Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в средней группе : «Волшебная посуда».
ОД: «Волшебная посуда». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Цель: расширять представления детей о предметах посуды, её назначении; развивать детский словарь за счёт точного и правильного названия предметов посуды и её назначении; развивать навыки сотрудничества.
Стимульный материал: картинка – загадка с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов: чашка, блюдце, ложка, кастрюля, чайник, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним с предметами посуды, «дерево с посудой», картинки с изображением посуды, магазин-витрина с предметами посуды, предметные картинки с чайной, столовой и кухонной посудой.
Ход игровой обучающей ситуации:
У педагога картинка-загадка с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: чашка, блюдце, ложка, кастрюля, чайник.
Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Педагог: А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.
Дети рассматривают картинку-загадку и называют предметы, которые спрятались.
Педагог: А как можно назвать эти предметы одним словом? (посуда)
Педагог: Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?
Предложения детей.
Педагог: Мы сегодня отравимся в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте - это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-забавы.
Я ребяток собираю
В путь-дорожку приглашаю.
Вы, ребята, не спешите,
Компас вы с собой берите.
Слушайте внимательно,
Будьте вы старательны.
Дружно вы шагайте,
Никого не потеряйте.
Раз, два, три - повернись, в Стране Посуды очутись.
Дети идут до «дерева», на ветках которого вместо плодов висит нарисованная посуда.
Педагог.
Чудо дерево растет,
Чудо-чудо-чудное,
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чашки да ложки,
Поварешки на нем!
- Ребята, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?
Дети перечисляют предметы посуды.
- Как вы назовете одним словом все эти предметы? (посуда)
Педагог:
Без предметов этих жить нельзя,
Они нам верные друзья.
Посуду мы не будем обижать,
Будем ласково ее мы называть.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: кастрюлечка, ложечка, блюдечко, чашечка, вилочка, кружечка, тарелочка и т. д.Педагог. Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.
Пока дети считают, закрыв глаза, педагог развешивает на «дереве» картинки: табурет, яблоко, мяч и т. д. Потом предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.
Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт, а все остальное-посуда», «Табурет лишний, это мебель, а все остальное-посуда» и т. д.
Педагог. Продолжим наше путешествие? А здесь нас ждут загадки. Чтобы продолжить путешествие, надо правильно ответить на все загадки
Сама не ем, а людей кормлю (ложка) .На огне я стою, еду вкусную варю (кастрюля) .Из горячего колодца через нос водица льется (чайник) .С тортом чай пила Наташка
Из большой красивой (чашки) .Это чашкина подружка
Назови скорее. (кружка) .Называют его всяк:
И половник, и черпак,
И разливочная ложка.
Что же это?. (поварешка) .Суп вчера варила Юля
Пригодилась ей (кастрюля) .Он похож на столб стеклянный.
Пью я воду из (стакана) .- Молодцы! Все загадки отгадали!
Продолжаем наше путешествие. А вот волшебная полянка. И здесь происходят удивительные превращения.
Игра-имитация «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный как начальник.
(дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули) .Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки.
(присели, одну руку поставили на пояс.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(кружатся, «рисуя»руками круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(потянулись, сомкнули руки над головой.)
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(легли, вытянулись)
Педагог: Давайте сядем, отдохнем, о посуде разговор начнем.
Педагог показывает картинки с изображением посуды. Дети называют посуду, изображенную на картинках, рассказывают, из каких частей она состоит и для чего она предназначена.
Педагог уточняет: чашка нужна для того, чтобы из нее (пить чай) .Сковорода нужна для того, чтобы на ней (жарить котлеты) .Чайник нужен для того, чтобы в нем (кипятить воду, заваривать чай) .Кастрюля нужна для того чтобы в ней (варить суп).
Педагог: Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красивая посуда у меня на этих картинках, а в конвертах такая же посуда, но разбитая. Помогите мне ее склеить, сложите части правильно. Дети объединяются в пары и складывают картинки с изображением посуды из кусочков
Славно справились с работой,
Но здесь нас ждут новые заботы.
Посуду надо нам расставить по местам:
Чайная здесь, а столовая и кухонная там.
Дидактическая игра: «Расставь посуду».
(большой лист бумаги разделён на три части, каждая часть обозначена маркером: самовар для чайной посуды, стол – для столовой посуды, плита – кухонная посуда и много картинок с изображением предметов разной посуды). Дети раскладывают посуду по назначению.
Педагог: Ребята, давайте продолжим наше путешествие. Одна часть посуды разбилась, другая где-то заблудилась. Подскажите, а где можно купить посуду.
Ответы детей.
Игра «Магазин посуды».
Дети выступают в роли покупателей, а педагог в роли продавца.
(В магазине есть все: чайник, сахарница, толкушка, скалка, разделочные доски, чашки, кружки, ложки, поварешки, кастрюли и т. д.)Дети по желанию покупают предметы посуды, описывая её (название, цвет, размер, назначение) .Переход из обучающей ситуации в сюжетно-ролевую игра «Ждем гостей».