Рабочая программа проекта Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности
в рамках требований ФГОС
Авторы проекта:
Саликова Фарида Дамировна
Зигангараева Танзиля Рахимзяновна
Муртазина Лилия Илсуровна
Патрикеева Ирина Александровна
Научный руководитель:
Сибгатуллина Татьяна Владимировна ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Институт психологии и образования
Куратор:
Шарифзянова Кадрия Шяукатовна ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Институт психологии и образования
Проект допущен к защите: « 06» марта 2015г.
Казань, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Актуальность проекта………………………………… ……………5
Цели и задачи…………………………………………………………..7
Проектное решение……………………………………………… ..…7
Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………… …….16
Бюджет проекта………………………………………………………16
Ожидаемые результаты реализации проекта…….…………………17
Заключение……………………………………………………………19
Литература…………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………… …..22
Электронные ресурсы…………………………………………… …..23
Приложение…………………………… ……………………………..24
Введение
Первые школьные службы примирения в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года, за ней последовали другие. По результатам работы в 2002 году Москве прошла первая конференция школьных служб примирения. В 2002 – 2003 г. решался вопрос встраивания школьных служб примирения в структуру школ, разрабатывается модель школьной службы примирения. У подростков-ведущих появился первый опыт работы с подростковыми «стрелками», который анализировался в нескольких статьях. В Великом Новгороде прошла вторая конференция школьных служб примирения. В 2004 г. в Пермском крае начался областной проект, в котором школьные службы примирения встраивались в городскую систему профилактики правонарушений, через 2 года в ходе своего развития проект служб примирения получил поддержку правительства Пермского края и были созданы в большинстве школ Пермского края. В 2005 г. в Волгограде при клубе ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» начинает создаваться сеть школьных служб примирения с опорой на сообщество медиаторов и других специалистов. В 2006 г. в Москве проходит третья конференция школьных служб примирения. В нескольких городах служба примирения работает в связке с судами и комиссиями по делам несовершеннолетних. В 2007 г. в Московском психолого-педагогическом университете на отделении юридической психологии вводится курс по восстановительной ювенальной юстиции, куда входит блок по школьным службам примирения. В 2008 г. реализуется учебная программа по школьной медиации с партнерами из соседних стран: Центром «Согласие и примирение» (Украина) и Польским центром медиации. 10 человек получили сертификаты тренеров по школьной медиации. В Москве на базе Федерального института развития образования прошла четвертая конференции по восстановительным практикам. В 2009 г. создана Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, разработавшая стандарты восстановительной медиации. Были созданы региональные ассоциации медиаторов в Москве, Волгограде, Перми и Тюмени. Организована 5 конференция по восстановительным практикам. Организован мониторинг восстановительных практик в России (представлен в Вестнике восстановительной юстиции», выпускаемом центром «Судебно-правовая реформа»). В 2010 г. продолжают создаваться ассоциации медиаторов в новых регионах. Проводятся семинары по теме традиций примирения у разных народов, населяющих территорию России. В 2011 г. Прорабатывается тема сохранения стандартов восстановительной медиации при массовом распространении служб примирения и тема поддержки школьных служб со стороны территориальных служб примирения, ассоциаций и Комиссий по делам несовершеннолетних. В нашей работе по распространению школьных служб примирения можно выделить три направления:
1. Создание модели «школьной службы примирения» как школьной медиации с учетом Российских условий.
2. Разработка модели поддержки школьных служб примирения при их массовом распространении со стороны территориальных служб примирения и ассоциаций медиаторов.
3. Разработка концепции ШСП как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие «восстановительная культура школы».
По направлению создания модели «школьной службы примирения» были разработаны: модель школьной службы примирения, Стандарты восстановительной медиации, формы мониторинга, этапы работы медиатора в программах восстановительного правосудия, учебные программы и методические фильмы, собрана библиотека по школьной медиации в разных странах и т.д.
Актуальность проекта
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
«Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты»
Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта или меры воздействия. Допускается создание службы примирения только из педагогов и или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения.
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», данного Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.
