Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Где вода в холода?


Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің 26 ноября 2015г
технологиялық картасы
Білім беру саласы: «Познание», «Творчество»
Бөлімдер: Ознакомление с окружающим миром.
Тақырыбы: «Где вода в холода?»
Мақсаты: Развивать познавательный интерес детей, учить детей наблюдать за изменениями в приро
де. Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Закрепить знания о свойствах воды в разных состояниях, используя элементы метода ТРИЗ, наблюдения.Реализовывать свои знания через самостоятельную экспериментально- познавательную деятельность, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать творческое воображение.
Методы: беседа, дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, системный оператор ТРИЗ
Билингвальдық компонентті:дождь-жаңбыр,осень-күз, снег-қар,вода-су,снежинка- қар бүршігі,лёд-мұз.
Әрекет кезендері Тәрбиешінің іс - әрекәті Балалардың іс - әрекәті
Ұйымдастырушы қозғаушы қызмет
түрі Мотивационно - побудительный Дети с воспитателем входят в группу.
- Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся.
-Сәлеметсіздерме!
-Балалар, щеңбер жасаймыз!
Звучит музыка (моросит дождь) (тихо, громко, тихо).
-Ребята, послушайте внимательно эти звуки.
-Как вы думаете, какие звуки вы услышали? Что это?
-Қазақша қалай дождь?
-Дұрыс! Правильно!
-А я вам хочу загадать сиквейн - загадку:
Она
Серая, холодная
Поливает, дождит, моросит
Листья падают в лужу
Грусть.
- Қазақша қалай осень?
-Какие слова говорят в загадке о том, что с неба льёт дождь?
- Ребята, если дождь моросит, дождь какой?
-Какой дождь называют моросящим?
-А если дождь поливает, он какой?
-А я вот придумала для осенней погоды интересное слово «дождит», что значит, дождь то начинается, то заканчивается.
-В какой месяц осени часто моросит дождь?
-А какие осадки сменяют дождь?
-В ноябре, когда становиться очень холодно, а где вода?
-Куда она девается, вот проблема?
-Итак, ваше мнение, где находится вода в холода? Дети входят в группу, становятся полукругом.
Сәлеметсіздерме!
Звуки дождя
Дождь капает, моросит дождь.
жаңбыр
Осень
күз
Поливает, моросит.
Дождь моросящий
Осенний, идёт день, два, три, неделю, сыпет маленькими капельками на землю
Дождь проливной
Октябрь
Снег
Снег,иней, лёд, морозные узоры
Ұйымдастыру ізденушілік
Организационно - поисковый
-Я принимаю все ваши ответы, но узнать, кто из вас прав, нам поможет погулка в лес.
(Звучит волшебная музыка)
Зимой в лесу - такая красота!Стоят деревья в белом пухе нежном,И манит взор берёзок береста...И душу радует - теплом волшебным!
-Посмотрите, мы с вами оказались в лесу, в сторожке у лесника (картинка сторожка лесника). У лесника приготовлен горячий самовар для чаепития. И я вас приглашаю к столу.
- София, попытайся поднести руку. Что ты почувствовала?
-Какая у тебя ладошка?
-Ребята, скажите, что входит в основу жидкости чая?
-Что происходит с водой когда её нагревают?
-Когда воду нагревают, под воздействием высокой температуры, она превращается в водяной пар, пар-это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются в воздух этот процесс называется испарение. (схема испарения воды)
-Давайте все вместе повторим.
-Вода испаряется не только с поверхности озёр, рек, но и от земли.
-Я вас приглашаю выйти на улицу (презентация «иней») дети садятся на стульчики.
-Ребята, посмотрите, как красиво в лесу. Какие происходят чудеса. Такое волшебство подвластно только природе.
-После захода солнца, поверхность земли начинает
охлаждаться, к утру становиться ещё холоднее.
Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержаться много водяных паров, то соприкасаясь с охлаждёнными предметами, пары оседают в виде кристалы воды.
-Как назвывается явление природы, когда деревья покрыты кристалами воды?
- Верно, это иней.
(Схема образования инея)
-Так ответьте мне, где же находится вода в холода?
-Как приятно гулять в зимнем лесу. (картинка лес, покрытый снегом)
-А какой здесь воздух!
Всё вокруг покрыто белым покрывалом-снегом.
-Когда наступает холодное время года, какие осадки падают с неба?
