Методическая разработка по теме: Оценка физического развития детей и подростков
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«Оценка физического развития детей и подростков»
Дисциплина: Гигиена и экология человека
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Вид занятия: практическое
Количество часов: 2
Москва
2015
Пояснительная записка
При освоении дисциплины «Гигиена и экология человека» на изучение темы «Оценка физического развития детей и подростков» отводится 2 часа на 2-ом курсе в 4-ом семестре.
При реализации практического занятия по теме «Оценка физического развития детей и подростков» осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций.
Методическая разработка по теме «Оценка физического развития детей и подростков» написана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Методическая разработка практического занятия состоит из 3-х блоков:
организационно-методического;
блока материалов для обучения;
блока контролирующих материалов.
В блоке материалов для обучения отражены основные теоретические аспекты изучаемой темы, даны алгоритмы проведения практического задания, отмечены особенности техники исполнения. Блок также содержит рисунки и таблицы (вынесены в приложение), что делает материал более наглядным.
В блок контролирующих материалов входят вопросы и ответы для контроля исходного уровня знаний и тесты для контроля знаний студентов с эталонами ответов к ним, таблицы, заполняемые при проведении практической части работы в аудитории.
В методической разработке имеются обучающие материалы, представляющие собой рисунки, фотографии и сводные таблицы.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.
Тема: Оценка физического развития детей и подростков.
Цели занятия:
Образовательная – научиться использовать антропометрический инструментарий, правильно производить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.
Данная цель формирует профессиональные компетенции:
ОК и ПК Пути формирования компетенций
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения Участие в санпросвет работе среди сокурсников
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения Участие в санпросвет работе среди сокурсников
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Участие в санпросвет работе среди сокурсников
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств Выполнение самостоятельной работы (домашнего задания)
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса Взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами Взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания; работа с интернет - ресурсами
Развивающая – развивать навыки работы со специализированным оборудованием, аппаратурой (антропометр, электронные весы, динамометр, спирометр) и проведения анкетного теста.
Данная цель несет в себе междисциплинарные связи:
ОГСЭ.04. Физическая культура
ОП.02. Анатомия и физиология человека
Гигиена и экология человека
ЕН.01. Математика
ОП.03. Основы патологии
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
Воспитательная – воспитать умение работать в коллективе и нести ответственность за выполняемую работу.
Данная цель формирует общие компетенции:
ОК и ПК Пути формирования компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Мотивация учебной деятельности на занятии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество Выполнение практического задания, подготовка рабочего места, уборка по завершении действия и рефлексия
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Самостоятельное выполнение практического задания и оформление заключения
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Ознакомление с раздаточным материалом, выполнение домашнего задания
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Выполнение домашнего задания
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации Выполнение домашнего задания
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности Объяснение материала с приведением примеров из профессиональной деятельности будущей профессии
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия Решение воспитательных задач (преподавателем) и взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку Мотивация учебной деятельности на занятии и взаимодействие с сокурсниками (в подгруппе) во время выполнения практического задания
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности Выполнение практического задания, подготовка рабочего места, уборка по завершении действия
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей Мотивация учебной деятельности на занятии и выполнение самостоятельной работы (домашнего задания) по оформлению санитарно-просветительной работы
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: практическое.
Материально-техническое обеспечение занятия:
раздаточный материал на каждого обучаемого;
спирометр – 1 шт;
ёмкости для мед. отходов класса «Б» с дезинфицирующим средством для обработки мундштуков;
динамометр – 2 шт;
антропометр – 1 шт;
электронные весы – 1шт.
Ожидаемый результат: студенты научатся проводить определение физического развития детей и подростков, а так же самостоятельно оформлять заключение.
Ход занятия:
№ п/п Этап занятия Время
(мин.) Методы Деятельность преподавателя Деятельность студента
Организационный момент. 5 - Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. Записывают в тетради тему и цели занятия.