Конфликт-это неизбежная часть нашей жизни, возникающий внутри нас и зависит только от нас, как будут развиваться события.
В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”.
Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения.
Конфликты в среде учащихся полностью изжить практически невозможно. Усилия педагога должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы предотвратить конфликтные взаимоотношения учащихся. Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное - сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Цель и задачи проекта
Целью проекта Школьной службы примирения является:
разработка и реализация эффективной модели школьной службы примирения, позволяющей снизить количество детей, стоящих на КДН и ВШУ и количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
Задачами проекта Школьной службы примирения являются:
Изучить нормативно-правовые, научно-методические основы обеспечения профилактики правонарушений в школе.
Разработать систему ресурсного обеспечения проекта «Школьной службы примирения».
Реализовать модель «Школьной службы примирения».
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Основная идея в представленной программе Школьная служба примирения – способность к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции в школьном сообществе.
Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Конфликты, возникающие в школах, часто остаются неразрешенными из-за неэффективных способов реагирования на конфликты в школах, и могут являться причиной возникновения новых конфликтов и правонарушений.
Максимальное число конфликтов разрешить восстановительным способом и получить, как результат, преодоление враждебности между сторонами через участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
В состав школьной службы примирения входят медиаторы и специалисты.
Медиаторы – это добровольные желающие, прошедшие специальное обучение.
Восстановительная программа школьной службы примирения – добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется медиатором, для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. (Приложение 1)
В договоре указываются воспитательные и реабилитационные меры в отношении правонарушителя, разработанные специалистами, а также предлагается программа поддержки для потерпевшего. Задача примирительной встречи состоит в осознании правонарушителем последствий содеянного, нормализации состояния жертвы, в формировании способности конструктивно решать свои конфликты.
В случае, если одним участником конфликта является взрослый (учитель, родители и т.п.) роль медиатора выполняет обученный специалист.
Куратор – сотрудник преподавательского состава школы, прошедший специальное обучение. Он помогает решать организационные вопросы, разрешает проблемы, возникшие при проведении программ, помогает в подведении итогов и анализе результатов работы и т.д.
Программа примирения – добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется медиатором для:
1.обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации,
2.обсуждения причины случившегося и поиска способов нейтрализации этих причин.
3.составления примирительного договора
Достигнутые договоренности фиксируются в примирительном договоре.
Ожидаемый результат
Реализация проекта обеспечит:
•Снижение числа повторных правонарушений несовершеннолетних, охваченных программами восстановительного правосудия.
190501208405•Снижение числа конфликтов и правонарушений в школах, где работают программы «Школьные службы примирения», увеличение числа учащихся, принявших участие в восстановительных программах: и в качестве получивших помощь и в качестве организаторов такой работы.
-901703772535-38100-276225Рис. 1. Модель ШСП
3.1 Программа проектных мероприятий
План работы Школьной службы примирения МБОУ «СОШ»
на 2015-2016 учебный год
Таблица 1
№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный
Задача 1. Изучить нормативно-правовые, научно-методические основы обеспечения профилактики правонарушений в школе. Организационно-методическая деятельность
1.
Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы. (Приложение 1) школа сентябрь Зам. директора по ВР
2. Разработка Положения о ШСП (Положение 2)
Разработка Устава о ШСП (Положение 3) школа сентябрь Администрация школы и члены ШСП
3. Сбор информации и анализ документов по конфликтной ситуации, в соответствии с которой организуется восстановительная процедура. Кабинет релаксации по мере необходимости Члены ШСП
4.
Совещание школьной службы примирения школа
сентябрь
Члены ШСП
5. Обучение руководителя ШСП (курсы повышения квалификации) Кафедра ППиСКП ПМЦ ПК,
г. Казань ноябрь-декабрь Куратор
6. Информирование о работе ШСП школа декабрь Зам. директора по ВР
Задача 2. Разработка системы ресурсного обеспечения проекта.
7. Тестирование для выявления тех, кто желает обучиться на медиатора. (Приложение ) школа на начальном этапе Члены ШСП
8. Обучение медиатора, учащихся, родителей и учителей.