-Снег, қазақша қалай болады?
-Я приглашаю вас к волшебному экрану. (дети садятся на стульчики).
Системный оператор «снег»
Снег бывает разный:Чистый, невесомый,Снег бывает грязный –Липкий и тяжёлый.Снег летит пушистый,Мягкий и приятный,Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.

6
3 9

4
1 7
5

2
8
Экран № 1 снежинка-картинка
-Из чего состоит снег?
-Что такое снежинка?
-Снежинка какая?
Снежинка красивая, как что …..
Снежинка хрупкая, как что…..
Снежинка лёгкая, как что….
-Ребята, а если снежинка парящая, с чем бы вы её сравнили?
-Расскажите структуру снежинки?
Экран № 2 кристал-шестигранный (пластинка,столбик,лучи)
-Почему у снежинок всегда шесть лучей?
-Как вы узнали эту информацию?
Снежинки – картинки!Взгляни поскорейУ каждой по шестьСеребристых лучей.И каждый зазубренный лучик –Зимы заколдованный лучик.
Экран № 3 (туча)
-Ребята, а где живут снежинки?
-А сколько там снежинок?
-Как называется природное явление, когда снег падает?
-А чем была снежинка раньше?
Экран № 4 (водяной пар)
-Эти мельчайшие капельки водысодержались в водяном паре.
Экран № 5 (молекулы воды)
-Из чего состоит водяной пар?
Экран № 6 (испарение, круговорот воды в природе)
-А как же водяной пар попадает на небо, чтобы стать снежинкой, которая полетит к земле?
-Давайте ещё раз вспомним, как называется процесс,
когда мельчайшие капельки воды, находящиеся в воде
поднимаются в воздух?
Водяные пары поднимаются от земли, высоко в небо,
где очень холодно, и здесь из водяных паров
образуются крохотные льдинки-кристалики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень
малы. Но шестиугольный кристалик всё время растёт и наконец, становиться красивой снежинкой.
-Ребята, а какие зимние забавы вы любите со снегом? И я люблю лепить снеговика.
-С приближение весны солнце светит ярче, что станет со снеговиком?
Экран № 7 (снеговик тающий, с лужицой)
-Я думаю, что кто – то ещё сомневается, я предлагаю
вам провести опыт. Дети садятся за столы.
-Преставьте, что у вас в ладошках солнышко, возьмите
немного снега на ладошку и держите ладошку над тарелочкой. Ладошка у вас какая? А снег?
-Что происходит с холодным снегом в тёплой ладошке?
-А в ладошке остаётся?
Остатки снега положите в тарелочку, возьмите салфетку и промокните руки.
-Чем вы воздействуете на снег?
-Что получается из снега под воздействием тепла?
-Под воздействием тепла снег превратился в воду.
Вывод: Под воздействием тепла снег превратился в воду
-У вас возле каждой терелочки лежат картинки, составь
те и выложите слева направо перед собой схему прове
дения опыта.
-Кристина, расскажи, как проводился опыт.
-Ребята, вы молодцы, всё составили правильно.Давайте пройдём на свои места к волшебному экрану.(дети садятся на стульчики)
Экран № 8 (ладошка с водичкой)
-Где мы может встретиться с водой? Где вода в природе?
Экран № 9 (ручеёк, лужа)
-Какой вывод мы можем сделать?
-Если весной была вода, то поздней осенью стало снегом.
-Так ответьте мне, где же вода в холода?
-Я вас приглашаю немного отдохнутьи поиграть в игру.
Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, Два – наклониться,Три – снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать!Стою и снежинки в ладошку 
Ритмичные удары пальцами левойловлю. 
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, 
Ритмичные удары пальцами правой и снежинки люблю, 
руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. Но где же снежинки? 
На вопрос сжать кулаки, на ответ — В ладошке вода, разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос
сжать кулаки, на второй — разжать.Растаяли хрупкие льдинки-лучи... 
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.Как видно, ладошки мои горячи.
-Ребята посмотрите, какое красивое озеро.(картинка замёрзшее озеро)
-В какие игры вы любите играть на льду?
-Чем лёд отличается от снега?
-Какие свойства льда используют в играх?
-Зимой строят красивые городки из льда, делают различные скульптуры, фигурки.
-Почему изо льда не строят дома?
-Какую русскую народную сказку, в которой описано
свойство льда вы знаете?
