ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Зарайский педагогический колледж им. В.В.Виноградова
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.
Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребенка и его физического развития
2013 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 Дошкольное образование углубленной подготовки
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зарайский педагогический колледж имени В.В.Виноградова Московской области (ГБОУ СПО ЗПК МО)
Разработчики: Новикова Жанна Николаевна, преподаватель,
Хорошева Ирина Анатольевна, преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО ЗПК МО
Протокол заседания методического совета № 1 от « 14» сентября 2013 г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
профессионального модуля
8
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
29
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности)
33
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребенка и его физического развития
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование углубленного уровня, укрупненной группы специальностей в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию
в процессе выполнения двигательного режима
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья
каждого ребенка, своевременно информировать медицинского
работника об изменениях в его самочувствии
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных
с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образова-
тельные технологии в области дошкольного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности
в области дошкольного образования
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников
в соответствии с возрастом детей;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей
в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)
с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями
в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
определять способы педагогической поддержки воспитанников;
анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)
в условиях образовательного учреждения;
знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
теоретические основы двигательной активности;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику;
требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
основы педагогического контроля состояния физического здоровья
и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
методику проведения диагностики физического развития детей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 444 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 372 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –248 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 124 часа;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности воспитателя ДОУ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Планировать мероприятия, направленные на укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие
ПК 1.2.
Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом
ПК 1.3.
Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима
ПК 1.4.
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии
ПК 5.1.
Разрабатывать методические материалы на основе примерных
с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
ПК 5.2.
Создавать в группе предметно-развивающую среду
ПК 5.3.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт
и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 5.4.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности
в области дошкольного образования
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 5.1
ПК 5.2
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
Раздел 1. Изучение медико-биологических и социальных основ здоровья детей раннего и дошкольного возраста
78
52
10
26
-
-
Раздел 2. Обучение основам физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
366
196
88
98
18
54
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
-
-
Всего:
444
248
98
124
18
54
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Изучение медико-биологических и социальных основ здоровья детей раннего и дошкольного возраста
78
Раздел 1. Медико-биологические и социальные основы здоровья
52
Тема 1.1. Основы педиатрии
Содержание учебного материала
5
1.
Предмет и задачи педиатрии и дошкольной гигиены. Педиатрия; дошкольная гигиена; методы изучения педиатрии и школьной гигиены, основные задачи изучения этих наук. История развития педиатрии
и дошкольной гигиены
3
2
Гигиенические требования к организации внешней среды. Основные гигиенические требования к планировке дошкольных учреждений: земельному участку; зданию; планировке помещений; санитарному содержанию дошкольных учреждений.
2
3
Основные гигиенические требования к оборудованию помещений, игральных
и групповых комнат, спален, приемной и раздевальни, туалетных комнат дошкольных учреждений
2
Лабораторная работа
1
1
Определение гигиенических требований к организации внешней среды
Тема 1.2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня
Содержание учебного материала
6
1.
Общие положения режима дня. Правильный режим дня; факторы, составляющие режим дня ребенка. Значение правильного режима дня в жизни ребенка. Основные типы режимов дня в дошкольных учреждениях. Функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период адаптации к условиям дошкольных учреждений.
2
2.
Гигиенические требования к организации режима дня. Гигиенические требования к учебной деятельности детей; к организации трудовой деятель-ности детей; к прогулкам и экскурсиям. Значение игрушки в жизни ребенка. Гигиенические требования к игрушкам.
2
3.
Значение сна в жизни ребенка. Гигиенические требования к организации сна; одежде для сна; температурному режиму спален.
2
Лабораторная работа
1
2
Определение гигиенических требований к организации режима дня в детском учреждении
Тема 1.3. Особенности рационального питания
Содержание учебного материала
6
1.
Рациональное питание детей. Ассимиляция, диссимиляция; ферменты (энзимы); питательные вещества; органические и неорганические вещества; витамины, авитаминозы. Значение состава пищи для развития ребенка.
2
2.
Витамины, их значение для ребенка. Авитаминозы.
2
3.
Гигиеническое питание детей. Режим питания. Естественное (грудное) вскармливание, прикорм; смешанное и искусственное вскармливание. Гигиенические требования к питанию детей старше года. Организация питания. Гигиенические навыки приема пищи.
