Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром в коррекционно-диагностической группе (ЗПР) на тему: «Зимующие птицы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 г. СОЧИ
354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон \факс 47-21-85
e-mail: dou9@edu.sochi.ru
Непосредственно образовательная деятельность
по ознакомлению детей с окружающим миром
в коррекционно-диагностической группе (ЗПР)
на тему:
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
Воспитатель
коррекционно-диагностической
группы детей с ЗПР
Джамиева Мира Абумислимовна
Сочи 2016
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром
в коррекционно-диагностической группе (ЗПР)
на тему: «Зимующие птицы»
Приучите птиц зимой
к своему окну, чтоб без песен
не пришлось встречать весну
А.Я. Яшин
Цель: расширение представлений у детей о зимующих птицах.
Задачи:
- мотивировать детей к расширению знаний о зимующих птицах;
-способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года;
-закладывать основы экологического воспитания;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, потребность в двигательной активности;
-развитие общеречевых навыков, длительности речевого выдоха, четкости звукопроизношения, артикуляционного аппарата.
-формировать доброе и заботливое отношение к птицам, желание проявлять заботу о них
-развивать умение детей ориентироваться на плоскости;
-коррекционно-воспитательная задача: воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц, фотоконкурс « На нашей кормушке», беседа «меню птиц», правила об отношениях к птицам, рассматривание картинок с изображением зимующих птиц, чтение стихов о птицах, п/игра: «Птички-невелички», «Воробушки и автомобиль», изготовление кормушек – дети вместе с родителями; консультация для родителей на тему: «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось встречать весну» (А.Яшин), рисование «Снегирь на веточке», лепка « Прилетели воробьи, вот их сколько - посмотри», аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири», Д/ игры: «Дорисуй птицу», «Чья птица дальше улетит», «Это что за птица», «Кто как голос подаёт», «Узнай, чьи следы на снегу». Н/п игра: « Найди пару», «Кто, где живет»
Оснащение: мультимедийная презентация, голоса птиц (в записи), карточки с изображением птиц (по количеству детей 5-6 штук синица, снегирь, воробей, ворона, голубь), модели птичьих следов, крошки хлеба, семечки. Ход НОД:
I. Введение в занятие:
Упражнение в тишине на релаксацию: «Здравствуй, здравствуй, не зевай – и ладошку мне давай!»
(воспитатель предлагает детям сесть в удобном положении, закрыть глаза; прослушивание записи звуков зимы-вьюги, метели, ветра)
Воспитатель: Ребятки, прислушайтесь! Что за звук слышен? Попробуем повторить этот звук! Все вместе.
(Фонематическая игра «Ветер»)
Ветер в поле завывает-
В- в- в –в….
По дорожкам снег метет-
Ш- ш-ш-ш..
В небе тучи нагоняет –
С-с-с-с..
И зима уж настает-
Щ-щ-щ-щ…
-Скажите, ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (зимы)
-Послушайте загадку:
Заморозила дорожки,
Разукрасила окошки,
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница….(зима)
-Правильно, зима. Назовите мне, пожалуйста, зимние явления природы?
(снег, град, метель, вьюга)
-Какие признаки зимы вы знаете? (ответы)
-Зимой много снега.
Послушайте стихотворение «Письма» А. Тараскина.
Чтение стихотворения: «Письма» А. Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюше,
Чтобы сделали кормушки.
-Так кто же написал письмо? (птицы), (чтобы сделали кормушки)
- А как птицы написали письмо? Чем? Что они оставили на снегу? (Ответы детей) (Дети садятся на стулья перед интерактивной доской полукругом)
- А вы знаете, по следам можно узнать, кто их оставил? Хотите узнать, кто оставил эти следы и о чем они могут нам рассказать?
Д/игра: «Чьи следы возле кормушки» (не ошиблись наши дети, определили правильно)
-Устали, сделаем гимнастику артикуляционную.
Артикуляционная гимнастика
Ма-ма-ма - наступила зима.
Ме-ме-ме - рады мы зиме.
Ду-ду-ду в зимний лес иду.
Та-та-та - кругом красота.
Сы-сы-сы –мерзнут носы.
II.Актуализация и расширение новых знаний
-Как вы знаете, зимой очень много снега. Он лежит на земле, на деревьях, крышах домов и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Нужно каждый день наполнять кормушки. Ведь, если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями.
-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, осёдлые.)
-Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)
-А для чего нам нужны птицы в природе?
(Они создают красоту и являются санитарами леса)
Воспитатель: Детям, как и птицам на месте не садится. А те, кто активно двигается, должны хорошо питаться. Хочу вас пригласить в кафе «Птичий дворик». Мы подготовили для птиц праздничное меню. Кто из вас зимой подкармливает с родителями птиц? Чем вы угощали птиц? (ответы детей) В холодное время птицы с удовольствием будут клевать просо, пшеницу, семена подсолнуха, или хлебные крошки. А кормушку можно смастерить из любого подручного материала. (Слайд)
Послушайте загадку:
Избушка новая,Для всех столовая.Зовёт обедать,Крошек отведать (Кормушка)
Ребенок: 1. Все короче в зимний день,
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет на плетень.