Актуализация знаний. 10 Проблемный (обобщающая беседа) Организует обсуждение, задает вопросы, корректирует ответы студентов. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы преподавателя.
Изложение нового материала. 25 Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией изображения рисунков, таблиц. Записывают в тетради новый материал.
5. Закрепление 25 Частично-поисковый Наблюдает за работой студентов, корректирует ее. Выполняют практическое задание.
6. Оценки с комментариями 10 Комбинированный Оценивает выполнение практической работы. Разъясняет индивидуальные ошибки. Выставляет оценки за занятие, комментирует их. Демонстрируют преподавателю тетради с выполненным заданием
7. Рефлексия. 10 Проблемный Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей. Обобщают изученное на занятии, выполняя самостоятельную работу с опорой на конспект, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.
8. Итоги занятия. 5 - Дает задание на дом. Записывают задание на дом.
Общее время занятия 90
Учебная литература для студента:
left762000
Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – Ростов н/Д: - Феникс, 2009 г.
0-444500Архангельский В.И., Кириллов В.Ф. Гигиена и экология человека – М: - ГЭОТАР-Медиа, 2012 г.
Учебная литература для преподавателя:
-38102286000
Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, – М, изд-во Академия, 2008 г.
-381027940000
Катаева В.А., Лакшин А.М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека: Учебно-методическое пособие, - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005 г.
II. БЛОК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Мотивация
Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов – наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, выполнения основных режимных моментов и т.д.
Наблюдение за физическим развитием детей и подростков – неотъемлемая часть работы среднего медицинского персонала любого детского учреждения (детские сады, школы и др.). Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, проводится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в детский сад и школу, а так же в определенных классах, считаемых «критическими периодами» (Приказ Минздрава СССР от 19.01.1983 N 60 (ред. от 05.05.1999) "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах").
В связи с этим овладение методикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития совершенно необходимо для подготовки специалистов среднего звена.
Ход лекции
Методические рекомендации: все изображения, используемые в данной лекции, демонстрируются обучающимся в виде презентации Microsoft Power Point с помощью мультимедийной доски и видеопроектора; во время лекции обучающиеся конспектируют материал; преподаватель делает акценты на значимых аспектах материала, новых терминах и понятиях (см. глоссарий – приложение 1).
Конспект микролекции:
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Интенсивность физического развития зависит от возраста и тем оно значительнее, чем моложе ребенок. Физическому развитию присущи также половые различия. Физическое развитие во многом зависит от социальных условий жизни ребенка.
Оценка уровня физического развития является одной из основных оценок общего медицинского обследования.
Выявлена качественная разница в здоровье детей с разным физическим развитием.
Так, у детей с низким ростом в 60% случаев отмечается отставание в физическом, а нередко, и в умственном развитии, а также наличие хронических заболеваний. У них чаще формируются различные функциональные отклонения: гипотония, гипогемоглобинемия, функциональные нарушения ЦНС и т.п.
У детей с избыточной массой тела в 75-80% случаев имеются хронические заболевания: ожирение, патология органов пищеварения. Формируются предпосылки к развитию в старшем возрасте диабета, атеросклероза с последующими неблагоприятными последствиями.
Показатели оценки физического развития детей и подростков:
I. соматометрические:
длина тела (рост)
масса тела
окружность грудной клетки
II. соматоскопические:
состояние кожных покровов и слизистых оболочек
степень развития подкожно-жирового слоя
состояние опорно-двигательного аппарата
степень полового развития
III. физиометрические:
жизненная емкость легких
мышечная сила
частота пульса
величина артериального давления
IV. состояние здоровья
СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Рост
41967155842000Рост измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.
Рост является ориентиром при отборе для занятий тем или иным видом спорта. Зная длину тела стоя и сидя, можно найти коэффициент пропорциональности (KП) тела.
KП = ((L1 — L2) / 2) • 100%
где: L1 — длина тела стоя, L2 — длина тела сидя.