2
4.
Санитарно-гигиенические требования к пищеблоку. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения
и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях. Санитарный режим пищеблока.
2
Лабораторная работа
1
3
Выяснение показателей рационального питания детей
Тема 1.4. Гигиена физического воспитания детей
Содержание учебного материала
4
1.
Гигиенические требования к физическому развитию детей. Физическое развитие детей дошкольного возраста; дозированная нагрузка. Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре.
2
2.
Система закаливания в дошкольных учреждениях. Организация системы закаливания. Факторы закаливания. Условия и правила закаливания.
2
3.
Гигиена белья, одежды и обуви детей. Свойства тканей, требования к детской одежде. Детская обувь. Уход за детской одеждой и обувью.
2
Лабораторная работа
1
4
Организация системы закаливания в дошкольных учреждениях
Тема 1.5. Здоровый и больной организм
Содержание учебного материала
6
1.
Критерии и факторы, определяющие здоровье. Здоровье; критерии, факторы, определяющие физическое состояние ребенка. Группы здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья. Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья ребенка. Профилактика нарушений гигиенических норм.
2
2.
Болезнь. Классификация болезни детей раннего и дошкольного возраста. Инфекционные и неинфекционные заболевания.
2
3.
Функции, гигиена зрения. Функции зрения. Бинокулярное зрение. Цветовое зрение и виды его нарушения (дальтонизм; эмметропия; рефракция зрения). Гигиенические требования к органу зрения; освещенности.
2
Лабораторная работа
1
5
Определение критериев и факторов, определяющих здоровье ребенка.
Контрольная работа по т.т. 1.1. – 1.5.
Тема 1.6. Детские болезни и их профилактика
Содержание учебного материала
9
1.
Заболевания систем органов. Заболевания нервной системы; неврозы; причины неврозов. Профилактика неврозов.
2
2.
Классификация детских болезней. Нарушения обмена веществ; рахит, профилактика нарушений обмена веществ.
2
3.
Гельминтозы, их классификация, возбудители. Способы заражения и особен-ности развития глистных заболеваний. Профилактика глистных заболеваний, основные направления профилактики гельминтозов. Пищевые отравления и их профилактика.
2
4.
Болезни органов дыхания, классификация, причины заболеваний. Основные признаки заболеваний, опасность и последствия заболеваний. Профилактика заболеваний органов дыхания. Инфекционные заболевания с воздушно- капельным путем передачи. Классификация и профилактика инфекционных заболеваний.
2
5.
Характеристика инфекционных заболеваний. Характеристика патогенных микроорганизмов. Виды, свойства микроорганизмов. Механизмы передачи; пути распространения; источники инфекции. Эпидемический процесс; неспецифические факторы защиты. Иммунитет.
2
6.
Инфекционные заболевания с фекально-оральным путем передачи. Классификация и профилактика инфекционных заболеваний.
2
7.
Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика. Признаки, виды, степень нарушения осанки у детей. Значение правильной осанки для ребенка. Меры предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
2
8.
Аллергические состояния. Эндоаллергены; экзоаллергены. Классификация болезней. Ревматизм, туберкулез, кожные болезни. Причины, профилактика
и уход за больными.
2
Лабораторные работы
4
6
Выявление причин, признаков и способов профилактики неврозов
7
Изучение заболеваний с воздушно-капельным путем передачи
8
Изучение заболеваний с фекально–оральным механизмом передачи
9
Определение отклонений в физическом развитии ребенка
Тема 1.7. Лечебно-профилакти-ческая работа в дошкольных учреждениях
Содержание
4
1.
Принципы оказания первой доврачебной помощи. Повреждения, виды, причины и симптомы повреждений. Классификация повреждений: механические; физические; химические. Закрытые повреждения (ушиб; растяжение связок и сухожилий; переломы, их виды). Открытые повреждения (раны; кровотечения; ожоги; отморожения; тепловой и солнечный удар; обморок; укусы животных; бешенство).
2
2.
Первая помощь пострадавшему. Попадание в организм инородного тела. Принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. Реанимация. Профилактика травматизма.
2
3.