школа по мере необходимости Члены ШСП
9.
Создание сайта ШСП школа на начальном
этапе Члены ШСП
10. Оформление стенда «Школьная служба примирения» школа ноябрь Члены ШСП
11. Создание кабинета релаксации школа по мере необходимости Члены ШСП
Просветительская деятельность
12. Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа Школьной службы примирения (ШСП)» школа ноябрь-декабрь
медиатор
13. Создание информационных буклетов, флайеров, методических рекомендаций (для учащихся, учителей, родителей) школа Январь-февраль медиатор
14. Консультации у методистов, специалистов по восстановительным программам (ВП) Кабинет методиста по мере необходимости Члены ШСП
Задача 3. Реализовать модель ШСП в практике
15. Реализовать модель ШСП в практике внеурочной деятельности и оценить ее эффективность для снижения количества конфликтных ситуаций среди учащихся и количество учащихся стоящих на КДН и ВШУ. школа 01.01.2015г. Члены ШСП
16. Подготовка отчета о реализации восстановительных программ (ВП) в ШСП Кабинет методиста в конце учебного года Члены ШСП
17. Проведение мониторинга школа в конце учебного года Заместитель директора по ВР
Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
Организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов.
Обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной
медиации;
Принципы деятельности Школьной службы примирения.
Деятельность Школьной службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учителей и школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация в возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
Принцип нейтральности, запрещающей школьной службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение, сделать выводы.
Порядок формирования Школьной службы примирения.
В состав ШСП входят: зам. директора по ВР, члены школьной службы примирения, школьники 10-14 лет, классные руководители.
Председателем службы примирения может быть любой педагогический работник школы, на которого приказом директора возлагаются обязанности по руководству ШСП.
Вопросы членства в ШСП, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.
Порядок работы Школьной службы примирения.
ШСП может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного
учреждения, членов ШСП, родителей.
ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
Программы восстановительного разрешения конфликтов (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) ШСП.
Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. При необходимости ШСП передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
Организация деятельности Службы примирения.
Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов и в повышении их квалификации.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
Целевая группа проекта: - учащихся 10-14 лет
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта
Программа разработана для учащихся среднего звена (10-14 лет) на 2015-2016 учебный год.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 01.01.2015 по 31.05.2015)
2. Основной (с 01.09.2015 по 31.05.2015)
3. Заключительный (с 01.09.2015 по 01.01.2016
5. Бюджет проекта
Внимание! Проект малобюджетный! Это его большой плюс!
Затраты только на расходные материалы!
Девиз проекта: «При минимальных затратах – максимальный эффект».
Таблица 2
№ НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЦЕНА СУММА
1 Стенд наглядной агитации (своими силами ) 1 1200 1200
2 Фотоаппарат
Телефон
Планшет 1
1
1 1500
1000
2000 4500
3 Рекламная символика для лидеров ШСП (галстуки, значки, футболки) 10 50 500
4 Канцтовары ___ 200 200
5 Призы для победителей и участников конкурсов (благодарности, сертификаты, сувениры) 20 50 1000
ИТОГО: 7400
Администрация школы привлечет ресурсы благотворителей для награждения победителей конкурсов призами.
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Качественные результаты
- объединение детей на основе общих интересов для их развития и самоутверждения, взаимного контакта детей разных возрастных групп;
- социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры);
- решение конфликтов самими его участниками в ходе переговоров;
- разрешение конфликтов без злости, обиды, ненависти, недопонимания, предубеждений, т.е. бережному отношению к окружающим людям;
- воспитание коммуникации и толерантности вместо агрессии и манипуляции;
- понимание себя (своих поступков) и других;
- воспитание ответственности за происходящее в школе(у подростков-медиаторов) и за исправление последствий, наступивших от собственных проступков (у обидчиков в ходе медиации);
- повышение уровня социальной активности учащихся, так как непосредственными участниками ШСП являются сами учащиеся.
- ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Количественные результаты
- Количество и доля внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур),
- Количество детей, жертв правонарушений, получивших удовлетворение (восстановили чувство справедливости и безопасности, снизили чувство враждебности и угрозы со стороны детской среды);
- Количество детей-правонарушителей, проявивших деятельностное раскаяние (возмещают вред, который был причинен совершенным им правонарушением/ преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред).
- Количество детей-волонтеров, вовлеченных в лидерскую социально-активную деятельность, получивших практику гражданских действий и признавших ценность волонтерского движения.
- Количество несовершеннолетних, вовлеченных в проект, получивших новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира.
Эффекты работы Школьной службы примирения:
Всего в рамках проекта примут участие 40 воспитанников школы, 20 родителей, 20 педагогов школы, специалисты Центра социальной помощи, ПДН и КДН и ЗП.
Хорошим показателем успешности проекта станет:
частие воспитанников школы в районных, областных, всероссийских
конкурсах и проектах
снижение количества самовольных уходов учащихся, снижение уровня совершения противоправных действий учащихся, стоящих на всех формах учета.
Успешность и эффективность реализации социального проекта также можно будет отследить по степени удовлетворенности учащихся, педагогов школы (по итогам проведения итоговой рефлексии: опросники, анкетирование , др.)
Заключение
Результаты, которые будут достигнуты благодаря работе школьных служб примирения в области развития человеческого потенциала приведут к следующим результатам:
• формируется команда, практикующая программы восстановительной медиации в школах при взаимодействии с КДН и ЗП и социальными службами;
• снижается удельный вес репрессивных санкций реагирования на конфликты и криминальные ситуации с участием несовершеннолетних при одновременном возрастании ответственности семей и подростков за процесс возмещения вреда;
• появляются условия для цивилизованного взаимодействия между людьми в образовательных учреждениях.
• дети становятся более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов; многие конфликты не перерастают в правонарушения;
• дети получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаются ценными, получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих жизненные интересы. При этом члены ШСП, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
• повышается показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей
• участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получают удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы стороны детской среды;
• дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинён совершённым им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред;
• создаются условия для планирования позитивного будущего детей-правонарушителей;
• специалисты получают новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников;
Одним из самых значимых результатов в разработке и реализации эффективной модели «Школьная служба примирения» является снижение количества детей, стоящих на КДН и ВШУ и количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
Список использованных документов и источников информации
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у школьников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения.// Справочник заместителя директора школы. - №2 - 2008. - с.68 - 76
4. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
7. Служба примирения: теория и практика работы с несовершеннолетними по программам восстановительного правосудия: методические рекомендации/ авт.- сост.: Шарифзянова К.Ш., Ларюхина М.А., Маннапова Э.О., Овчинникова Е.В. – Казань: ПМЦ ПК и ППРО КФУ, 2012 – 53с.
Глоссарий
Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
Медиация — профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров.
Куратор – сотрудник преподавательского состава школы, прошедший специальное обучение. Он помогает решать организационные вопросы, разрешает проблемы, возникшие при проведении программ, помогает в подведении итогов и анализе результатов работы и т.д.
Мероприятие – совокупность действий, объединённых одной общественно значимой задачей. Провести важные культурно-просветительные мероприятия.
Описание электронных ресурсов
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ «СОГЛАСИЕ» – Режим доступа: http://conseducenter.ru/index.php/materialy2/348-bohanova-kokoulinaОрганизация школьной службы примирения - Этапы выполнения программы примирения – Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ ( ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ) – Режим доступа:
http://www.8-926-145-87-01.ru Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014).
Приложения
Приложение 1
Документы для создания школьной службы примирения:
-план работы школьной службы примирения;
-мониторинг деятельности школьной службы примирения;
-журнал регистрации конфликтных ситуаций;
-регистрационный лист конфликтной ситуации;
-примирительной договор конфликтующих сторон.
10. Заключительные положения.
10.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
10.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения или органов ученического самоуправления.
Приложение 3
к приказу от _______________
Устав
Школьной Службы Примирения
Общие положения
1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.
2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.
