Урок физики в 8 классе «Закон Ома для участка цепи»

Урок физики в 8 классе «Закон Ома для участка цепи».
Составлен учителем математики и физики высшей категории «МКОУ Нижненарыкарская СОШ» Камышниковой Лидией Алексеевной.
Цель: сформировать у учащихся знания о зависимости между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением.
Задачи урока:
Образовательная: знать формулировку и формулу закона Ома для участка цепи, понимать зависимость силы тока на участке цепи от напряжения и сопротивления, и представлять ее в виде графиков, совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы.
Развивающие: Развитие внимания, речи, логического мышления, элементов изобретательских умений, рефлексии, способности к анализу. Стимулировать желание к самообразованию, самоорганизации.
Воспитательные: Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению. Содействовать формированию чувства ответственности, культуры общения, сплоченности коллектива.
Оборудование: источник тока, реостаты, амперметр, ключ вольтметр, соединительные провода. Компьютерное сопровождение: презентация «Закон Ома».

Ход урока:
У всех учащихся на партах лежат технологические карты «Закон Ома», которые заполняются в течении всего урока.
Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал бы исследовать.
И. Гете.
Сегодня на уроке мы будем исследовать зависимость между физическими величинами, а именно:
зависимость силы тока от напряжения на участке цепи;
зависимость силы тока в проводнике от его сопротивления.
Но сначала мы вспомним все, что мы знаем об электрическом токе и величинах, которые его описывают.
Повторение. Устная работа.
1 задание: Какое изменение нужно произвести в порядке расположения записей, чтобы получилась логическая цепочка? А) 1.Протон  2.Ядро  3.Молекула   4.Атом
В) 1. 1мОм   2. 1Ом     3. 1кОм     4. 1 МОм
2 задание: разгадайте анаграммы и найдите лишнее понятие в каждом столбике.
Мерапермт, атабор, пинжяренае, тольтеврм. (амперметр)
Илса отка, яздар, рямев, нееиросптилов. (сопротивление)
Львот, лунко, тюньон, памер. (Ньютон)
3 задание: Найди условное обозначение: источник тока, реостаты, амперметр, ключ вольтметр, соединительные провода.
Выполните тест. В это время у доски работают три ученика: 1- записывает формулы, 2- решает задачу по карточке.

Вопрос
Варианты ответов

1

Что является носителем электрического тока в металлах?
Е) атомы; Ж) ионы; З) электроны; И) протоны;

2

Среди приведенных выражений найдите формулу силы тока
А) I=q/t Б) I=PU В) I=qt Г) I=UR

3

Выразите 0,025В в милливольтах
И) 250 мВ К) 25 мВ Л) 2,5 мВ М) 0,25 мВ

4

Как следует включать амперметр в цепь?
Н) последовательно, независимо от полюсов; О) последовательно, учитывая полюсность П) параллельно независимо от полюсов; Р) параллельно, учитывая полюсность

5

Определите цену деления и предел измерения вольтметра
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Н) 0,5 В и 5,5 В; О) 1 В и 5, 5 В; П) 0,5 В и 8 В; Р) 1 В и 8 В

6

При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника?
О) 110 В; П) 220 В; Р) 330 В; С) 666 В.

7
Как следует включать вольтметр в цепь?

К)параллельно, независимо от полюсов; Л) последовательно, независимо от полюсов; М) параллельно, учитывая полюсность
Н) последовательно, учитывая полюсность

8
Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить вдвое, а толщину уменьшить вдвое?
А) Увеличится в 8 раз Б) Увеличится в 4 раза; В) Увеличится в 2 раза; Г) Не изменится.

В ответе зашифрована тема урока «Закон Ома».
2. Изучение нового материала.
Мы знаем три физические величины, с которыми имеем дело в любой электрической цепи. Назовите их. (Сила тока, сопротивление, напряжение).
Эти величины связаны между собой. Так как электрический ток – это..(продолжают ученики) и чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем больше сила тока в цепи. А что характеризует электрическое поле? ( Напряжение). Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Установим эту зависимость на опыте. (Схема установки на слайде).
Назовите приборы с помощью которых мы будем устанавливать взаимосвязь между силой тока и напряжением. Соберем цепь по схеме. Начертим таблицу, в которую будем вносить показания с амперметра и вольтметра.

·, (А)




U, (В)




По данным опыта строим график зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. Учащиеся делают вывод.
Теперь узнаем, как зависит сила тока от сопротивления. Что такое сопротивление?
В цепь по очереди включают проводники, обладающие сопротивлениями на 1, 2 и 4 Ом при постоянном напряжении. Результаты записываем в таблицу.
R, (Ом)





·, (А)




По данным опыта строим график зависимости силы тока от сопротивления. Учащиеся делают вывод.
Впервые в 1827 году к такому выводу пришел немецкий ученый, школьный учитель Георг Симон Ом, и закон носит его имя. Кроме того он открыл зависимость сопротивления проводника от его размеров. В старших классах вы будете изучать еще один закон Ома для полной цепи.
3. Закрепление знаний.
А) Решим задачи используя закон Ома.
1) Дано:
U=36 В
R=2 Ом
-------
I- ?

2) Дано:
I=7мА
U=3,5 В
-------
R-?


4. Самостоятельная работа.
1 вариант. Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12 В, сила тока равна 3 мА?
2 вариант. По данным на схеме найдите неизвестную величину.












Обменяйтесь тетрадями и проверьте, верно ли решена задача. Решение показано на доске.

5. Подведение итогов. Заполните до конца технологическую карту.
Технологическая карта урока
«Закон Ома»

ученика (ученицы):________________________________________________

№ п/п
Вид деятельности
Баллы
Баллы

1.
Устная работа в парах (взаимопроверка)
Мах 3б.



Выполнил(а) задание без ошибок
3



Выполнил(а) задание и допустил ряд недочетов
2



Менее половины правильно выполнил(а) задания
1



Не сумел(а) выполнить задание
0


2.
Работа с тестом(самооценка)
Мах 3 б.



Я все нашел(а) и записал
3



Я все нашел(а), но при записи допустил ряд недочетов
2



Я не все нашел(а) или не составил схему
1



Я не нашел(а)
0


3.
Практическая работа (работа в парах, самооценка)
Мах 4 б.



Я собрал(а) схему, снял показания амперметра, вольтметра, сделал вывод
4



Я собрал(а) схему, снял показания амперметра, вольтметра, но не сделал вывод
2



Я установил зависимость силы тока от сопротивления
1



Я не смог(а) собрать установку
0


4.
Решение задач (взаимопроверка)
Мах 2 б.



Я решил(а) все задачи
2



Я решил(а) 1 задачу
1



Я не решил(а) не одной задачи
0


5.
Для пользы дела




Закончи предложения:
теперь я знаю,
я понял, что....
я умею.
я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.).
я самостоятельно правильно выполнил..
я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации
мне понравился (не понравился) урок



Дополнительные баллы (самооценка)
Активность на уроке


До 3 баллов




ВСЕГО:
Максимум 15 баллов



Если я набрал(а)
От 12 до 15 – «5»
·
От 9 до 11 – «4»
От 7 до 9 – «3»
Ниже 7 баллов – надо позаниматься!!!
Удачи Друзья!


5. Домашнее задание. : п. 42-44 упр. 19 (1,3,7)

Default Paragraph Font Table Normal
No List Normal (Web) Table Grid