Урок литературного чтения для 4 класса Е. Л. Шварц  Сказка о потерянном времени 
Технологическая карта урока
Предмет : Литературное чтение   
Дата : 11.01.2017
Учитель начальных классов : Бахича А. Э.
Тема урока Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели урока: Познакомятся с произведением  Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;
Научатся : называть специфические особенности жанра  литературной сказки , выделять главную мысль  произведения  под руководством  учителя , характеризовать  героя произведения  на основе его намерений и поступков.
Образовательные
Познакомить учащихся  с творчеством  Е. Л. Шварца ; совершенствовать  умение  выборочно читать  и выборочно пересказывать текст  для доказательства своих мыслей ;
Развивающие 
Способствовать  раскрытию  нравственного смысла  сказки 
Воспитательные 
Учить детей бережно  относиться  к своему времени  и времени других , ценить время
Тип урока
Освоение нового материала
Форма урока Комбинированная 
Опорные понятия, термины
Литературная сказка , волшебная сказка с элементами фантастики,  пословицы, толковый словарь, синонимы, антонимы .
Новые понятия
Значение новых слов : ходики, керосиновая лампа , окладистая , пола, полы
Формы контроля
Чтение, ответы на вопросы , анализ текста .
Домашнее задание 
Перечитать еще раз прочитанную в классе часть  «Сказки о потерянном времени»
Е. Шварца. Подготовить чтение по ролям отрывка , в котором  старики –школьники ищут друг друга . Придумать свое продолжение  сказки и написать в тетради  по чтению или оформить  в виде книжки-малышки
Оборудование
Портрет писателя, презентация к уроку, смайлики , учебник , компьютер , телевизор, аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой   Литературное чтение .
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудни-чества)
1.Органи-зация начала 
урока
Проверка готовности  к уроку .-Проверим готовность к уроку.
Друзья мои ! я очень рада 
Войти в приветливый  ваш класс .И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю : каждый в классе гений , 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите  шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним  урок!
Но не обычный , повседневный 
Урок мы с вами проведем .Увидим мы театр волшебный , на сцену сказку позовем…
Сообщают о готовности к уроку .Фронтальный, индивидуаль-ныйП-осознавать сущность  и значение литературных сказок  как части русской национальной культуры. 
Уметь слушать 
II.Актуализа-ция опорных знаний
Проверка домашнего задания
Речевая разминка , дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе .Организует речевую разминку с развития техники чтения :правильного  произношения слогов без искажения и их звукового состава , осознание читаемого текста . 
-Прочитайте стихотворение  друг другу , разделяя слова на слоги .
-Прочитайте друг другу орфографически.
-прочитайте орфоэпически .-Приготовьтесь читать выразительно .-Почему автор называет учебник учителем?
-Как вы думаете , от кого зависит  успех  в учебе –от учителя или ученика?
-Действительно , успех в учебе  в огромной степени  зависит о вашего  трудолюбия и старания . А сейчас  переходим  непосредственно к теме урока.
Отвечают на вопросы учителя . Рассказывают о выполненной дом работе.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя  по речевой  разминке.
-учитель у меня  в портфеле !-Кто? Быть не может ! Неужели ?-Взгляни,  пожалуйста ! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
-Из учебника мы узнаем много нового , он помогает нам в учебе . Когда дома, самостоятельно  изучаем  то , что пропустили  по учебнику , он нас тоже учит. 
-Каким бы ни был талантливым  учитель , он не может научить  того , кто не хочет учиться и ничего не делает  Фронтальный, индивидуаль-ныйВыделять существенную информацию  из текста .Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта . уметь слушать  в соответствии с целевой установкой III.Сообще-ние темы урока. Определение целей  урока
Учитель может начать урок с пословиц, которые записаны на доске:
Скучен день до вечера , коли делать нечего.
Откладывай безделье , да не откладывай дела.
-Встань рано , вразумись здраво , исполни прилежно .
-Прочитайте пословицы . Как вы их понимаете ?
-Что объединяет  все пословицы?
-Какие еще пословицы  на данную тему вы знаете?
-Одна из пословиц дала название новому разделу , который мы начинаем изучать . Прочитайте ее. 
-Как вы думаете , о чем будут произведения в разделе  с таким названием ?
-Прочитайте загадки и отгадайте их.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит , 
Не догонишь его.
                         (время)
Мы ходим ночью , ходим днем ,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час , 
А вы, друзья, не бейте нас.
                           (Часы) 
-Подумайте и скажите , как могут быть связаны между собою слова-отгадки?
-открывает  раздел « Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
-Знакомо ли вам это имя? Какие произведения  Е. Л. Шварца вы знаете ? Поднимите  руку , кто это произведение  еще не читал. Как вы думаете , о чем это произведение ?
-Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению , ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения ; познакомимся с биографией  Е. Л. Шварца.
Обсуждают тему урока. Отвечают  на вопросы учителя, формируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную  направленность  текста , выделяют  главных героев. Под руководством учителя  определяют  задачи  чтения и составляют  план чтения.
Учащиеся называют пословицы.
Перечисляют произведения Е. Л. Шварца. 
Высказывают предположения.  Фронтальный, индивидуаль-ныйПринимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать ,находить общее и различия , делать выводы .Осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной  форме. Обсуждают тему урока.
Называют пословицы
IV.Подготов-ка
к восприятию произведения 
Знакомство с биографией автора
Рассказывают о творчестве автора , свой рассказ сопровождает показом портрета произведения .
-Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец , земский врач , прекрасно пел, играл на скрипке . 
«Словно сошел со страниц чеховского рассказа», -говорили  о нем друзья Евгения . Под стать мужу была и жена .родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. 
Учитель показывает презентацию и продолжает рассказ о писателе.
