Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.


План урока по теме:
«Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома» (8кл.)
Цели урока:
Образовательная:  установить линейную зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи; сформулировать закон Ома для участка цепи.Развивающая: развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить простейший физический эксперимент; развитие речи, коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательная: содействовать формированию умения учащихся совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда, содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; показать роль ученого Г. Ома в развитии физики; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.
Тип урока: изучение нового материала; урок – эксперимент.
Технология развивающего обучения.
Структура урока:
Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
Выдвижение гипотез
Экспериментальная проверка гипотез
Выводы
Историческое подтверждение выводов. Закон Ома.
Оборудование: Экран с мультимедийным проектором. На столах учащихся: источники тока, ключи, резисторы c сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом, амперметры, вольтметры, соединительные провода, технологические карты урока, карточки с заданиями.Ход урока
Урок начинается с организационного момента, постановки учебной цели урока. Знакомить учащихся с технологической картой урока. Данная карта отражает весь ход урока, заполняется в ходе урока, затем вклеивается в рабочую тетрадь учащегося.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: В начале,  пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.
Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.
Учитель:  А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
Название величины.
Что характеризует данная величина?
По какой формуле находится?
В каких единицах измеряется?
Каким прибором измеряется или изменяется?
а) фронтальный опрос: заполнение таблицы 1 на доске и на технологических картах, учащиеся работают в парах.
Ученики: Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике.
 – формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение - величина, которая характеризует электрическое поле.
 – формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется  вольтметром.
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается – R, единица измерения 1Ом.
Учитель:  заполняйте таблицу 1 на ваших технологических картах. Таблица 1
Физическая величина Сила тока Напряжение Сопротивление
Обозначение I U R
Единица измерения 1 А 
(1 Ампер) 1 В(1 Вольт) 1 Ом
Прибор для измерения или изменения Амперметр
Вольтметр
Проводник

 
б) Выполняйте задания на ваших карточках: Карточки № 2 (содержат задания, раскрывающие умение учащихся читать схемы электрических цепей и находить в них ошибки).
2. Постановка проблемного вопроса учителем о связи между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи.
Учитель: Итак, сила тока, напряжение и сопротивление - это величины, характеризующие электрические цепи, значит, они взаимосвязаны между собой. Поэтому, какова тема нашего урока?
Учащиеся: Зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
Учитель: Значит, какова цель нашего урока?
Учащиеся сформулируют цель урока: установить взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
Учащиеся высказывают гипотезы.
3. Изучение новой темы через проведение физического эксперимента.
Учитель: Проверим ваши гипотезы экспериментально.
а) Задание № 2. Установим зависимость между силой тока и напряжением в цепи. В ходе выполнения эксперимента заполнить таблицу. Измерить силу тока при разных значениях напряжения. Затем построить график зависимости между силой тока и напряжением. Сделать вывод.
б) Задание № 3. Теперь установим зависимость между силой тока и сопротивлением в цепи. Вместе с учащимися проводить эксперимент. Соединяют последовательно источник тока, ключ, амперметр и данные им сопротивления. Измеряют силу тока.
К данному заданию подхожу дифференцированно. На партах, где сидят слабые учащиеся кладу по одному резистору в 1; 2 или 4 Ома. Для более сильных учащихся выдаю по два или три резистора с указанием их общего сопротивления в технологических картах.
По общим результатам групп учащиеся заполняют таблицу, строят график зависимости силы тока от сопротивления в цепи, делают вывод.
в) Составление количественной зависимости (формулы) между силой тока, напряжением и сопротивлением – совместная работа учителя и учащихся.
7239022860
- Такая запись носит название закона Ома для участка цепи:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом её записи (рис. 3)
 
I =U / R;U=I *RR=U / I
4. Применение полученных выводов и формул.
Задача 1. К доске вызвать двоих учащихся.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано:
U = 220 ВR = 50 Ом
I – ?Решение:


Ответ: 4,4 АЗадача 2.
На рис.4  изображен график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Определите сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
 
Рис. 4
Учитель:  Решаем эту задачу по вариантам. Вариант 1 – находит сопротивление проводника А. Вариант 2 – находит сопротивление проводника В.
Вариант 1.
Дано:
U = 6BI = 3A
RA –  ?Решение:
;

Ответ: 2 Ом
Вариант 2.
Дано:
U = 4B I = 1A
RB – ? Решение:

;
Ответ: 4 Ом.
Ученики:  2 Ом < 4 Ом , значит   RA <  RB,  сопротивление проводника А меньше, чем сопротивление проводника В.   
а) Работа по учебнику 8кл. § 44, стр. 101 – формулировка закона Ома.
б) Презентация одного из учеников «Георг Ом».
4. Подведение итогов урока – через рефлексию.
Учащимся предлагается выполнить задание карточки №3.
Эта карточка содержит небольшой тест, состоящий из четырех вопросов и анализ своей деятельности на различных этапах урока. Данная карточка сдается затем учителю.
5. Домашнее задание записано в технологической карте.
Весь ход урока сопровождается проецированием слайдов на экран презентации урока.