Урок по литературному чтению Михаил Васильевич Ломоносов — великий Просветитель России 2 класс
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».
Цели: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности
М. В. Ломоносова.
УУД: - познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
- коммуникативные: участвовать в общей беседе;
- регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, оценивать свою работу в группе;
- личностные – развивать самостоятельность, умение работать в группе.
Воспитывать любовь к родному языку и культуре.
Оборудование: мозаичные работы Ломоносова, клей, презентация.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Он был мечтою окрылен, хотел всего добиться
И вот однажды он пешком в Москву пошел учиться.
И все науки постигал, ему не просто было,
И он большим ученым стал, страна его любила.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа в группе.
- О каком учёном будем говорить?
- Посмотрите на доску, портрет какого учёного вы видите?
- Какие цели, задачи поставим на урок?
- Предлагаю следующую проблемную ситуацию: найти доказательства тому, что
М. В. Ломоносов является великим русским учёным, просветителем и гражданином.
- Чтобы в конце урока систематизировать и обобщить полученные знания, сделать выводы, вам по мере работы нужно будет заполнить кластер.
Давайте вспомним, что такое кластер?
– это графическая организация материала.
- Прошу в течение урока заполнять кластер.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком-
МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.
Вступительное слово учителя.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый и поэт. Его имя знакомо, наверное, каждому человеку.
Научная деятельность Ломоносова была необычайно разносторонней и многообразной. Ведь он жил в те годы, когда развитие науки в России еще только начиналось. Он сам ее создавал, можно сказать, на голом месте и поэтому занимался всеми науками сразу – химией, географией, астрономией, физикой, производством стекла, геологией, изучением погоды, литературой. Вместе с тем он был большим и смелым художником. Его называли изобретателем мозаики в России.
Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.
4.Работа по теме урока.
Найдите научный текст из энциклопедии.
Выборочное чтение текста.
- Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры 8 декабря в 1711 году в деревне Мишанинской, (сегодня это село Ломоносово) Архангельской губернии Холмогоровского уезда в семье беломорского крестьянина – рыбака. С детских лет он рыбачил вместе с отцом.
Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?
Заполните кластер.
А) Чтение по ролям. Найдите художественный текст из предложенных вам на урок. Текст – пьесу. Сценка «Хорошо ли быть Ломоносовым?»
- Распределите роли в группе и прочитайте нам сценку по ролям.
Автор. Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:
Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.
Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.
Мишанька. -Хорошо.
Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.
Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушка!
Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хоть в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.
Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!
Дед Лука. -А хоть бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.
Бабка Матрёна. -Будя ужо, развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.
Дед Лука. - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!
Учитель. Как вы думаете, запомнил ли Мишанька слова деда?
- Как вы понимаете, откуда пошла фамилия Ломоносовы и что она могла обозначать?
Технология выборочного чтения
Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к книгам. Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.
- Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану. Работа в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайло была другая мечта: учиться.
Б) Работа с текстом.
Учитель. Прочтите абзац. О чём в нём рассказывается?
В 19 – летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Москву в славянско – греко – латинскую Академию, затем в Германию, Петербург.
Круг его интересов чрезвычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Научные открытия следуют одно за одним.
Профессор химии, он смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической стороны, видел в них наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.
Учитель: заполните кластер, если есть материал необходимый для него.
(Ломоносов ушёл из дома учиться в Москву. Обучение в Петербурге, в Германии).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новой темой.
Учитель. Итак, продолжаем разговор о Ломоносове.
В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.
Благодаря ему, в русский язык вошли новые слова. А вот какие, попробуйте собрать эти слова из частей.
(Дети собирают слова из частей)
А) Словарная работа.
БАРОМЕТР- прибор для измерения атмосферного давления.
ФОРМУЛА – комбинация знаков, выражает символическое высказывание.
ТЕРМОМЕТР- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.
АТМОСФЕРА- газовая оболочка небесного тела.
- Ребята, а человечество сейчас использует эти понятия? Действительно, эти слова нам так хорошо знакомы, что никто не задумывается о том, что пришли они в нашу речь, благодаря Ломоносову.
Учитель. И в литературе Ломоносов тоже сделал открытия- он разработал новые стихотворные размеры.
Предлагаю послушать стихотворение М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого Северного Сияния». Читает ученик.
Ломоносов очень любил искусство. Он увлёкся мозаикой - составлением картин из кусочков цветного стекла. Он выполнил около 40 мозаичных картин. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.
Б) Интеграция с технологией. Самостоятельная работа в парах.
У вас на столах есть фрагменты мозаичных работ Ломоносова. Попробуйте составить из них картинку. При работе вам потребуется клей.
Техника безопасности с клеем.
(Работа учащихся в парах. По окончании работы- мозаика прикрепляется на доску).
В) Михаил Ломоносов впервые в России при Академии наук открыл химическую лабораторию по производству цветного стекла и не только. Ломоносов проводил много исследований с различными веществами.
Практическая работа по растворению веществ.
Задание. Растворите в стаканчиках с водой поваренную соль и мел. Что заметили?
Какой вывод можно сделать?
(Есть вещества, которые растворяются в воде, а есть те, которые не растворяются).
Ломоносов пришёл к выводу, что вода очень хорошо взаимодействует с многими веществами.
И ещё немного интересного.
(Работа с датами)
- Найдите знаменательные события, связанные с этими датами в жизни Ломоносова. (Ребятам выдаётся текст из которого они вычленяют необходимые сведения.
1748 – В 1748 году Ломоносов написал оду в честь годовщины вошествия на престол императрицы Елизаветы Павловны. За это был награждён двумя тысячами рублей, но в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Чтобы получить «литературную награду», Ломоносову потребовалось два воза, куда он и погрузил медные монеты.
1748 – Ещё одной дисциплиной, основателем которой является Ломоносов, является наука о стекле. Создал в 1748 году Химическую лабораторию, первую научно – исследовательскую лабораторию в России. Он начал проводить в ней исследования по химии и технологии изготовления стекла.
1750 – Ломоносов разрабатывает теорию электричества, активно изучает молнии.
1752 – Ломоносов закончил первую мозаику «Мадонна» с картины римского живописца Солимены.
- Сочинил трагедию «Демофонт».
1755 - Открыл Московский университет.
1757 – В Академической типографии отпечатана «Российская грамматика» Ломоносова.
1761 – Ломоносов наблюдал прохождение планеты Венера по диску Солнца. Он обратил внимание на «тонкое, как волос, сияние» вокруг планеты – что было объяснено им как наличие атмосферы у Венеры.
- В чем ещё заслуга Ломоносова? Что сделал он для развития образования в России?
(Открыл Московский университет в 1755 году).
Учитель. Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Задание.
Учитель. Из предложенных наук найдите те, в которые Ломоносов внёс значительный вклад. (Физика, химия, география, астрономия, русский язык и языкознание, литература, изобразительное искусство, история, геология).
- Вот сколько наук изучил выдающийся учёный М. В. Ломоносов.
Учитель. В наши дни выдающимся российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.
7. Итог урока.
- Возвращаясь к нашему началу урока, скажите, выполнил ли Михаил Ломоносов наказ деда - гордиться своей фамилией.
8.Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
9. Выставление оценок
Барометр настроения.
Давайте вспомним, что такое барометр?
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Это показатель каких – нибудь изменений, состояния чего – нибудь. Предлагаю вам показать своё настроение: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Оцените свою работу в группе с помощью технологии «Светофор»
9.Домашнее задание:
Найдите и познакомьтесь с баснями М. В. Ломоносова