В норме KП = 87 - 92%, у девочек он несколько ниже, чем у мальчиков.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Измерение роста в положении стоя и сидя
Алгоритм измерения роста стоя и сидя ростомером и антропометром см. в приложении 2.
Масса тела467677515176500
Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.
Для взвешивания пользуются медицинскими весами. Весы имеют две планки: верхнюю (деления обозначены через каждые 50 г) и нижнюю (соответствует десяткам кг).
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Измерение массы тела
Алгоритм измерения массы тела медицинскими весами см. в приложении 3.
Окружность грудной клетки
Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой или стальной рулеткой.404114057086500-10604561785500Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Измерение
окружности головы
Рисунок 4. Измерение
окружности груди
Рисунок 5. Измерение окружности голени и бедра
202374555181500
Алгоритм измерения окружности грудной клетки сантиметровой лентой см. в приложении 4.
СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Степень развития подкожно-жирового слоя
Определение степени жироотложений производят на животе малым толстотным циркулем. Для этого замеряют толщину жировой складки под кожей на уровне пупка, 5-6 см сбоку от него и делят пополам.
Критерии оценки степени жироотложений следующие:
среднее – от 1 до 2 см
ниже среднего – менее 1 см
выше среднего – более 2 см
Состояние опорно-двигательного аппарата
При оценке состояния опорно-двигательного аппарата обращают внимание на осанку и позвоночник. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.
44646851333500Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.
Рисунок 6. Правильная осанка
Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Самое распространенное нарушение осанки - сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.
Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны. При лордотической осанке резко выражена изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе. А выпрямленная осанка (плоская спина) характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. Вначале нарушения осанки не вызывают изменений. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения: начинает искривляться позвоночник, появляется сколиоз.
45586651524000Сколиоз - это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб.
Рисунок 7. Искривление позвоночника
Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) - лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.
Рисунок 8. Виды сколиозов: 1-правосторонний, 2-левосторонний, S-образный
1188720635000
Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.
295846544958000В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев).
Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.
Рисунок 9. Степень продольного плоскостопия
Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.
Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная).
Плантография - метод получения отпечатков стопы (следа), позволяющих судить о ее рессорной функции.
Критерии оценки степени продольного плоскостопия по результатам плантографии следующие:
если перешеек составляет до 50% - сводчатая стопа;
если 50-60% - уплощенная;
если более 60% - выраженное плоскостопие.
ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха.
Объём форсированного выдоха (ОФВ) – количество воздуха при максимально быстром и глубоком выдохе после максимально глубокого вдоха.
39293808572500
ЖЁЛ и ОФВ измеряют с помощью спирометра.
Алгоритм измерения ЖЁЛ и ОФВ см. в приложении 5.
Рисунок 10. Спирометр
3739515101600050253901206500Мышечную силу рук определяют по максимальному проявлению усилия, которое может развить группа мышц в определенных условиях.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6 Динамометры: механический (слева) и электронный (справа)
Сила измеряется динамометрами различной конструкции.
Алгоритм измерения мышечной силы рук см. в приложении 6.
Частоту сердечных сокращений определяют по пульсу.
Пульс - толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. Частота пульса может быть использована для контроля здоровья сердца и уровня физической подготовки. Обычно, чем пульс ниже, - тем лучше, но в случае брадикардии это может быть опасно. Тревожными симптомами при низком пульсе являются слабость и обмороки.
Алгоритм измерения частоты сердечных сокращений см. в приложении 7.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обучающимся предлагается разбиться по парам, заполнить предлагаемую таблицу, используя раздаточный материал с алгоритмами определения физического развития и таблицы со стандартными значениями из приложения. По полученным результатам в сравнении со стандартными значениями обучающимся необходимо сделать заключение.
