Конспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)
Тема. А. Плещеев «Осенью». Рифма.Цель: познакомить учащихся со стихотворением А. Плещеева;
развивать навыки выразительного чтения;
расширять представление учащихся о рифме;
развивать внимание, память учащихся;
воспитывать интерес к поэзии
Оборудование: серия предметных рисунков на тему «Осень»;
карточки с рифмами;
стихотворение А.Н.Плещеева «Скучная картина»;
мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Беседа.
— Как вы думаете, что помогает писателям, композиторам, - художникам создавать прекрасные произведения, посвященные осени?
— Благодаря своему таланту, вдохновению, любви к природе и наблюдательности мастера искусства создают свои прекрасные произведения. Представьте, что вы оказались в осеннем лесу. В какие одежды он одет? Представьте, как с деревьев тихо опадают листья. На что они похожи? Какими бывают осенние дни? Мы тоже должны быть внимательны к природе, и тогда она откроет нам свои удивительные тайны.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Алексея Плещеева, научимся выразительно читать это стихотворение, узнаем, что такое рифма.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Знакомство с биографией А.Н.Плещеева Родился Алексей Николаевич Плещеев 4 декабря 1825 года в Костроме в дворянской семье. Детство его прошло в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький), на берегу Волги. Плещеев часто в стихах вспоминал свое детство, весёлые игры, старый сад, широкую Волгу, добрую, ласковую мать.
В пятнадцать лет Плещеев поступил в военную школу. Но вскоре ушёл из неё и стал студентом университета. Первые свой стихи Плещеев напечатал, когда ему было восемнадцать лет.
С тех пор он решил посвятить себя литературе. Плещеев хорошо знал литературу, особенно любил Лермонтова и Пушкина. Всю жизнь Плещеев считал, что долг поэта — служить своему народу. Он писал стихи о горе народном, о бесправии и нищете крестьянства, призывал к знанию. Много стихотворений посвятил Плещеев детям. Писателям, которые в его время писали для детей, Плещеев говорил; «Помните, что
маленькие читатели - будущие строители жизни». Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом.
-43815391160 Другая тогда была жизнь у ребят, другая школа. Но стихи эти интересны и современным школьникам.
315658596520
1548765120015А.Н.Плещеев00А.Н.Плещеев
Методика «Предугадывание»
- При помощи иллюстраций и слов составьте четверостишие. (Работа в группах)
16002001956435высохли00высохли-2286001956435о с е н ь
00о с е н ь
12192001664970к у с т ы
00к у с т ы
756285-114300
3.Работа над стихотворением А. Плещеева «Осенью»
а) Чтение учителем стихотворения.
б) Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.
в) Лексическая работа.
Озимь — всходы пшеницы, ржи, посеянных осенью.
г) Чтение учащимися стихотворения вслух по строфам.
— Какие строки произвели на вас самое яркое впечатление?
— В грустной осенней картине, описанной поэтом, есть один жизнерадостный штрих. Найди его.
е) Выборочное чтение стихотворения учащимися.
— Найдите строки, в которых описывается увядание природы.
— Как описаны в стихотворении кусты, ветер? Какие сравнения можно к ним подобрать?
— Какие отрывки из стихотворения вам бы хотелось проиллюстрировать?
ж) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Настройтесь на выразительное чтение стихотворения. Подумайте об интонации и смысловых паузах.
— Как передать грусть поэта, вызванную приходом осени? В каких строках запечатлен момент радости?
4. Знакомство с рифмой.
а) Ребята, давайте скорее играть. Разные будем слова подбирать! Любые слова говорите, ладно? Но только такие, чтоб вышло… (складно).
—Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?
(Синичка, невеличка, певичка.)
—К слову кошка?(Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка, сережка, матрешка.)
б) Прослушайте текст «Рифма».
— Что называется рифмой? Прочитайте определение рифмы, приведенное в учебнике.
в) Сегодня я вам прочитаю рассказ Б. Шергина «Рифмы», а ваша задача услышать рифмующиеся слова. Согласны?
РифмыВпереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит:- Дяденька, давайте играть в рифмы.- Это что такое - рифмы?- А давайте так говорить, чтобы складно было.- Давай.- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?- Моего папашу звали Кузьма.Шиш говорит:Я твоего КузьмуЗа бороду возьму!- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?Шиш говорит:- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.- Моего дедушку звали Иван.Шиш говорит:Твой дедушка ИванПосадил кошку в карман.Кошка плачет и рыдает,Твово дедушку ругает.Дядька разгорячился:- Это, зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?- Это дяденька, для рифмы.- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?- Меня зовут… Федя.Дядька говорит:Если ты Федя,То поймай в лесу медведя.На медведе поезжай,А с моей лошади слезай!- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.Дядька говорит:Если ты Степан,Садись на ероплан,На ероплане и летай,А с моей лошади слезай!- Дяденька, это я пошутил.
Меня зовут не Степан, а… Силантий.Дядька говорит:Если ты Силантий,То с моей лошади слезантий.- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».- Хотя и нет, все равно слезай! Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.г) Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.
5. “Создай свою строфу”
Упражнение, в основе которого детям предлагаю сложить из разбросанных слов гармоничную строфу.
— А сейчас каждая группа должна сложить своё четверостишие об осени по данным рифмам.
1 группа – картина – конца - льётся – крыльца
2 группа – рябина –под окном – деревушка – пятном
3 группа – гости – пришла – сердце – тепла
6. Выслушивание четверостиший.
7. Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Скучная картина…»
Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льётся,Лужи у крыльца,Чахлая рябинаМокнет под окном;Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гостиОсень к нам пришла?Ещё просит сердцеСвета и тепла!
V. ИТОГ УРОКА
— Со стихотворениями какого поэта мы познакомились на уроке?
— Что такое рифма?
— Что учились делать на уроке?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть стихотворение А.Н.Плещеева « Осенью», поиграть с родителями в игру «Рифма»