Цели и задачи
1. Цель: разработка и реализация эффективной модели школьной службы примирения, позволяющей снизить количество детей, стоящих на КДН и ВШУ и количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
2. Приоритетные задачи:
1. Изучить нормативно-правовые, научно-методические основы обеспечения
профилактики правонарушений в школе.
Разработать систему ресурсного обеспечения проекта «Школьной службы
примирения».
Реализовать модель «Школьной службы примирения».
Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения
Какие б не были угрозы,
Какие б не были дилеммы.
Мы решаем все вопросы,
Ликвидируем проблемы.
• принцип добровольности
• принцип конфиденциальности
• принцип нейтральности
Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения
Членами службы являются учащиеся 10-14 лет
Положение о взрослых членах Службы
1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.
2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.
4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.
Школьная Служба Примирения способствует:
Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (волонтерства).
Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:
Организаторская.
Представительская.
Информационно-пропагандистская.
Методическая.
В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:
представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
планировать и проводить примирительные встречи;
изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной службы примирения.
Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:
1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:
• членом службы примирения может стать любой учащийся 7-11 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;
• участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;
• сохранять и развивать традиции своего коллектива;
• участвовать в работе печатных органов школы;
• приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;
• все члены имеют равные права и обязанности;
• на защиту своих прав и интересов.
2. Член Школьной Службы Примирения обязан:
• выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;
• не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
• являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.
Заключительные положения
1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения
2. Изменения в Устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Условия проведения программ восстановительного правосудия
(примирительных встреч, школьных конференций и кругов заботы)
Служба примирения может начать вести встречи в рамках программ восстановительного правосудия при условии, что:
Стороны признают своё участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту);
Сторонам больше 10 лет. В случае острого конфликта у школьников, которым меньше 10 лет методист совместно с классным руководителем определяет целесообразность проведения программы.
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы ( поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
При возбуждении уголовного дела, по которому проходят ученики школы представитель школы курирующий работы службы совместно с администрацией школы решают вопрос о целесообразности проведения примирительных процедур. Если вопрос решён положительно, проведена примирительная процедура и получен положительный эффект для сторон, школьная администрация может ходатайствовать перед правоохранительными органами или судом о приобщении к материалам уголовного дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинённого потерпевшему в соответствии со ст.20 и ст.21 УПК РСФСР, а также ч.1, п. «К» ст.61 УК РФ.
Приложение 4
Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко
0 – совсем неверно,
1 –чаще не верно,
2–чаще верно верно,
3 – всегда верно
1) Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
2) Шумные игры переношу с трудом
3) Яркие личности действуют на меня отрицательно
4) Безупречный человек – настораживает
5) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
6) Меня раздражают любители поговорить
7) Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу
8) Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям
9) Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня
10) Мне не симпатичны: Молодежь (прически, мода)
11) «Новые русские» (бескультурье, рвачество)
12) Представители некоторых национальностей
13) Тип мужчины (женщины)
14) Одноклассники с низким уровнем успеваемости
15) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
16) Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен
17) Раздражают те, кто в споре стоит на своем
18) Неприятны самоуверенные люди
19) Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте, в очереди
20) Имею привычку поучать окружающих
21) Невоспитанные люди возмущают меня
22) Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-нибудь
23) По привычке постоянно делаю кому-либо замечания
24) люблю командовать близкими
25) Меня раздражает: старики в час пик в магазинах и транспорте
26) Комната на двоих с незнакомым человеком
27) Несогласие других с моей правильной позицией
28) Когда мне возражают
29) Другие делают не так, как мне хочется
30) Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам
31) Меня часто упрекают в ворчливости
32) Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю
33) Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки
34) Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь
35) Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку
36) Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях
37) Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье
38) Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей
39) Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных
40) Мне трудно, как правило, идти на уступки другим
41) Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
42) С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, одноклассникам
43) Не поддерживаю отношений со странными людьми
44) Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
45) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Обработка результатов:
1-45 высокая степень толерантности
45-85 средняя степень толерантности
85-125 низкая степень толерантности
125-135 полное неприятие окружающих