Таблица для заполнения:
п/п № Показатель Полученный результат Стандартные значения
1 Длина тела (см) 2 Масса тела (кг) 3 ЖЕЛ (мл) 4 Процентное отношение
(ОФВ:ФЖЕЛ)•100% 5 Мышечная сила кисти (кг):
правой
левой 6 Частота сердечных сокращений (уд/мин) КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ
Итоговая оценка выставляется с учетом:
ответов на тестовые задания,
подготовки рабочего места для проведения исследования,
выполнения манипуляций с соблюдение санитарно - гигиенических требований и требований безопасной работы в помещении лаборатории,
заполненной таблицы,
верно сделанного заключения, с учетом полученных результатов,
уборки рабочего места.
«5» - тестовые задания решены на «отлично», рабочее место для проведения исследований подготовлено самостоятельно и полностью, манипуляции выполнены с соблюдением санитарно – гигиенических требований и требований безопасности, рабочее место убрано, таблица заполнена полностью, заключение правильное.
«4» - тестовые задания решены на «хорошо», рабочее место для проведения исследований подготовлено, манипуляции выполнены с соблюдением санитарно – гигиенических требований и требований безопасности, рабочее место убрано, таблица заполнена полностью, заключение правильное.
«3» - тестовые задания решены на «удовлетворительно», рабочее место для проведения исследований подготовлено при помощи преподавателя или сокурсников, манипуляции выполнены, рабочее место убрано при помощи сокурсников, таблица заполнена, в заключении не учтены все результаты исследований.
«2» - тестовые задания решены на «неудовлетворительно», рабочее место для проведения исследований подготовлено при помощи преподавателя или сокурсников, манипуляции выполнены, рабочее место убрано при помощи сокурсников, таблица заполнена, в заключении не учтены все результаты исследований. *
* при невыполнении одного из перечисленных критериев – выставляется отметка «2».
III. БЛОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ.
Вопросы для контроля
исходного уровня знаний студентов
Чем занимается гигиена детей и подростков?
Почему такое пристальное внимание уделяется состоянию здоровья детей и подростков?
В настоящее время, что является актуальной проблемой гигиены детей и подростков?
Какова закономерность развития «школьных» заболеваний?
Приведите примеры «школьных» заболеваний.
Почему такое внимание уделяется «школьным» заболеваниям?
Какой период возраста относится к раннему детству?
Какой период жизни относится к подростковому возрасту?
Какой период жизни относится к юношескому возрасту?
Какие группы здоровья детей вы знаете?
Эталоны ответов на вопросы
для контроля исходного уровня знаний студентов
Гигиена детей и подростков – научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. От здоровья детей и подростков, от того, как обеспечиваются их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в стране.
В настоящее время актуальной проблемой гигиены детей и подростков является «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся.
Частота «школьных» заболеваний возрастает от младших классов к старшим.
Близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия, заболевания ж.к.т. и др.
Формируясь в детском возрасте, эти заболевания переходят в хроническую форму и в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.
1-3 года.
Мальчики: 13-16 лет, девочки: 12-15 лет.
Юноши: 17 лет – 21 год, девушки: 16-20 лет.
1-я группа - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения.
3-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.
4-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
5-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма, дети-инвалиды.
Тестовые задания для закрепления темы
В приведённом ниже списке перечислены действия, обозначенные буквами.
А) снять показания
Б) исследуемый встает на середину площадки весов
В) выровнять весы
Г) граммовой гирькой выравнивают весы
Д) как только весы выровнены их фиксируют
Е) килограммовой гирькой выставить примерный вес исследуемого
Установите последовательность, проведения исследования.
Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.
В приведённом ниже списке перечислены действия, обозначенные буквами.
А) нажать кнопку «готов»
Б) рассчитать процентное отношение (ОФВ:ФЖЕЛ)•100%
В) включить питание прибора
Г) произвести полный выдох (продолжительностью более 1 секунды)
Д) установить мундштук
Е) сделать максимально глубокий вдох, зажав нос и взяв мундштук в рот
Установите последовательность, проведения исследования.
Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.