Санитарно-просветительская работа в ДОУ. Задачи санитарного просвеще-ния. Гигиенические навыки и правила личной гигиены ребенка. Гигиеническая подготовка персонала. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении
2
Лабораторная работа
1
10
Формирование умений оказания ПМП пострадавшему
Зачет
2
Самостоятельные работы Раздела ПМ 1. Изучение медико-биологических
и социальных основ здоровья детей раннего и дошкольного возраста
26
Тема 1.1. Основы педиатрии
Составление схемы «Взаимосвязь наук, изучающих детский организм».
1
Подготовка выступления по теме «Гигиенические требования к организации детских учреждений».
1
Тема 1.2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня
Составление схемы «Режим дня в ДОУ».
1
Разработка режима дня для любой возрастной категории детей (для своего ребенка; младшего брата или сестры; соседа; ребенка знакомых).
1
Тема 1.3. Особенности рационального питания
Составление плана по теме «Рациональное питание детей».
1
Составление таблицы «Витамины в жизни ребенка».
1
Составление таблицы сбалансированного питания для детей разных возрастных групп.
1
Подготовка выступления на тему «Режим питания в ДОУ».
1
Тема 1.4. Гигиена физического воспитания детей
Составление плана-конспекта по теме «Гигиена физического воспитания».
1
Разработка "Памятки" по системе закаливания детей дошкольного возраста.
1
Подготовка выступления на тему «Закаливание ребенка».
1
Тема 1.5. Здоровый и больной организм
Составление схемы «Факторы, определяющие и разрушающие здоровье ребенка».
1
Составление плана профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
1
Написание плана по теме «Гигиена органов зрения».
1
Разработка памятки для родителей по теме "Профилактика гельминтозов".
1
Составление схемы «Иммунитет».
1
Тема 1.6. Детские болезни и их профилактика
Подготовка выступления по теме «Неврозы, их причина и профилактика».
1
Написание конспекта по теме «Патогенные микроорганизмы».
1
Составление плана по теме «Характеристика инфекционных заболеваний».
1
Подготовка выступления по теме «Гепатиты».
1
Разработка комплекса физических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1
Выполнение практической работы по оказанию первой доврачебной помощи при отравлении пищевыми продуктами.
1
Подготовка выступления по теме «Туберкулез и его профилактика».
1
Тема 1.7. Лечебно-профилактическая работа в дошкольных учреждениях
Выполнение практической работы по оказанию первой доврачебной помощи при остановке кровотечений.
1
Выполнение практической работы по оказанию первой доврачебной помощи при проведении ИВЛ.
1
Подготовка выступления по теме «Профилактика детского травматизма».
1
Примерная тематика курсовых работ при изучении МДК 01.01.
Организация учебно-трудовой деятельности и здоровье дошкольника
Развитие дошкольника на основе формирования компетентностей
Влияние физических нагрузок на организм дошкольника
ИКТ и здоровье ребенка
Влияние благ цивилизации на здоровье ребенка
Раздел ПМ 2. Обучение основам физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
366
Раздел 2. Обучение основам физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
196
Тема 2.1. Общие вопросы теории физического воспитания.
Содержание
6
1.
Содержание и предмет теории физического воспитания. Основные понятия теории физического воспитания. Создание и развитие системы физического воспитания и ее начального звена – физического воспитания детей дошкольного возраста.
2
2.
Общая характеристика целей и задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Комплексный подход к решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Создание необходимых условий для физического развития и воспитания детей.
2
3.
3.
Классификация принципов по конкретным признакам: 1) общие принципы образования дошкольников в области физической культуры; 2) принципы организации педагогического процесса; 3) принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
2
Тема 2.2. Содержание и средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.
Содержание
11
1.
Общая характеристика средств физического воспитания. Влияние гигиенических факторов, естественных сил природы и физических упражнений, входящих в различные виды деятельности, на физическое развитие детей.
2
2.
Режим жизни детей в дошкольном учреждении. Понятие режима и его значение в воспитании. Основные требования к режиму. Режим в разных возрастных группах. Роль взрослых в организации режима дня детей.
2
3.
Воспитательная работа в ДУ в первой половине дня. Значение, время и место утреннего приема детей. Содержание детской деятельности и методика руководства ею. Индивидуальная работа с детьми.
