Урок литературного чтения Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени
Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих
по УМК «Школа России».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста, формировать у учащихся деятельностные способности.
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, умению выражать свои мысли и высказывать обоснованно своё мнение, развитию мышления, воображения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Воспитывающие:
Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, способствовать воспитанию интереса к урокам литературного чтения, пониманию ценности времени, важности воспитания в себе положительных качеств личности.
Задачи:
Метапредметные:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся познакомились с творчеством Е.Шварца, умеют находить нужную информацию вкниге ,взаимодействовать друг с другом.
Метапредметные:
Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1 )Речевая разминка.
Скороговорка:
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Пословица:
Где умному горе, там глупому веселье.
Задание: --Прочитайте пословицу и объясните смысл.
--Прочитайте с разной интонацией.
Грустно.
Весело.
Удивлённо.
Иронично.
2.Постановка темы цели урока.
Тема нашего урока спряталась в этих загадках.
Без ног и крыльев оно, быстро летит,не догонишь его.(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья не бейте нас.(Часы.)
Кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой.
Урок литературного чтения посвятим произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» в разделе “Делу – время, потехе – час”.
-Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в городе Казань в семье врача. После окончания гимназии поступил учиться на юридический факультет Московского университета. После его окончания уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается на работу в театральную мастерскую. Любовь к театру будущему писателю привили его родители. Отец прекрасно пел, играл на скрипке. Родители обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Сам Евгений Львович Шварц замечательно танцевал, пел, владел искусством пантомимы. Ему пророчили большое актёрское будущее, но его манила литература. Написал много сказок для детей, рассказов для взрослых, пьес для постановки в театре.
- А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны при чтении текста и кто лучше знает материал.)
-Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Работа в группах.
- У вас для работы в группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо- + напротив этапа , если хорошо, но с ошибками, недочетами – половина +, плохо поработали –.
- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть в конверт. Давайте попробуем собрать из слов пословицы.
(Учащиеся собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Откладывай безделье, да не откладывай дело» «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки».).-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы дете - А какая главная пословица,
4.Работа по теме урока.
-Кем был Петя Зубов?
-Почему с ним произошла такая история?
-Я хочу проверить внимательно ли вы читали сказку. Для этого я подготовила вам задание для самостоятельной работы. Вам необходимо в правильной хронологической последовательности расставить происходящие события.
(самостоятельная работа на индивидуальных карточках)
(после выполнения работы учащиеся сдают карточки и проверяют коллективно правильность выполнения)
Работа в группах: (Угадывают произведение).
Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло. Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные ручки). Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны!
«Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой. Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.»5.Физкультминутка.(Под музыку Моцарта «Осенний вальс».
«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. В каком классе учился Петя Зубов?
А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом
2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?
А) он не мог играть с друзьями
Б) он не мог теперь реализовывать свои мечты
В) он ничему не успел научиться
3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?
А) она прыгала через скакалочку
Б) она прыгала на одной ножке
В) она играла в мяч Г) она играла в классики
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. - Чему научила вас эта сказка ?- Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.
А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями)8.Дифференцированное домашнее задание (карточки).
- Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел “Делу время – потехе час”, найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела, приготовить игры. физминутки для отдыха, презентацию как вы проводите свой день или свободное время. По вашим выполненным работам создадим книгу. Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.