Установите соответствие: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
Группа показателей Показатель
А) соматометрические1) Жизненная емкость легких
Б) соматоскопические2) Состояние кожных покровов
В) физиометрические3) Длина тела
4) Масса тела
5) Степень развития подкожно-жирового слоя
6) Окружность грудной клетки
7) Мышечная сила
8) Частота пульса
9) Величина артериального давления
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В
Прочитайте текст, вставляя в места пропусков слова из перечня «Слова для выбора», обозначенные буквами (возможно изменение окончаний слов).
Различают нормальную (…), уплощенную и плоскую стопу. Для выявления (…) делают отпечатки стопы (…). Если перешеек составляет до 50%, стопу оценивают, как …, нормальную. Если он составляет 50-60%, то стопа …. Если отношение более 60%, имеет место выраженное ….
Слова для выбора:
А) сводчатая
Б) плантографияВ) уплощенная
Г) плоскостопия
Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.
Прочитайте текст, вставляя в места пропусков слова из перечня «Слова для выбора», обозначенные буквами (возможно изменение окончаний слов).
Жизненную емкость легких измеряют с помощью …. Мышечную силу рук определяют …. Рост стоя и сидя измеряют с помощь. … или ….
Слова для выбора:
А) антропометр
Б) ростомер
В) динамометр
Г) спирометр
Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.
Эталоны ответов
к тестовым заданиям для контроля усвоения темы
В Е Б Г Д А
В Д А Е Г Б
А Б В
3;4;6 2;5 1;7;8;9
А Г Б А В Г
Г В Б А или
Г В А Б
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
Динамометрия - метод измерения силы сокращения различных мышечных групп.
Плантография - метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стопы на бумаге.
Скрининг - метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование.
Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительнособственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.
Центиль - числовая характеристика, среднее между наименьшим и наибольшим.
Приложение 2
Алгоритм измерение роста антропометром:
обследуемый стоит прямо
лицом к антропометру
руки по швам
пятки вместе
носки врозь
голова ровно, взгляд прямо перед собой
муфта касается верхушки черепа
снимаем показания ростомера.
Алгоритм измерение роста ростомером стоя:
обследуемый стоит прямо
спиной к ростомеру
руки по швам
пятки вместе, касаются стойки ростомера
носки врозь
голова ровно, взгляд прямо перед собой
планка ростомера касается верхушки черепа
снимаем показания ростомера.
Алгоритм измерение роста ростомером сидя:
обследуемый садится на скамейку ростомера
межлопаточной областью и ягодицами касается стойки
ноги согнуты в коленях под прямым углом
ступни на полу
руки вдоль бедер
голова ровно, взгляд прямо перед собой
планка ростомера касается верхушки черепа
снимаем показания ростомера.
Приложение 3
Алгоритм измерение массы тела медицинскими весами:
перед взвешиванием выровнять весы
килограммовой гирькой выставить примерный вес исследуемогоисследуемый взвешивается натощак, без обуви и без одежды
встает на середину площадки весов
граммовой гирькой выравнивают весы
как только весы выровнены их фиксируют и снимают показания.
Приложение 4
Алгоритм измерения окружности грудной клетки сантиметровой лентой:
измерение производится в состоянии покоя
ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках
руки опускают
у мальчиков лента проходит спереди ровно
у девочек под грудью (по IV ребру)
снимают показания.
Приложение 5
Алгоритм измерения ЖЁЛ и ОФВ:
включить питание прибора
установить мундштук
нажать кнопку «готов»
сделать максимально глубокий вдох, зажав нос и взяв мундштук в рот
произвести полный выдох (продолжительностью более 1 секунды)
рассчитать процентное отношение.
(ОФВ:ФЖЕЛ)•100%
Приложение 6
Алгоритм измерения мышечной силы рук:
отвести и вытянуть руку под прямым углом
максимально сжать пружину динамометра (предварительно обнулив и вернув кнопку обнуления в рабочее положение)
учесть результат (в кг).
Приложение 7
Алгоритм измерения частоты сердечных сокращений на лучевой артерии:
усадить пациента.
попросить пациента положить правую руку на стол ладонью кверху, и расслабиться. Локоть и кисть должны находиться на столе, а не на весу.