-Какое свойство льда в сказке?
-Некоторый свойства льда я предлагаю вам проверить.
Опыт со льдом.
-Ребята, а как вы думаете, почему дворники посыпают
лёд на дорогах солью? Давайте посмотрим, что происходит. Дети садятся за столы.
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один
посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр).
-Пока соль начнёт действовать мы с вами поиграем.
- Снег, қазақша қалай болады?
Д/игра «Хорошо-плохо»
-Лёд это хорошо или плохо?
Лёд хорошо-это……
Лёд плохо-это…..
-Посмотрите, что произошло со льдом?
-Жарайсындар балалар!
Кубик льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо
раньше, чем простой лед.
-Посмотрите на картинки и расставьте, что сначала, что потом.
Д/игра «Что сначала что потом» (картинки)
Лёдсоль соль на льду водичка
-Лёд может таять под воздействием тепла сам, а так же
под воздействием соли.
-Где вода в холода?
-Лёд-это замёрзшая вода.
-Ребята, предлагаю вам составить сиквейн – загадку про лёд.
-А поможет вам схема составления сиквейн – загадки.
(вывешиваю схему составления сиквейн-загадки)
Он
Хрупкий, искристо-игривый
Рисует, творит, украшает
Всех нарядов зимниих краше
Восторг!
-Кто из ребят составил сиквей? Загадайте нам. Тепло
Мокрая, влажная
вода
Когда нагревают воду она спаряется, поднимается вверх.
Когда воду нагревают, под воздействием высокой температуры, она превращается в водяной пар, пар-это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются в воздух этот процесс называется испарение
Испарением
иней
вода в холода находится в инее
снег
қар
Снег состоит из множетва снежинок
Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.
крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.Платье, брошь,кукла.
Ваза, стекло, цветок.
Пух, перо,воздушный шарик,вата.
(пластинка,столбик и шесть лучей)
Потому что ядром снежинки является идеально симметричная, шестигранная пластинка-кристалик. От граней этой молекулы и начинают отрастать лучи будущей снежинки.
Из познавательной телепередачи, из энциклопедии.
Снежинки живут в туче.
Очень много, тысячи.
Чем больше туча, тем количество снежинок больше.
снегопад
Водяным паром
В туче
Из молекул воды
Водяные пары поднимаются, высоко в небо, где очень холодно.
Мельчайшие капельки воды, которые поднимаются в воздух с поверхности озёр, рек, земли, этот процесс называется испарение
ответы детей
лепить снеговика
Он тает
Снеговик растает
превращается в
воду.
Ладошка тёплая, снег холодый
вода
Теплом рук
-Под воздействием тепла снег превратился в воду.
(хором)
Для проведения опыта нам понадобилось снег и наши ладошки
Сначала мы взяли снег в ладошку, снег начал таять,под действием тепла, в ладошке осталась вода. Под воздействием тепла снег превратился в воду.
В луже, в море, в озере, в океане, в стакане.
В снегу
Снег хрупкий,и состоит из множества снежинок, а лёд-состоит из капель воды.
Скользкий, гладкий, прозрачный, твёрдый, прочный.
Он растает, когда будет тепло
Под воздействием тепла снег превратился в воду.
мұз.
Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед.
Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.
Во льду
Рефлексивті - коррекциялаушы
Рефлексивно - корригирующий - Какие интересные сиквейны вы составили, но наша прогулка подошла к концу. Рассмотрев сегодня иней,
снег и лёд, все ваши ответы были правильные. Давайте
попрощаемся со сказочным лесом.
Очень жаль, но прощаться нам пора,
Новых встреч будет ждать детвора
Много было сегодня чудес,
До свиданья, наш сказочный лес!
- Давайте напамять о нашей прогулке создадим волшебную картину с помощью клея и соли. Девочки будут по контуру картины проводить клеем, а мальчики всю картину посыпят солью.
-Девочки проходите к столу.(девочки рисуют клеем по
контуру)
-А теперь мальчики, пройдите к столу и посыпьте солью картину.(мальчики проходят к столу и посыпают дерево солью).
-Посмотрите, какая удивительная картина у нас получи
лась, мы обязательно вывещаем её в приёмную, чтобы показать нашим родителям, о том, что мы были сегодня на погулке в лесу.
-Давайте, попрощаемся с нашими гостями.
-Сау болыныздар! Паром, снегом, льдом.