Конспект НОД по окружающему миру на тему: Животные Севера и жарких стран


Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Знакомство с животными Севера и жарких стран»
Цель: Формирование представлений у детей о диких животных.
Задачи:
1.Расширить и углубить представление детей о диких животных севера и животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности; северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, жирафа, льва, слона, бурого медведя.
2. Развивать наблюдательность, любознательность. Развивать внимание, логическое мышление, память через дидактические игры. 
3.Знакомить с нашей планетой (Земля - это огромный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка, Австралия; два полюса: (Северный и Южный).
4.Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение К. И. Чуковского «Айболит», «Где обедал воробей», энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные», Материалы и оборудование: Слайдовая презентация на тему: «Знакомство с животными севера и животными жарких стран», ноутбук, проектор. Организационный момент:Дети рассматривают карту мира.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужна карта? Какие карты вы еще знаете?
Дети: Карта нужна туристам, мореплавателям, путешественникам, чтобы они не потерялись в чужой стране.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да, мы хотим отправиться в путешествие.
Воспитатель: У меня есть необычный глобус, он может нас перенести в любое место на нашей планете. Ребята, а кто из вас знает, что такое глобус?
Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты, в космосе ее можно увидеть как огромный шар голубого цвета.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Глобус покрути, на севере попади».
На экране появляются слайды, изображающие природу крайнего севера.
Воспитатель: Загадывает загадки о диких животных севера (тюлень, песец, морж, белый медведь, морской слон) и по мере появления их изображений уточняет знания детей об образе жизни зверей в холодных северных условиях.
Загадки:
Я без моря никуда, в море вся моя еда.
Сам живу на берегу, круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт
Я как морж, но не клыкаст. ( Тюлень) Хвост поджав, во льдах ночую,
Вынося мороз любой,
И по северу кочую в теплой шубе меховой.
( песец)
Хоть на холоде лежат, но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи
Покрывают пляж. ( моржи) «Гордится морж усами и острыми клыками.
Он в Арктике живет, где снег вокруг и лед.»
Где сугробы, стужа, лед, где пурга снега метет,
Там хозяин в шубе снежной ходит по снегам безбрежным. ( белый медведь) «Белый мишка на рыбалку не спеша идет, вразвалку.
Чует старый рыболов, что богатый ждет улов.»
Воспитатель:
1. Что помогает моржу плавать во льдах? (большие ласты)
2. Зачем моржу большие клыки? (Он ими защищается от хищников и клыками помогает себе забираться на льдину)
3. Что защищает моржа от холода? (толстый слой подкожного жира и плотный мех)
Воспитатель: Подробно остановимся на белом медведе. (Дети рассматривают слайд с изображением белого медведя и отвечают на поставленные вопросы)
1. Как защищается белый медведь от холода?
2. Что делает не заметным белого медведя на снегу?
3. Чем питается белый медведь?
Дети: У белого медведя очень густой, плотный мех и жировая прослойка под кожей, которая не дает ему замерзнуть. Белый цвет меха делает медведя незаметным на снегу. Медведь ловит рыбу, охотится на тюлений, моржей, и других животных.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о Тундре и ее обитателях. (Дети рассматривают слайд, на котором показана Тундра и ее обитатели)
Дети: Перечисляют, каких животных мы можем встретить в Тундре. (Песца, северного оленя, лемминга, волка, лису, зайца)
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игры.Показывается слайд с игрой «Один – много» Один медведь – много медведей.Морж – моржи, рысь - рысей, лиса – лис.
Физминутка: «Животные севера»
По ледяной пустыне Медленно идут по кругу, имитируя движения
Медведица идет, животного.
За нею медвежата
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, Руками обнимают себя.
Повсюду снег и лед. Повороты из стороны в сторону.
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. Плавательные движения руками.
Бегут, спешат олени Бег на месте с подниманием колен.
Им виден путь едва
Над ними тихонько кружит Поворот вокруг себя с поднятыми руками. Полярная сова.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. И снова обратимся к нашему
необычному глобусу. «Глобус покрути, в жаркие страны попади».Воспитатель: Куда же мы с вами попали, как вы думаете? Ответы детей: В Африку! Перечисляют диких животных, рассматривают слайд с изображением животных живущих в жарких странах. Показывают слона, носорога, жирафа, зебру, льва.
Воспитатель: А какие бывают слоны? Дети: Слоны бывают Индийские и Африканские.
Воспитатель: Ребята, что любит есть слон? Дети: Слон питается листьями, травой, кореньями, плодами с деревьев. Воспитатель: Чем слон отличается от всех животных? Дети: Своим хоботом, слон может поднять бревно, достать высоко растущий фрукт и съесть его. Он может набрать много воды в свой хобот и вылить эту воду на себя.
«Всех огромней в джунглях слон. Напролом шагает он.
Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит».
Воспитатель: загадка «У этой лошадки одежка в полоску, Похожа одежка ее на матроску» Дети: Зебра. Воспитатель: Какого цвета шкура у зебры? Дети: На шкуре белые и черные полоски.
Воспитатель: От кого маскируется зебра? Дети: От хищников.
Воспитатель: Как называются детеныши у зебры? Дети: Жеребята. Воспитатель: Давайте с вами немного поиграем. Рассматривание слайдов с играми.
Словесные игры: «Кто лишний?», «Найди сходство», «Веселый фотограф», «Чье это?», «У кого кто?», «Один - много».
Слайд для динамической паузы. Жираф. Динамическая пауза: «У жирафа пятна, пятна…»
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Дети: Нужно покрутить наш необычный глобус. Говорят все вместе: «Глобус покрути, в детский сад нас верни». Воспитатель: Дети, где мы побывали, что видели?