Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»


Білім беру саласы/ Образовательная область/: познание
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі/
/раздел организованной учебной деятельности/:ознакомление с окружающим миром
Тақырыбы/ Тема/:«Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»
Мақсаты/ Цель/:Закрепить знания детей:об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду, об изменениях природы в разные времена года, о людях, которые предсказывают погоду, о приборах, по которым можно определить погоду (термометр);о различных видах облаков.
Білімділік міндеті/ Образовательная задача/:расширять знания детей о взаимосвязи погоды и основных явлений природы.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/:развивать память, мышление,речь.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/:воспитывать интерес к занятию.
Көрнекі құралдар/ используемый материал: Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.Картинки различных видов облаков.
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/:ауа- райы- погода, суык- холодно, ыстық- жарко,
Іс-әрекет кезеңдері/
Этапы деятельности Тәрбиешісінің іс-әрекеті/
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті/
Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушылық/
Мотивационно-побудительный Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода?
Воспитатель: Как о ней можно сказать……А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода?....(Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.) (Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Воспитатель: Молодцы ребята! ...(ответы детей)
(ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) 
Ұйымдастыру-іздестіру/
Организационно-поисковый Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей -метеорологи.)
А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра).
(Ответы детей - термометр).
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода?....(ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра?.....(ответы детей - нашим родителям).
Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду?.. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде?(воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).
(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).
Воспитатель: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру «Угадай народную примету».
(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).
1) Ласточки низко летают - … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —День погожий обещают.А летают низко —Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)
- Солнце село в тучу - …… (к дождю)
- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).
Воспитатель: Вы их узнаете?.... (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).
Воспитатель: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?...
(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)
Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются?(ответы детей - грозовые)        
Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?.... Как еще о них можно сказать,,,,?   (ответы детей - голубые, серые,….). Рефлексивті-түзетушілік/
Рефлексивно-корригирующий Итог занятия:
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:
- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей - метеорологи)
- вспомнили народные приметы о погоде;
- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках. Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат/:
Нені біледі/ что ребенок знает (Знать)/:как называют людей, которые опреледяю погоду
Қандай түсініктерді игерді/ как ребенок освоил материал (Иметь)педставление о природных явления погоды
Меңгерген дағдылар мен іскерліктері/ как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)определять погоду по народным признакам.
Тәрбиеші/воспитатель:Сәрсембаева.Г.Қ
колы/подпись