Статья:» Досуговая деятельность»
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №5
города Торжка
Тверской области
Виноградовой Л.Н.
Досуговая деятельность
Организация досуга обучающихся – это организация общения детей, встреч с интересными людьми, подготовка и участие в общем деле, соучастие, совместное проведение времени с пользой для себя и окружающих. Согласно целям и задачам воспитательной программы класса идёт развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности. Решение этой важной и необходимой задачи, стоящей перед школой и учителем, осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Досуговая деятельность призвана увеличить пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества.
Занятия по интересам, возможность отвлечь ребенка от улицы, дурных связей и склонностей, а значит предупредить риск асоциального поведения учащихся, способствуют успешной учебной работе каждого учащегося, воспитанию уважительного отношения к личности и ее правам, развитию культуры поведения и навыков общения.
Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы.
Целью внеклассных мероприятий является создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Задачи:
1. Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
2. Развитие инициативы и творчества детей.
3. Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Основные направления досуговой деятельности:
Формирование и развитие умений и навыков самообслуживания воспитанников для успешной их социальной интеграции в обществе;
Развитие творческих способностей детей;
воспитание стремления к здоровому образу жизни, сознательной деятельности
Содержание мероприятий реализуется по трём направлениям:
1. Учебно-воспитывающая деятельность;
2. Досуговая деятельность;
3. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя организацию и проведение творческих мастерских, посиделок по интересам. На мероприятиях дети смогут реализовать свою энергию, поддержать себя в хорошей физической форме и просто получить заряд хорошего настроения и положительных эмоций.
Досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники.
Оздоровительная деятельность обеспечивает организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.
Ожидаемые результаты организационной работы и проведения предлагаемых мероприятий:
1. создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
2. творческая самореализация детей;
3. формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
4. психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
5. реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.
В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:
беседа (этическая, нравственная)
дискуссия (в 4 классе)
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
КВНы
театрализация
интерактивные игры
тренинги
читательские конференции.
Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.
Организация внеклассных мероприятий в классе позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
апрель 2014г.
15