поместить II, III, IV пальцы правой руки на область лучевой артерии пациента, а I палец - со стороны тыла кисти. Слегка прижать артерию к подлежащим тканям и почувствовать её пульсацию.
взять секундомер. Подсчитать частоту пульса за 30 секунд, а затем полученное число умножить на 2.
Приложение 8
Границы нормальных вариантов массы тела при разной длине тела
у детей 16 лет
Варианты длины тела Мальчики Девочки
Длина
тела
(см) Масса тела (кг) Длина тела (см) Масса тела (кг)
Ниже среднего 157 от 42,4 до 65,0 152 от 41,9 до 62,3
158 от 43,3 до 65,9 153 от 42,6 до 62,9
159 от 44,2 до 66,7 154 от 43,4 до 63,6
160 от 45,0 до 67,6 155 от 44,1 до 64,4
161 от 45,9 до 68,5 156 от 44,8 до 65,1
162 от 46,8 до 69,4 157 от 45,6 до 65,8
163 от 47,7 до 70,2 164 от 48,5 до 71Д 165 от 49,4 до 72,0 Средний 166 от 50,3 до 72,8 158 от 46,3 до 66,6
167 от 51,2 до 73,7 159 от 47,1 до 67,3
168 от 52,0 до 74,6 160 от 47,8 до 68,1
169 от 52,9 до 75,5 161 от 48,5 до 68,8
170 от 53,8 до 76,3 162 от 49,3 до 69,5
171 от 54,6 до 77,2 163 от 50,0 до 70,3
172 от 55,5 до 78,1 164 от 50,8 до 71,0
173 от 56,4 до 79,0 165 от 51,5 до 71,7
174 от 57,3 до 79,8 166 от 52,2. до 72,5
175 от 58,1 до 80,7 167 от 53,0 до 73,2
176 от 59,0 до 81,6 168 от 53,7 до 74,0
177 от 59,9 до 82,4 169 от 54,4 до 74,7
178 от 60,7 до 83,3 179 от 61,6 до 84,2 180 от 62,5 до 85,1 181 от 63,4 до 85,9 Выше среднего 182 от 64,2 до 86,8 170 от 55,2 до 75,4
183 от 65,1 до 87,7 171 от 55,9 до 76,2
184 от 66,0 до 88,5 172 от 56,7 до 76,9
185 от 66,8 до 89,4 173 от 57,4 до 77,7
186 от 67,7 до 90,3 174 от 58,1 до 78,4
187 от 68.6 до 91,2 188 от 69,5 до 92,0 189 от 70,3 до 92,9 Высокий 190 от 71,2 до 93,8 175 от 58,9 до 79,1
191 от 72,1 до 94,6 176 от 59,6 до 79,9
192 от 73,0 до 95,5 177 от 60,4 до 80,6
193 от 73,8 до 96,4 178 от 61,1 до 81,3
194 от 74,7 до 97,3 179 от 61,8 до 82,1
195 от 75,6 до 98,0 196 от 76,4 до 99,0
Приложение 9
Границы нормальных вариантов массы тела при разной длине тела
у детей 17 лет
Варианты длины тела Мальчики Девочки
Длина тела (см) Масса тела (кг) Длина тела (см) Масса тела (кг)
Ниже среднего 160 от 47,5 до 70,2 152 от 42,1 до 61,5
161 от 48,2 до 71,0 153 от 42,9 до 62,2
162 от 49,0 до 71,7 154 от 43,6 до 63,0
163 от 49,8 до 72,5 155 от 44,3 до 63,7
164 от 50,5 до 73,3 156 от 45,1 до 64,4
165 от 51,3 до 74,0 157 от 45,8 до 65,2
166 от 52,0 до 74,8 158 от 46,5 до 65,9
167 от 52,8 до 75,5 Средний 168 от 53,5 до 76,3 159 от 47,3 до 66,6