2
4.
Организация питания детей в разных возрастных группах. Подготовка детей к приему пищи. Формирование навыков культурной еды.
2
5.
Организация и методика проведения прогулки. Значение прогулки как средства воспитания. Время прогулки в режиме дня. Участок ДУ и его оборудование. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке. Целевые прогулки и их значение.
2
6.
Организация детского сна. Подготовка детей ко сну. Методика организации сна детей. Организация, содержание и методика проведения второй половины дня в ДУ. Основные виды деятельности и руководство ими.
2
7.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков.
2
8.
Физическое упражнение – специфическое средство физического воспитания. Характеристика физических упражнений. Классификация физических упражнений. Место в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
2
9.
Естественные силы природы как средство физического воспитания. Использование природных факторов – воды, воздуха, солнца – для закаливания детского организма. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и их целесообразность.
2
10.
Контрольная работа по теме 2.
Практические занятия
4
1
«Программа воспитания и обучения в детском саду». Анализ структуры и содержания программы по физическому воспитанию.
2
Анализ наблюдения режимных процессов в ДУ в первую и вторую половину дня. Разработка конспектов по организации режимных процессов в ДУ.
Тема 2.3. Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями.
Содержание
4
1.
Классификация и общая характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия, методы двигательного восприятия.
2
2.
Соотношение в использовании методов
2
3.
Контрольная работа по темам 1-3.
2
Практические занятия
2
1.
Формирование навыков правильной осанки
2.
Анализ наблюдения режимных процессов в ДУ в первую и вторую половину дня. Разработка конспектов по организации режимных процессов в ДУ.
Тема 2.4. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДУ.
Содержание
6
1.
Программы образования дошкольников в области физической культуры. Характеристика образования: основное образование и дополнительные образовательные услуги.
2
2.
Деятельность сотрудников ДУ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
2
3.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
2
4.
Помещения, оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями с дошкольниками. Значение материальной базы для занятий физическими упражнениями, требования к физкультурному оборудованию в ДУ.
2
5.
Оборудование и инвентарь для физкультурного зала, для групповых комнат, для занятий на улице.
2
Практические занятия
1
1.
Анализ наблюдений за работой базовых дошкольных учреждений по созданию условий для занятий физическими упражнениями в физкультурном зале, групповых комнатах, на улице.
Тема 2.5. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Содержание
19
1.
Понятие о двигательных умениях и навыках, закономерности формирования двигательных умений и навыков. Этапы обучения физическим упражнениям.
2
2.
Гимнастика. Основные движения: обща характеристика, виды и их значение. Техника каждого упражнения и ее особенности у дошкольников.
2
3.
Общеразвивающие упражнения: общая характеристика, значение и их классификация. Методика обучения ОРУ. Использование предметов при выполнении ОРУ. Музыкальное сопровождение.
2
4.
Строевые упражнения: общая характеристика, виды, их значение, техника каждого вида. Музыкальное сопровождение. Танцевальные движения.
2
5.
Подвижные игры. Определение и значение подвижной игры. Классификация подвижных игр. Характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы. Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп. Роль воспитателя в организации и проведении подвижных игр. Музыкальное сопровождение.
2
6.
Спортивные игры. Определение и значение игр с элементами спорта. Методика проведения спортивных игр, особенности организации и проведения игр с элементами спорта, предупреждение травм.
2
7.
Спортивные упражнения: общая характеристика спортивных упражнений: их значение и место в режиме дня в ДУ и в семье. Методика обучения детей разных возрастных групп. Предупреждение травм. Правила поведения детей
2
8.
Простейший туризм: физкультурные прогулки за пределы участка ДУ, их значение и место в режиме дня, определение задач, выбор маршрута и способов передвижения. Подбор физкультурного инвентаря. Обеспечение страховки и предупреждение травм.
2
9.
Развитие двигательных способностей дошкольников: закономерности формирования двигательных способностей дошкольников, основные факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие детей, характеристика основных видов двигательных способностей.
2
10.
Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры: система знаний дошкольников в области физической культуры, необходимых для формирования интереса к здоровому образу жизни. Структурная организация учебного материала.
2
11.
Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
2
12.
Контрольная работа по пройденной Теме 5.
