План открытого урока по физике на тему Закон Ома для участка цепи
Menu
Открытый урок
обучения физике с использованием проектно-исследовательской технологии.
в 8 классе по теме: «Закон Ома для участка цепи»
Цель урока: Познакомить учащихся с законом Ома
Задачи урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: зависимость силы тока от напряжения на концах участка и от сопротивления проводника; закон Ома для участка цепи;
развивающие: продолжить развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры проведения физического эксперимента; развитие творческих способностей учащихся, интереса к предмету;
воспитательные: воспитание умений работать в группе, самостоятельности, самоуправления, коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок самостоятельное научное исследование.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, набор проволочных
сопротивлений,электрическая лампочка, выключатель, соединительные провода.
Раздаточный материал: бланки с тестами, инструктивные карточки для
проведения самостоятельного исследования, бланки с заданием
на закрепление нового материала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
(подготовка учащихся к уроку, установление личного контакта учителя с учащимися)
О, сколько нам видений чудн
Готовит просвещенья ду
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
- Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия.
Для этого необходимо быть настойчивыми внимательными.
Работа нам предстоит большая, но интересная.
Я надеюсь, что вы с ней справитесь и получите положительные оценки
2. Актуализация опорных знаний
Прежде чем приступить к исследованию, проверим, как вы усвоили тему и достаточно ли у вас знаний по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление.
Я предлагаю выполнить тест «Установи соответствие»
После выполнения теста учащиеся проверяют правильность выполнения по слайду и ставят себе оценки в оценочный лист.
3. Сообщение темы урока
На слайде портрет Ома.
Учащийся: делает сообщение об ученом
Учитель: как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Учащиеся: о трудах этого ученого, об его открытиях.
Учитель: тема урока «Закон Ома для участка цепи»
Мы живем в век электричества. Никто из нас не представляет свою жизнь без ТВ, компьютера, и ни один из них не может работать без тока. Мы рассмотрели 3 величины, которые относятся к электрическому току, а сегодня мы должны определить как они связанны между собой.
4 Изучение нового материала:
Учитель сообщает учащимся, что они являются сотрудниками НИИ, в котором есть кафедры теоретической и экспериментальной физики. Организует работу двух групп: каждая группа выступает в роли теоретиков, задача которых обосновать зависимость и экспериментаторов, задача которых проверить характер зависимости.
( учащиеся делятся на группы, получают задание, оборудование, выполняют задания, готовят отчет) Приложение 2
Учитель предлагает учащимся представить результаты работы: теоретики, экспериментаторы.
( учащиеся оценивают работу каждого члена группы , выставляют в оценочный лист)
Затем учитель обобщает результаты и сообщает, что предположение подтвердилось. Впервые к такому выводу пришел немецкий ученый, учитель физики Георг Симон Ом в 1827 году. Закон носит его имя.
( учащиеся записывают тему урока «Закон Ома для участка цепи», записывают формулу закона Ома, изображают «магический треугольник» и определяют, как вычислить напряжение и сопротивление, находят в учебнике в параграфе формулировку закона)
5. Первичная проверка усвоения материала
Беседа по вопросам:
-какие величины входят в закон Ома?
- как сила тока зависит от напряжения на концах участка?
- как сила тока зависит от сопротивления участка ?
- сформулируйте закон Ома?
( учащиеся отвечают на вопросы)
6. Закрепление
( воспроизведение и применение знаний при решении задач)
Учитель организует коллективное решение задач (каждая группа решает одну задачу)
· ( учащиеся решают задачу, если время ограничено, то устно, затем сообщают решение)
7. Итог урока
( обобщить полученные знания)
Учитель обращает внимание на вопросы, которые сформулировали (как зависит сила тока от напряжения сопротивления), выставляет оценки, учитывая оценку за знания, оценку группы и активность на уроке.
8 Домашнее задание
обязательное – п. 44, упр 19 (1-3 ) Уваровой Д сделать презентацию по теме «Закон Ома для участка цепи
9. Рефлексия
А теперь пусть каждый из вас выразит свое отношение к уроку. (Сигнальные карточки «Было легко и интересно», « Было трудно, но интересно», «Было трудно и не интересно»)
Благодарит за работу, полезный и хороший труд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ – ИНСТРУКЦИЯ
Задание: исследуйте зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на концах участка.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, , ключ, проволочные сопротивления(1 Ом, 2 Ом,3 Ом), соединительные провода.
Рекомендации по выполнению задания:
1.Повторите правила включения в цепь амперметра и вольтметра.
2.Прочитайте внимательно рекомендации, подготовьте листы для записи результатов:
- схема электрической цепи,
- таблица записи измерений,
- график зависимости.
3.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, проволочного резистора сопротивлением 1 Ом, ключа.
4. Измерьте силу тока, результаты запишите в таблицу (сила тока и сопротивление)
5.Включите в цепь затем проволочное сопротивление 2 Ом, и проведите измерения силы тока. Повторите опыт с проволочным сопротивлением 3 Ом.
6.По полученным данным постройте график зависимости силы тока то напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
7.Сформулируйте вывод: сила тока (прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) сопротивлению.
8. Подготовьте отчет:
-название задания, используемое оборудование, схема опыта ( бланке)
-при выполнении измерений силы тока и сопротивления были получены следующие значения.(Бланк таблицы )
-по результатам измерений построили следующий график .( бланк графика)
-вывод» Сила тока на участке цепи ( прямо пропорциональна или обратно пропорциональна)сопротивлению этого участка при постоянном напряжении на концах этого участка».
Задание: обоснуйте на основе знаний о строении металлов характер зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.
1. Вспомните, что представляет собой электрический ток в металлах?
2. Что такое сила тока, напряжение, сопротивление?
3. Заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ:
« Мы знаем, что электрический ток в цепи – это ________________________.
Для существования электрического тока необходимо наличие заряженных частиц и _____________________.Чем действие электрического поля на заряженные частицы сильнее, тем заряд переносится через поперечное сечение проводника _____________, а значит сила тока _________________
Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной -_________________________,значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения ______________________ (прямо или обратно пропорционально)»
( если возникают затруднения, можете обратиться к тексту учебника на странице 96)
« Мы знаем, что электрический ток в металлах – это упорядоченное движение ________________. Свободные электроны взаимодействуют с
______________ кристаллической решетки металлов. В результате этого взаимодействия замедляется _________________________________ и
сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду проходит электронов __________________. Значит, уменьшается ___________. Чем взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки (а значит сопротивление проводника) больше, тем заряд сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду (значит сила тока) _____________.
Значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от сопротивления ________________________ (прямо или обратно пропорционально)».
( если возникнут затруднения, можно обратиться к тексту учебника на
странице 99)