Программа психолого — педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях СПО

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А.










Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях среднего профессионального образования

«Мы – ВМЕСТЕ!»





Разработана:
Зам. директора по УВР Колпаченко Л.Я.
Педагог-психолог  Шерстнева И.Б.
Социальный педагог Филатова Т.А.   









Новокузнецк, 2016
Аннотация
Представленная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в рамках актуальной проблемы инклюзивного образования массового обучения. Авторы обозначают конкретные направления работы психолого- педагогической службы с обучающимися с ОВЗ, примерное годовое планирование работы ОУ, особо выделяет выбор методического инструментария – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога, а также описывают требования к организационно-техническому обеспечению работы кабинета педагога - психолога.
Ключевые слова: Психолого-педагогическая помощь, интеграция, диагностика, профилактика, индивидуальный образовательный маршрут, социализация.
В конце XX в. произошли изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно-воспитательную работу с детьми - инвалидами, внедряется концепция «человеческого достоинства» детей с ограниченными возможностями здоровья, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в системе СПО, в первую очередь направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды. И для психологической службы основная задача состоит в том, чтобы помочь этим детям прийти к осознанию себя как полноправного члена молодежного сообщества. Именно возможность подростков с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем позволит им, окончив ОУ системы СПО, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория обучающихся наравне со сверстниками должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все подростки, вне зависимости от диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию посещают различные кружки и секции техникума.
В основе психологического сопровождения обучения детей с инвалидностью лежит комплексный подход. Лишь тесное сотрудничество педагога-психолога техникума с другими специалистами (врачом, преподавателями, социальным педагогом), а также родителями и самими обучающимися позволит решить все те задачи, о которых мы упомянули выше. Рассматривая вопрос психологического сопровождения, мы имеем в виду не только детей-инвалидов как отдельной группы – психологическая помощь направлена на решение проблем и самого педагогического коллектива, родителей и учащихся всех ступеней обучения. Педагог-психолог выступает в качестве помощника для преподавателей по овладению коррекционно-развивающими технологиями, помогает им на основе педагогической диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, даст рекомендации по планированию учебных занятий с учетом специфики имеющегося дефекта у обучающихся.
Цели программы
- оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса для овладения ими специальными знаниями и педагогическими технологиями обучения подростков с особыми образовательными потребностями;
- обеспечение условий для личностного и познавательного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы СПО.
Задачи программы
- выявить особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико- педагогическую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- обеспечить возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы СПО на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- создать условия для успешной социализации для обучающихся данной группы.


