План открытого урока по физике на тему Закон Ома для участка цепи


Menu
Открытый урок 
обучения физике с использованием проектно-исследовательской технологии.
в 8 классе по теме: «Закон Ома для участка цепи»
Цель урока: Познакомить учащихся с законом Ома
Задачи урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: зависимость силы тока от напряжения на концах участка и от сопротивления проводника; закон Ома для участка цепи;
  развивающие: продолжить развитие логического  и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры проведения физического эксперимента; развитие творческих способностей учащихся, интереса к предмету;
воспитательные: воспитание умений работать в группе, самостоятельности, самоуправления, коммуникативных  способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок самостоятельное научное исследование.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, набор проволочных
сопротивлений,электрическая лампочка, выключатель, соединительные провода.
Раздаточный материал: бланки с тестами, инструктивные карточки для
проведения самостоятельного исследования, бланки с заданием
на закрепление нового материала.
ХОД УРОКА:
1.      Организационный момент
(подготовка учащихся к уроку, установление личного контакта учителя с учащимися)
                       О, сколько нам видений чудн
Готовит просвещенья ду
И опыт, сын ошибок  трудных,
И гений, парадоксов друг.
- Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия.
Для этого необходимо быть настойчивыми внимательными.
Работа нам предстоит большая, но интересная.
Я надеюсь, что вы с ней справитесь и получите положительные оценки
2.      Актуализация опорных знаний
       Прежде чем приступить к исследованию, проверим, как вы усвоили тему и достаточно ли у вас знаний по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление.
Я предлагаю выполнить тест «Установи соответствие»
После выполнения теста учащиеся проверяют правильность выполнения по слайду и ставят себе оценки в оценочный лист.
3.      Сообщение темы урока
 На слайде портрет Ома.
Учащийся: делает сообщение об ученом
Учитель: как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Учащиеся: о трудах этого ученого, об его открытиях.
Учитель: тема урока «Закон Ома для участка цепи»
Мы живем в век электричества.  Никто из нас не представляет свою жизнь без ТВ, компьютера, и ни один из них не может работать без тока. Мы рассмотрели 3 величины, которые относятся к электрическому току, а сегодня мы должны определить как они связанны между собой.

4  Изучение нового материала:
 Учитель сообщает учащимся, что они являются сотрудниками НИИ, в котором есть кафедры теоретической  и экспериментальной физики. Организует работу двух групп: каждая группа выступает в роли теоретиков, задача которых обосновать зависимость и экспериментаторов, задача которых проверить характер зависимости.
 ( учащиеся делятся на группы, получают задание, оборудование, выполняют задания, готовят отчет) Приложение 2
    Учитель предлагает учащимся представить результаты работы: теоретики, экспериментаторы.
  ( учащиеся оценивают работу каждого члена группы , выставляют в оценочный лист)
   Затем учитель обобщает результаты и сообщает, что предположение подтвердилось. Впервые к такому выводу пришел немецкий ученый, учитель физики Георг Симон Ом в 1827 году. Закон носит его имя.
 ( учащиеся записывают тему урока «Закон Ома для участка цепи», записывают формулу закона Ома,  изображают «магический треугольник» и определяют, как вычислить напряжение и сопротивление, находят в учебнике в параграфе формулировку закона) 
      5. Первичная проверка усвоения материала
          Беседа по вопросам:
       -какие величины входят в закон Ома?
         - как сила тока зависит от напряжения на концах участка?
        - как сила тока зависит от сопротивления участка ?
        - сформулируйте закон Ома?   
           ( учащиеся отвечают на вопросы)
6. Закрепление
          ( воспроизведение и применение знаний при решении задач)
Учитель организует коллективное решение задач (каждая группа решает одну задачу)

·      ( учащиеся решают задачу, если время ограничено, то устно, затем сообщают решение)
7. Итог урока
        ( обобщить полученные знания)
Учитель обращает внимание на вопросы, которые сформулировали (как зависит сила тока от напряжения сопротивления), выставляет оценки, учитывая оценку за знания, оценку группы и активность на уроке.
8 Домашнее задание
                
обязательное – п. 44, упр 19 (1-3 ) Уваровой Д сделать презентацию по теме «Закон Ома для участка цепи
  9. Рефлексия
А теперь пусть каждый из вас выразит свое отношение к уроку. (Сигнальные карточки «Было легко и интересно», « Было трудно, но интересно», «Было трудно и не интересно»)
Благодарит за работу, полезный и хороший труд.
           
 
 
 



 
 
 
 
 























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
 
 
ЛИСТ – ИНСТРУКЦИЯ
Задание: исследуйте зависимость силы тока от сопротивления  участка цепи при постоянном напряжении на концах участка.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, , ключ, проволочные сопротивления(1  Ом, 2  Ом,3  Ом), соединительные провода.
Рекомендации по выполнению задания:
1.Повторите правила включения в цепь амперметра и вольтметра.
2.Прочитайте внимательно рекомендации, подготовьте листы для записи результатов:
-         схема электрической цепи,
-         таблица записи измерений,
-         график зависимости.
3.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра,  проволочного резистора сопротивлением 1 Ом, ключа.
4. Измерьте  силу тока, результаты запишите в таблицу (сила тока и сопротивление)
5.Включите в цепь затем проволочное сопротивление 2 Ом, и проведите измерения силы тока. Повторите опыт с проволочным сопротивлением 3  Ом.
6.По полученным данным постройте график зависимости силы тока то напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
7.Сформулируйте вывод: сила тока (прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) сопротивлению.
8. Подготовьте отчет:
-название задания, используемое оборудование, схема опыта ( бланке)
-при выполнении измерений силы тока и сопротивления были получены следующие значения.(Бланк таблицы )
-по результатам  измерений построили следующий график .( бланк графика)
-вывод» Сила тока на участке цепи ( прямо пропорциональна или обратно пропорциональна)сопротивлению этого участка при постоянном напряжении на концах этого участка».
 
 
          
 
 
 
 
 



















Задание: обоснуйте на основе знаний о строении металлов характер зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.
 
1.      Вспомните, что представляет собой электрический ток в металлах?
   


2. Что такое сила тока, напряжение, сопротивление?
 


3.      Заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ:
 
« Мы знаем, что электрический ток в цепи – это ________________________.
Для существования электрического тока необходимо наличие заряженных частиц и _____________________.Чем действие электрического поля на заряженные частицы сильнее, тем заряд переносится через поперечное сечение проводника  _____________, а значит сила тока _________________
Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной -_________________________,значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения   ______________________ (прямо или обратно пропорционально)»
 
( если возникают затруднения, можете обратиться к тексту учебника на странице 96)
 
« Мы знаем, что электрический ток в металлах – это упорядоченное движение ________________. Свободные электроны взаимодействуют с
______________ кристаллической решетки металлов. В результате этого взаимодействия замедляется  _________________________________ и
сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду проходит электронов __________________. Значит, уменьшается ___________. Чем взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки (а  значит сопротивление проводника) больше, тем заряд сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду (значит сила тока) _____________.
Значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от сопротивления ________________________ (прямо или обратно пропорционально)».
 
( если возникнут затруднения, можно обратиться к тексту учебника на
странице 99)