Выступление на семинаре для педагогов по вопросам интеграции детей с ОВЗ в школу Работа психолога с родителями
Работа психолога по формированию адекватного отношения к интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу.
Родители здоровых детей негативно воспринимают интеграцию по нескольким причинам. Они опасаются снижения внимания к здоровым детям со стороны педагога и как следствие этого – неполная реализация их потенциала в обучении и развитии. Кроме этого, родители боятся травмирующего влияния на их детей наблюдений трагических явлений в жизни – болезней, уродства. Есть такие стереотипы, которые не имеют под собой никакой почвы, они обусловлены только дефицитом знаний о нарушениях психофизического развития детей, их возможностей и ограничений. Так, некоторые считают, что здоровые дети «наберутся» от больных детей их недостатков, например, начнут неправильно говорить, повторять болезненные произвольные движения, тики и т.д.
Еще одна сложная категория родителей – родители ребенка с ОВЗ. Несмотря на то, что обучение этих детей в равных условиях со здоровыми в значительной мере инициируются родительской общественными организациями, отношение к обучению у родителей часто спорное. С одной стороны, родители хотят избавиться от травмирующей и дискриминирующей необходимости отдавать ребенка в спец. школу, интернат. К тому же посещение ребенком общеобразовательной школы возле дома вместе со здоровыми детьми способствует возникновению у родителей, может даже, неосознанно, представления о проблемах своего ребенка значительно меньших, чем есть на самом деле. Они часто избегают ПМПК и стараются обучать ребенка на общих основаниях, длительное время игнорируют его явную невозможность учиться в таких условиях, иногда обвиняя педагога в предвзятом отношении, конфликтуют.
Цель работы психолога с родителями лежит именно в том, чтобы помочь принять реальные образовательные потребности детей и привлечь их к сотрудничеству в развитии и воспитании. Очень часто семьям не хватает элементарных знаний, которые рождают разные стереотипы.
Наиболее приемлемые приемы:
Индивидуальные беседы
Просвещение родителей.
Исходя из поставленных целей, в программу работы с родителями можно включать элементы игр, упражнений, направленных на развитие внимательного отношения к детям с ОВЗ. Содержание упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, принятия и признания личности ребенка.