Ни комарика, ни мушки-
Ребенок:2. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Воспитатель: Не секрет, что с каждым годом становится птиц все меньше и меньше. В чем же причина исчезновения? (Предположения детей) Таких причин несколько: истребление птиц браконьерами, вырубка лесов, и осушение болот, загрязнение окружающей среды. Все это вызывает сокращение мест обитания пернатых. Какую помощь мы с вами можем оказать птицам? Правильно, ребята, мы можем посадить деревья. Подкармливать птиц зимой. Смастерить и развесить кормушки и скворечники.
-Как вы считаете, что страшнее для птиц – голод или холод?
(Голод для птиц страшнее)
-Действительно, большое количество птиц погибает зимой от голода. А чем же мы можем помочь птицам?
(Подкармливать птиц, смастерить для них кормушки).
Хочу провести с вами разминку, проверить, что вы знаете о птицах. (Дети отвечают на вопросы и при необходимости помогаю им)
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик!
Не робей!
Я бывалый… (воробей) (слайд)
- Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
- Как голос подаёт воробей? (Он чирикает)
- Послушайте, как чирикает воробей. (Запись на CD-диске)
- Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. В холодный период воробьи расправляют все свои пёрышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. В тёмное время суток в зимний период воробьи стараются ночевать тоже вместе. Они собираются небольшими стайками и садятся друг возле друга вплотную, чтобы греется друг от друга. Те птицы, которые находились внутри, постепенно перемещаются наружу, давая тем самым согреться другим птицам. Так можно видеть, что стая воробьёв находится в постоянном движении. Это очень неприхотливые птички.
2. Трещала с самого утра:Пор-ра! Пор-ра!А что пора?Такая всем морока,Когда трещит…(сорока) (Слайд)
- Послушайте, как стрекочет сорока. (Запись на CD-диске)
Сорока – белобокая – длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
3. Посмотрите на балкон:Он с утра воркует тут.Эта птица - почтальон,Пролетит любой маршрут. (Голубь) (Слайд)
- Как голубь голос подаёт? Голуби воркуют. (Запись на CD-диске)
- Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем – это довольно красивая птица – мало кто ещё облает таким быстрым и уверенным полётом. Дух захватывает от стремительных виражей голубиных стаек. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Кроме почтовых , существуют также декоративные породы. Голуби воркуют, они доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народные названия птицы – сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляется слова гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
4. Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь)
Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
5.Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочка.И полоска шарфика. (Синица) (Слайд)
- Послушайте, как синичка поёт. (Запись на CD-диске)- Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Ребята, а вы знаете, что за суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна? В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
- Молодцы! Устали? Делаем физминутку.
Физминутка «Шустрая синичка»:
Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не садится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присела)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири - тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
-Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная.
- Ребята, скажите, чем питаются птицы? (дети высказывают свои предложения)
Воспитатель говорит таинственным шепотом: Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
- Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено и хлебные крошки клюют только воробьи. Синицы, снегири, кроме семян, любят сырое несоленое мясо, сало. Голуби любят крупу и хлеб.
Воспитатель: Поиграем сейчас в игру: « Какая птица, чем питается?» ( на столе расставлены карточки с изображением еды. Каждый ребенок подходит по очереди и расставляет правильно карточки.
- Устали наши глазки? Сделаем зарядку.
Зарядка для глаз «Птичка»
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри - не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
(Дети держат птичку в руке и выполняют движения в соответствии с текстом, сопровождая движения взглядом)
Воспитатель: вспомним, друзья, кто как голос подаёт?Воробей чирикает, голубь воркует, сорока стрекочет, синица и снегирь звенят (у кого какие птицы, дети по очереди подают голоса)
Ребёнок 1.
Очень любим мы природу
И в холодную погоду
Хлебные крошки, семечки берем.
Наших птиц кормить пойдем.
-Воспитатель: Ребята, какие птицы у нас в кормушке? (перечисляют)
-А как их называть одним словом? (зимующие)
-Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
-Как мы можем позаботиться о птицах? (ответы детей)
-Верно. А знаете ли вы?
Викторина «Знаете ли вы?»
-Эта птица – почтальон (голубь)
-Эти птицы стараются зимой ночевать вместе, небольшими стайками, чтобы греться друг от друга. (Воробей)
-Увидит что-нибудь блестящее, потом схватит и утащит в своё гнездо (сорока)
- Мы говорим про неё – «красавица - жёлтогрудка». (Синица)
- Мы говорим про него – «красногрудка». (Снегирь)
-Ребята, вы сегодня рассказали очень много про зимующих птиц.
-Птицы – это наши друзья, наши младшие братья, и мы их должны беречь и охранять. Пусть эти птицы принесут нам счастья, радости и веселого настроения.
Ребята, давайте вспомним, какие бывают правила отношения к птицам?
Нельзя разорять гнёзда;
Нельзя подбирать и брать домой птенцов, мама-птица сама позаботится о них;
Нельзя убивать птиц, они не только способны доставить нам радость, но и необходимы в природе.
Давайте вспомним слова А. Яшина, который утверждал: «Приучите птиц зимой к своему окну, чтобы без песен не пришлось встречать весну».
А сейчас нам пора собираться на прогулку, нас ждут возле кормушки проголодавшие птицы. Пойдемте кормить птиц.