Основные целевые группы и охват
обучающиеся техникума, родители студентов и педагогический коллектив техникума.
Данная программа реализуется круглогодично и с последующим учебным годом может быть модифицирована в соответствии с запросами образовательного процесса.
В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающиеся техникума под руководством педагога-психолога проводят различные акции, участвуют в конкурсах, пишут различные научно-исследовательские и практические работы, данная деятельность может быть обозначена на сайтах КузТСиД и в группе КузТСиД «В Контакте», журнале «Студенческое время».
Кадровое обеспечение программы
в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья, желательно, чтобы, наряду с педагогом-психологом помощь оказывали и другие специалисты: психотерапевт (врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем), также при наличии психопатологии необходимо обращаться за помощью к врачу-психиатру.
Для реализации программы в техникуме имеются следующие ресурсы:
1. Кадровый компонент: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор, преподаватель физического воспитания, руководители кружков и секций.
2. Материально-техническая база: актовый зал, библиотека техникума, спортивный зал, шейпинг-зал, различные ТСО.
Механизм реализации программы
специалисты психолого-педагогической службы образовательного учреждения в своей деятельности руководствуются следующей нормативно-правовой базой:
- Конституция РФ,
- Закон РФ «Об образовании»,
- Семейный кодекс РФ,
- Конвенция о правах ребенка,
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
- Трудовой кодекс РФ,
- Положение о психолого-педагогической службе КузТСиД.
Формулируя задачи психолого-коррекционной работы в рамках психолого- медико-педагогической службы, специалисты опираются на три основных психокоррекционных блока, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Диагностический блок. В него входят диагностика психического развития обучающегося и диагностика социальной сферы. Диагностика психического развития обучающегося включает в себя: всестороннее психологическое изучение личности ребенка, его родителей, системы их отношений; анализ мотивационно-потребностной сферы обучающегося и членов его семьи; анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций. Диагностика социальной сферы требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих подростка, нарушающих его психической развитие, формирование характера личности, социальную адаптацию.
Коррекционный блок. Включает в себя следующие задачи: коррекцию неадекватных методов воспитания обучающегося с целью преодоления его микросоциальной запущенности; помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование продуктивных видов взаимоотношений обучающегося с окружающими (в семье, в группе); развитие у него компетентности в вопросах нормативного поведения; формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у обучающегося; развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения; формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы обучающегося путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс; создание в коллективе, где обучается подросток с проблемами в здоровье, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Прогностический блок. Направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростка и состоит из решения следующих задач:
- проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;
- определение динамики этих изменений.
Основные принципы, которыми руководствуется психологическая служба в своей работе, являются следующие:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип нормативности развития;
- принцип системности развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции.
Педагог-психолог со специалистами изучает обучащихся, разрабатывает и апробирует развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые помогут компенсировать неблагополучный опыт и обстоятельства жизни подростков с проблемами в развитии и способствовать прогрессивному формированию их личности. Педагог-психолог, работающий в техникуме, должен уделять особое внимание обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта обучающихся. Для этого преподавателям рекомендуется расширение «пространства обитания» студентов данной группы – полезно увеличить число всевозможных экскурсий, чаще менять помещения, обстановку, в которых подростки занимаются, максимально использовать кружковую работу, общественно-полезный труд.
Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы:
1. Коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:
- разъяснительную коррекционную работу с педагогами, изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
- тренинг педагогического общения;
- коррекционные игры педагога-психолога с обучающимся;
- коллективные игры;
- игровую коррекцию поведения;
- статусную психотерапию.
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма. Здесь будут уместны психогимнастика; музыкотерапия; арттерапия; психодрама.
3.Проблемы дезадаптации, в связи с которыми предстоит работа по коррекции:
- коммуникативных проблем;
- нарушений психического и умственного развития;
- нарушений эмоциональной регуляции поведения;
- дезорганизации поведения;
- нарушений личностного развития;
- проблем обучаемости.
Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет исключительно важное значение в коррекции личностных проблем подростков с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагога-психолога является развитие у студентов данной группы «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности.
В психокоррекционной работе важнейшими компонентами выступают: коррекция коммуникативных проблем, проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма, проблемы дезадаптации. Такая психокорекционная работа должна носить постоянный характер.
Профилактическая и консультативная работа представлена в различных формах: традиционной, дистанционной, электронной. В техникуме регулярно проводятся «круглые столы», лекции, встречи с ведущими преподавателями-дефектологами по данной проблеме. «Психологические рекомендации» являются постоянной рубрикой в журнале «Студенческое время», с результатами общих диагностических исследований всегда можно познакомиться на сайте психолога. Данное направление позволяет вести непрерывный процесс повышения квалификации всех участников учебно-воспитательного процесса, в том числе и родителей, т. к. они являются неотъемлемой его частью. Дистанционная и электронная форма психологических консультаций за счет возможностей Интернет-ресурсов позволяет расширить возможности общения психолога. Каждый желающий, будь то подросток или родитель, может задать вопрос доступный для просмотра в рамках форума, так и вопрос в режиме секретности через электронную почту.
Планирование работы программы
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ базируется на комплексном взаимодействии психолога – администрации – социального педагога – классного руководителя обучающегося с ОВЗ.
Таблица 1 План работы образовательного учреждения по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные


Создание и корректировка банка данных обучающихся с ОВЗ
Сентябрь, апрель
Соц.педагог


Изучение состояния здоровья, возможностей обучающихся с ОВЗ по дальнейшему образовательному маршруту (обучение на дому/обучение в группе)
Сентябрь, октябрь
Кл. руководитель, соц.педагог, зам.директора по УВР


Составление плана работы с обучающимися с ОВЗ
Сентябрь
Соц.педагог, педагог-психолог


Составление программы индивидуального обучения студентов с ОВЗ, организация обучения на дому
Сентябрь
Зам.директора по УВР


Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ
В течение года и по запросу
Педагог-психолог, кл. руководители, преподаватели


Изучение личности обучающихся с ОВЗ
Октябрь/по запросу
Кл. руководитель, педагог-психолог


Изучение семьи (семейных отношений) обучающихся с ОВЗ
В течение года и по запросу
Кл. руководитель, соц.педагог


Изучение интересов и способностей обучающихся с ОВЗ
Октябрь/по запросу
Кл. руководитель, педагог-психолог


Вовлечение обучающихся с ОВЗ во внеурочную деятельность
В течение года
Кл. руководитель, соц.педагог


Контроль за организацией питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В течение года
Соц.педагог


Индивидуальные консультации педагога-психолога для родителей обучающихся с ОВЗ
В течение года и по запросу
Педагог-психолог


Изучение уровня адаптации обучающихся с ОВЗ
Октябрь, апрель
Педагог-психолог


Изучение микроклимата в группах, в которых обучаются студенты с ОВЗ
Октябрь, апрель
Кл. руководитель, педагог-психолог


Контроль за успеваемостью обучающихся с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в их обучении.
В течение года
Кл. руководитель


Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации
В течение года и по запросу
Педагог=психолог,
кл. руководители, соц.педагог


Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В течение года и по запросу
Соц.педагог


Внедрение программы оценивается, прежде всего, по результатам психолого-педагогических исследований уменьшения количества дезадаптированных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическая диагностика проводится на начало и конец года для сравнительного анализа деятельности образовательного учреждения по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Систематизация работы психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в техникуме стала необходимой и находит положительный отклик среди педагогов и родителей. Это отражено в ответах родителей на вопросы анкеты об удовлетворенности образовательным процессом, в результатах диагностики обучающихся с ОВЗ. Необходимо создание созданы базы данных на подростков с ОВЗ, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения образовательного процесса, планирование дальнейших мероприятий по расширению материальной базы и привлечению специалистов.
Сопровождение обучающихся с ОВЗ определяется системой принципов:
- гуманистическая направленность образовательного процесса, предполагающая уважение к личности подростка, развитие его индивидуальности;
- гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативного изменения содержания, форм и методов обучения в соответствии с особенностями различных категорий обучающихся и возможностями их семей;
- доступность, предполагающая вариативность форм обучения, в соответствии с реальным потенциалом обучающегося и его семьи;
- целостный подход к образованию и социализации обучающегося на основе взаимосвязи между различными видами деятельности, включая педагогический, психологический, социальный аспекты, составляющие единый комплекс, соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;
- максимально раннее включение обучающегося с ОВЗ в образовательный процесс;
- единство действий семьи и техникума в процессе образования и социализации подростка, обучение родителей и включение их в процесс социально-педагогической деятельности;
- содействие интеграции обучающихся с ОВЗ в общество, формирование социально-значимых навыков.

Главными показателями эффективности данной программы должны стать:
- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по освоению образовательных программ;
- создание необходимых условий в целях обеспечения доступности качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально- технических условий);
- увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися данной группы (семинары, курсы и т.д.);
- другие соответствующие показатели.



Ссылки на источники
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2004.
2. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года.
3. Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Институт социальной работы, 1996.
4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.
5. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 3 мая 2008 года.
6. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.















15