2
Практические занятия
6
1.
Методика обучения детей разных возрастных групп: организация детей, приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок обеспечение страховки и меры предупреждения травм.
2.
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: организация детей, приемы обучения, предупреждения и исправление ошибок, темп выполнения и дозировка физической нагрузки при обучении.
3.
Анализ наблюдений организации и проведения подвижных игр в разных возрастных группах во время прохождения педагогической практики.
4.
Анализ наблюдений организации и проведения игр с элементами спорта во время прохождения педагогической практики.
5.
Методика развития двигательных способностей дошкольников.
Тема 2.6. Формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками
Содержание
8
1.
Общая характеристика занятий физическими упражнениями с детьми. Классификация форм работы в ДУ.
Характеристика физкультурного занятия: задачи, содержание и структура физкультурного занятия. Организационное обеспечение занятий. Классификация физкультурных занятий.
2
2.
Методика проведения физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп. Место обучения физическим упражнениям на занятии, темп выполнения упражнений, дозировка физической нагрузки, моторная плотность, эмоциональная и психическая нагрузка.
2
3.
Особенности содержания и методики проведения занятий на площадке (участке) в разное время года.
Особенности содержания и методики проведения занятий в смешанной по возрасту группе.
Подготовка педагога к проведению занятия.
2
4.
Использование инновационных педагогических технологий на занятиях физическими упражнениями. Ритмическая гимнастика: общая характеристика, специфика содержания, структура. Влияние на физическое развитие детей.
2
5.
Стретчинг. Фитбол. Особенности проведения физкультурных занятий данного вида, специфика содержания, структура. Влияние на физическое развитие детей. Обеспечение безопасности и правильного применения новых технологий.
2
Практические занятия
2
1.
Анализ наблюдения физкультурных занятий в разных по возрасту группах базовых дошкольных учреждений.
2.
Анализ разработанных конспектов физкультурных занятий с точки зрения размещения и перемещения детей для выполнения очередных заданий.
Тема 2.7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
Содержание
14
1.
Утренняя гимнастика: значение утренней гимнастики, место в режиме дня, построение утренней гимнастики и подбор упражнений.
2
2.
Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.
2
3.
Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе (участке). Особенности проведения утренней гимнастики в смешанной по возрасту группе. Музыкальное сопровождение.
2
4.
Физкультминутки: необходимость проведения физических упражнений в процессе занятий рисованием, лепкой, по математике, развитию речи и др., между занятиями. Подбор физических упражнений.
2
5.
Содержание и методика проведения упражнений с детьми разных возрастных групп. Особенности методики проведения физкультминуток в смешанной по возрасту группе.
2
6.
Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями:
необходимость в процессе физического развития детей,
целесообразность сочетания закаливающих процедур с физическими упражнениями. Гимнастика после сна: цель и содержание.
2
7.
Подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке. Место подвижной игры и упражнений в режиме дня. Подбор и планирование подвижных игр и упражнений в разных возрастных группах. Особенности проведения подвижных игр и упражнений в различное время и в разное время года.
2
8.
Самостоятельная двигательная деятельность детей: самостоятельное выполнение детьми физических упражнений, значение и их место в режиме дня. Косвенное руководство воспитателя, создание условий для самостоятельных упражнений, регулирование физической нагрузки.
2
9.
Контрольная работа по Темам 6-7 в форме письменной фронтальной проверки или тестирования.
2
Практические занятия
4
1.
Анализ наблюдения физкультурных занятий в разных по возрасту группах базовых дошкольных учреждений.
2.
Анализ разработанных конспектов физкультурных занятий с точки зрения размещения и перемещения детей для выполнения очередных заданий.
3.
Анализ утренней гимнастики, наблюдаемой в разных возрастных группах базовых дошкольных учреждений. Разработка комплекса утренней гимнастики в разных возрастных группах.
4.
Провести наблюдение организации и проведения физкультминуток в базовых ДУ с использованием на разных занятиях и сделать анализ самочувствия, поведения и работоспособности детей.
Тема 2.8. Физкультурно-массовые мероприятия в ДУ.
Содержание
2
1.
Физкультурные досуги: значение, содержание и их место в режиме дня. Методика проведения физкультурных досугов с детьми разных возрастных групп. Роль музыки в процессе досугов. Особенности проведения физкультурных досугов в смешанной группе.