169 от 54,3 до 77,0 160 от 48,0 до 67,3
170 от 55,0 до 77,8 161 от 48,7 до 68,1
171 от 55,8 до 78,5 162 от 49,5 до 68,8
172 от 56,6 до 79,3 163 от 50,2 до 69,5
173 от 57,3 до 80,1 164 от 50,9 до 70,3
174 от 58,1 до 80,8 165 от 51,7 до 71,0
175 от 58,8 до 81,6 166 от 52,4 до 71,7
176 от 59,6 до 82,3 167 от 53,1 до 72,5
177 от 60,3 до 83,1 168 от 53,8 до 73,2
178 от 61,1 до 83,8 169 от 54,6 до 75,9
179 от 61,8 до 84,6 180 от 62,5 до 85,3 181 от 63,4 до 86,1 182 от 64,1 до 86,9 183 от 64,9 до 87,6 Выше среднего 184 от 65,6 до 88,4 170 от 55,3 до 74,7
185 от 66,4 до 89,1 171 от 56,0 до 75,4
186 от 67,1 до 89,9 172 от 56,8 до 76,1
187 от 67,9 до 90,6 173 от 57,5 до 76,9
188 от 68,6 до 91,4 174 от 58,2 до 77,6
189 от 69,4 до 92,1 175 от 59,0 до 78,3
190 от 70,2 до 92,9 Высокий 191 от 70,9 до 93,7 176 от 59,7 до 79,0
192 от 71,7 до 94,4 177 от 60,4 до 80,8
193 от 72,4 до 95,2 178 от 61,2 до 81,5
194 от 73,2 до 95,9 179 от 61,9 до 82,2
195 от 73,9 до 96,7 180 от 62,6 до 83,0
196 от 74,7 до 97,2 197 от 75,4 до 97,9
Приложение 10
Возрастные критерии частоты пульса, бради- и тахикардии
Возраст Брадикардия Норма Тахикардия
резкая умеренная легкая легкая умеренная резкая
Новорожд. <100 <110 <115 120-140 >160 >175 >190
6 мес<90 <115 <125 130-135 >155 >170 >185
1 год <90 <100 <115 120-125 >130 >145 >160
2 года <90 <100 <105 110-115 >120 >135 >150
3 года <85 <95 <100 105-110 >115 >125 >140
4 года <75 <85 <95 100-105 >110 >120 >135
5 лет <70 <85 <95 98-100 >105 >110 >120
6 лет <70 <80 <85 90-95 >100 >105 >115
7 лет <65 <70 <80 85-90 >95 >100 >110
8-9 лет <60 <70 <75 80-85 >90 >96 >105
10-11 лет <58 <68 <73 78-84 >90 >95 >104
12 лет <55 <65 <70 75-82 >88 >92 >102
13-14 лет <52 <62 <67 72-80 >84 >90 >100
15 лет <60 <61 <65 73-80 >81 >95 >100
16 лет <60 <61 <69 73-84 >85 >97 >100
17 лет <63 <64 <65 73-83 >84 >87 >88
Приложение 11
Показатели силы мышц правой кисти у детей 3-17 лет
Возраст, лет Мальчики Девочки
3 3,4-6,2 2,6-5,0
4 3,0-7,5 3,1-6,0
5 6,5-10,3 4,9-8,7
6 9,6-14,4 7,9-11,9
7 11,6-15,0 8,4-14,4
8 14,4-20,8 12,0-17,8
9 16,4-22,8 14,8-20,3
10 18,1-25,7 15,5-21,3
11 20,7-27,9 19,0-26,6
12 20,1-31,1 19,2-28,8
13 21,5-3 5,5 23,8-28,6
14 26,0-44,4 25,2-34,5
15 33,6-39,6 25,1-33,9
16 40,4-56,0 26,6-37,2
17 43,6-58,2 28,7-36,2
Приложение 12
Оценка результатов спирометрии
Процентное отношение
(ОФВ:ФЖЕЛ)•100% 75-80% 55-75% 35-55% Ниже 35%
Результат Норма Умер. отклонение Значит. отклонение Резкое отклонение