Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме Земля — кормилица

конспект урока «Земля – кормилица»
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.
Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД: Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.

Ход    урока

Организационный момент
-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Какое у вас настроение на начало урока?

II. Актуализация знаний учащихся.
1.Индивидуальная работа по карточкам



Опишите полезное ископаемое по плану:
     а) Название;
     б) Свойства;
     в) Способ добычи;
     г) Значение, применение.
Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.
     -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.
 2.  Тест  « Наши подземные богатства»
Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;    б) геологи;    в) строители.
               2. К полезным ископаемым относятся...
                   а) кирпич, бетон, бензин;
                   б) станки, вазы, ножницы;
                    в) нефть, газ, глина.
        3. В строительстве используются...
                   а) торф, железная руда, самоцветы;
                   б) песок, глина, гранит;
                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.
        4. Металлы получают из...
                   а) каменного угля, янтаря, мела;
                   б) жемчуга, известняка, торфа;
                   в) железной руды, медной руды.
        5. При помощи буровых установок добывают...
                   а) нефть, природный газ;
                   б) калийную соль, алмазы;
                   в) мрамор, гранит.
        6. В шахтах добывают...
                   а) известняк, ракушечник, гранит;
                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.
        7. В карьерах добывают...
                   а) известняк, песок. глину;
                   б) золото, малахит, мрамор;
                   в) нефть, торф, бурый уголь.
     



 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
                   а) алмаз, известняк, графит;
                   б) железная руда, поваренная соль. мел;
                   в) каменный уголь. антрацит, торф.
        3.Работа с картой
       - Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,
         природного газа, торфа.
-Назовите полезные ископаемые Крыма.

III.Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока.
- В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.
                Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
                А я всё терплю и добром плачу.
                                                                  ( Земля. )
На доске и в тетрадях тема :  «Земля – кормилица».
- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.

IV. Открытие новых знаний       
         
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
           - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
           - Какого цвета почва?
           - Давайте выясним, что входит в состав почвы.
   
1. Практическая работа
 
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.                        
     







 Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
     
  Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.
       Опыт 4.  Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.
       
Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
         
         
2. Составление схемы «Состав почвы»
  На доске составляется схема  « Состав почвы»
                                       
                                       ПОЧВА
             
                  воздух                                           соли
                            вода                         гумус
                                   песок        глина 
                   
·         
                  3. Физкультминутка
                          Потрудились - отдохнём,
                          Встанем, глубоко вздохнём.
                          Руки в стороны, вперёд,
                          Влево, вправо поворот.
                          Три наклона, прямо встать.
                          Руки вниз и вверх поднять.
                          Руки плавно опустили,
                          Всем улыбки подарили.



4. Работа с учебником
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от
расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр.161 учебника.  Изучением  
почв занимаются  - почвоведы. Сравните данные образцы почв.
Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?
- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие
почвы в нашем крае?
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили
на вопрос  « Почему землю называют кормилицей?»

5. Сказка о волшебной кладовой.
- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-
матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные
стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»
 
- Что называют волшебной  кладовой? Почему?
   - Что издавна делает земля-матушка?
   - Как можно назвать землю?
   - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.
     




Чтение статьи учебника на стр. 162-163 
         - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».
         
Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
сажать полезащитные полосы;
проводить снегозадержание;
правильно распахивать;
умеренно поливать и употреблять удобрения.
7. Тестирование.
- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1)Характерными почвами нашего края являются... а) черноземы;  б) подзолистые почвы; в) тундровые почвы;  г) серые лесные почвы.
2)Черноземные почвы преобладают... а) в тундре;  б) в лесной зоне; в) в степях;  г) в пустынях.
3)Плодородие почвы зависит от количества...  а) песка;  б) перегноя; в) глины;  г) солей.

4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются... а) вода;  б) воздух; в) камни;  г) соли.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется... а) песок;  б) глина; в) перегной;  г) ил.
6)В состав почвы входят... а) углекислый газ, известняк, воздух, вода; б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли; в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7)Для защиты почвы на полях необходимо... а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8)Один сантиметр почвы в природе образуется за... а) 100-150 лет;  б) 5-10 лет; в) 250-300 лет;  г) 1-2 года.
9)Какое из высказываний верно? а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
8. Взаимопроверка.
- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
- Кто не допустил ошибок?
- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
V. Подведение итогов.
-Достигли мы поставленных в начале урока целей?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
-Какое у вас настроение в конце урока?
(Выставление отметок за урок) VI.Домашнее задание
Прочитать текст на стр.162 - 163
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.
                


15