Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы. Тема: Вода — волшебница
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы.
Тема: Вода - волшебница.
Цель:расширять и обогащать представления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о различных природных объектах.
Задачи:
Продолжать знакомить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] со свойствами воды; рассказать о значении воды в нашей жизни.
Продолжать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] познавательный интерес; учить детей задавать вопросы, высказывать простейшие суждения; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] любознательность, объяснять опыты,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] логическое мышление, тактильное восприятие, мелкую моторику рук; активизировать и обогащать речь детей; учить изображать впечатления в рисунке.
Воспитывать любовь к природе; прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях; показать необходимость воды для всего живого; учить беречь воду в кранах, т.е. продолжать формировать сознательное отношение к окружающей природе.
Словарная работа: пресная вода, круговорот воды в природе, фильтр.
Методическое обеспечение: Тазы с холодной, теплой водой. Кувшины с питьевой и соленой водой. Термос с горячей водой. Лейка. Мяч (пластмассовый, резиновый). Ложка металлическая. Гуашь. Салфетки и чашка. Зеркало (стекло). Иллюстрации. Глобус (карта, атлас). Яблоко (нож). Лабиринт «путь воды» (на каждого ребенка). Чертеж (круговорот воды в природе). Бумажные кораблики (на каждого ребенка). Силуэты тучек.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью музыки (шум моря, дождя, завывания вьюги, раскаты грома).
Ход занятия
Комментарии
На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?(Предположения детей).– Хотите посмотреть?(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).– Что это? (Дети называют)– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане.)– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):
– Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране,Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит, Паром чайника шипит,Без нее нам не умыться,Не наесться, не напиться!Смею вам я доложить:Без нее нам не прожить!
– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки)– А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку)– Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная). – «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям.– Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода).– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус? – Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают).– Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.
ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются).Тучка подсказывает, что капелькам делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке».– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.
Тяжело против воды плыть.
Капля мала, а по капле – море.
Под лежащий камень вода не течёт.
Март с водой, апрель – с травой.
– Как вы понимает их смысл?– Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку) – Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная)Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет.– Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе. – А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана кап- кап-капМелеют реки и моря,Не тратьте воду зря-зря-зряА то пройдет немного лет,И нет водицы нет-нет-нет
– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).
Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад)(Дети рассказывают, что они представили, увидели). – Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей)На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная.– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то, как мы с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками).– Спасибо, вам, ребята, за работу.Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют к тучкам.
Итог занятия
Продолжение на прогулке
На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом.Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой водой из лейки).Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации)
После прогулки вечером в группе можно почитать сказку о воде.
Проблема, побуждение, диалог к решению проблемы
Элементы ТРИЗа
Рисунок ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]