месте на носках)
Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнули. (Легкий прыжок вверх)
Подражаем мы зайчишке (Ладони на голову, подскоки)
Непоседе-шалунишке. Но закончилась игра, Заниматься нам пора. (Вернуться на места)
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора вернуться в нашу группу. И опять для этого нам нужна волшебная палочка. Встали все в круг, закрыли глаза.
Раз, два, три!
В группу нас верни.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в зоопарк необычных и удивительных животных? А вы хотите, чтобы зоопарк был у нас в группе? Настоящих диких животных мы можем привести в группу? (Ответы детей). Поэтому, я вам предлагаю слепить животных из пластилина и устроить в нашей группе мини-зоопарк. Куда мы можем пригласить на экскурсию, деток младших групп.
Подведение итогов
Воспитатель: Мы сегодня познакомились только с некоторыми удивительными животными, которые живут на нашей земле. Мир животных очень многообразен и удивителен, о других необычных животных вы можете узнать из передач по телевизору, из прочитанных взрослыми книг, справочной литературы, энциклопедии. Ребята, о нашем путешествии в зоопарк, вы можете дома рассказать родителям, и вместе с ними нарисовать тех животных, которые вам понравились, или нарисовать животных, которых вы, хотели бы увидеть своими глазами.
лужами сырой траве. А вот в бассейне купаться отказываются, только бегают по мелководью, обдавая себя брызгами. В природе панды активны на зорях и в ночное время. Они очень чистоплотны. Большую часть времени панды молчат, лишь изредка издают звуки, похожие на блеяние. Летом они не любят ливневых дождей, прячутся от них в укрытия, но после дождя охотно бродят по лужам и сырой траве. А вот в бассейне купаться отказываются, только бегают по мелководью, обдавая себя


















13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14115




Ялтинский зоопарк "Сказка"Рисунок 1Описание: Ялтинский зоопарк "Сказка"