2
2.
Физкультурные праздники: значение физкультурных праздников в решении задач физического воспитания, особенности содержания и построения праздника.
2
Тема 2.9. Технология построения воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Содержание
8
1.
Содержание и формы планирования воспитательно-образовательной работы в ДУ: директивные и оперативные документы, воспитательно-образовательная работа в годовом плане-графике ДУ, особенности планирования работы в разновозрастной группе детей, условия и методика планирования воспитательной работы.
2
2.
Особенности планирования воспитательной работы в группах раннего возраста ( 1-я группа раннего возраста и 2-я группа раннего возраста).
2
3.
Планирование учебной работы по физическому воспитанию: документы планирования учебного процесса: программа, годовой план-график, тематическая рабочая программа, квартальный план. Определение и планирование задач: образовательных, оздоровительных, воспитательных.
2
4.
Планирование физкультурно-массовых мероприятий: план физкультурного досуга; сценарий физкультурного праздника.
2
5.
Планирование совместной деятельности с медицинскими работниками дошкольного учреждения; планирование работы с родителями.
2
Практические занятия
5
1.
Анализ программы воспитания и обучения в детском саду, ее отдельных разделов, касающихся физического развития.
2.
Анализ программы воспитания и обучения в детском саду, ее отдельных разделов, касающихся физического развития.
3.
Технология составления календарного плана.
4.
Составление плана-конспекта физкультурного занятия.
5.
Анализ сценариев физкультурных досугов и праздников, составленных обучающимися.
Тема 2.10. Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области
физического воспитания.
Содержание
4
1.
Виды педагогического контроля: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль.
2
2.
Определение физической подготовленности дошкольников.
2
3.
Контрольная работа в форме семинара по Темам 9-10.
2
Тема 2.11. Оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Содержание
6
1.
Особенности развития организма ребенка: характеристика организма ребенка.
2
2.
Формирование движений ребенка от рождения до семи лет.
2
3.
Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.
2
4.
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: оптимизация образовательного процесса дошкольников через организацию ряда мероприятий обеспечивающих медицинский и педагогический контроль здоровья детей, нормирование физических нагрузок. Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных детьми заболеваний.
2
Практические занятия
2
1.
Определение качественных и количественных характеристик физкультурного занятия: хронометрирование, построение физиологической (пульсовой) кривой, определение тренирующего эффекта физкультурного занятия.
2.
Педагогический анализ физкультурного занятия.
Тема 2.12. Учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Содержание
4
1.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями дошкольников: учет психологических особенностей детей, сферы личности, учет свойств нервной системы, проявление типов темперамента у дошкольников.
2
2.
Учет половых особенностей.
2
3.
Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии: особенности занятий с детьми, имеющими нарушения интеллекта, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
2
4.
Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи.
2
Тема 2.13. Научно-педагогические исследования в физическом воспитании и развитии дошкольников.
Содержание
6
1.
Подготовка к исследованию: общая характеристика научно-педагогического исследования, определение логики исследования, разработка методики исследования.
2
2.
Проведение исследования: анализ литературных источников, анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.
2
3.
Обработка результатов исследования: - качественный анализ результатов исследования; -количественный анализ результатов исследования; -оформление исследовательской работы. Структура работы. Описание хода исследования и его результатов.
2
4.
Итоговый контроль может быть осуществлен в сочетании двух форм: 1. Проверка в рамках контрольного урока (тестирование).
2. Проверка и защита «Папки выпускника».
2
МДК 01.03. Практикум
по совершенствованию двигательных умений и навыков
108
Тема 2.14. Предмет методики физического воспитания и развития в дошкольных учреждениях.
Содержание
2
1.
Содержание и предмет методики физического воспитания. Связь теории физического воспитания и развития с другими науками.
2
Практические занятия
1
1.
Конкретизация задач физического воспитания и образования дошкольников в области физической культуры с учетом особенного развития детей в каждом возрастном периоде.
Тема 2.15. Условия формирования здорового образа жизни.
Содержание
3
1.
Средства физического воспитания, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка: физические упражнения как специфическое средство, движения, массаж и безусловные рефлексы.
2
Практические занят
·