-Что хотите сказать ?-Какие открытия сделали?
-Что вам особенно запомнилось ? О чем бы хотели рассказать?
Слушают рассказ учителя , рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию , выделять последователь-ность 
развития сюжета. V.Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем. 
Первичное закрепление  произведения  Проводит словарную работу
-объясните значения слов , выражений , записанных на доске .Проверьте свои ответы по толковому словарю .
-Подберите синонимы к словам  «хмурый», «сберечь».
-Подберите антонимы к словам  «состариться», «трудиться»
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив  целевую установку.
-как вы думаете , что может произойти с человеком , который бессмысленно  ,бездарно  проводит свое время , который попросту теряет его?
-А вот что случилось с детьми , учениками начальных классов  , из «Сказки о потерянном времени « Евгения Шварца.
-Как звали героя  сказки? Что с ним произошло?
-Когда происходят события , описанные в произведении?
-Где случилась эта история?
Учитель  и учащиеся читают часть  «Сказки…» до слов :«Город еще не проснулся»
-Как выдумаете , сумеют ли дети  вернуть свои годы?
-Какие чувства у вас вызывают  у вас поведение ребят ?-В каких словах , по вашему мнению , заключается  главная мысль прочитанной нами части ? Прочитайте  их.
-Благодаря  чему школьникам  опять удалось  стать детьми ?-Чему их научила  происшедшая с ними история ?-А чему  она научила вас ?-В  каких  строчках заключается  главная мысль произведения ? Прочитайте их. 
-Кто является главными действующими  лицами  второй части ? На какие две группы  их можно
 разделить ?Составьте  таблицу  «Герои  сказки».
-По каким признакам  искал Петя   старичков-школьников ? Почему?
-Почему именно этих детей злые волшебники превратили  в старичков ?-Что поможет детям  вернуться к нормальной жизни?
Работают с толковым словарем:
Окладистая (борода)-широкая , густая.
Керосиновая(лампа)-лампа , заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль , накрытый стеклянным колпаком , освещает помещение 
Ходики - небольшие настенные часы  с гирями и маятником.
Пола, полы-нижняя часть раскрывающейся одежды.
-Хмурый-угрюмый , ненастный , невеселый , печальный.
-состариться –помолодеть.
-трудиться –бездельничать , лениться , лодырничать.
Петя Зубов. Он внезапно постарел .-В середине XXвека .Керосиновая лампа, счеты , часы –ходики, газета «Пионерская правда «- приметы того времени.
-В городе .Петя попал в лес , в избушку злых волшебников .
Прослушивают текст . Отвечают на вопросы , определяют  жанр произведения . Отвечают на вопросы учителя. Доказывают , аргументируют свою точку зрения. 
 Составляют таблицу «Герои  сказки»
Дети   Злые волшебники
Петя Зубов Сергей Владимиро-вичМаруся Поспелова Ольга Капитоновна
Надя Соколова Марфа Васильевна
Вася Зайцев Пантелей  Захарович
       Работа в паре
Фронтальный, индивидуаль-ныйОсуществлять анализ произведения .Осознанно  и произвольно строить речевое высказывание  в устной форме, обосновывать свое мнение ,согласовывать  усилия  по решению учебной задачи .
Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату Договариваются и приходят к общему мнению при работе  в паре.
VI.Повторное чтение и анализ произведения  Организует повторное ,выборочное чтение и обсуждение содержания произведения . Организует дискуссию , выслушивает  мнения , подводит итог. 
-Что узнали  о Пете Зубове?
-Прочитайте  по ролям отрывок , из которого мы узнаем , при каких обстоятельствах Петя  узнал о происшедших с ним  переменах .
-Прочитайте  о том , как встретился Петя с мамой.
-О чем думал Петя после встречи с мамой?
-Найдите отрывки , с помощью которых автор  показывает , что все люди вокруг  трудятся . 
-Расскажите , как Петя нашел первую девочку , превращенную в старушку.
-Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?
-Одинаково ли было поведение детей?
-Как могло произойти обратное превращение ребят .-Почему они смогли победить волшебников ?-Как вы относитесь к ребятам ?-А как  к ним автор относится ?-Заметили ли вы , что в сказке автор употребляет  пословицы и поговорки ?Найдите и объясните их смысл . 
-К какому литературному жанру  относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите. 
Участвуют  в коллективной беседе  и дискуссии , корректируют , изменяют свою точку зрения . 
Делают выводы  и  свои ответы подтверждают  выдержками  из текста произведения. 
-Петя и Маруся  уже знали  о том , что с ними произошло , а другие ребята  еще продолжали лодырничать .
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы , читают пословицы
Фронтальный, 
индивидуаль-ный  Осуществлять анализ , формулировать свое мнение , строить монологическое высказывание . Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.  Участвуют  в коллектив-ной беседе  и дискуссии ,VII.Домаш-нее задание  Объясняет домашнее задание 
Перечитать еще раз прочитанную в классе часть  «Сказки о потерянном времени»
Е. Шварца. Подготовить чтение по ролям отрывка , в котором  старики –школьники ищут друг друга . Придумать свое продолжение  сказки и написать в тетради  по чтению или оформить  в виде книжки-малышки  Внимательно слушают , задают уточняющие вопросы. Фронтальный, индивидуаль-ныйОсознавать , принимать и сохранять учебные задачи VIII. Итог урока. Рефлексия  Оценка результатов выполнения заданий на уроке , в том числе чтения . Организация  подведения итогов  урока обучающимися . Учитель предлагает  оценить работу  на уроке , заполнив таблицу самооценки.  Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние  на уроке. Проводят самооценку , рефлексию. Выбирают один из смайликов  и объясняют  свой выбор (радостное  настроение , безразличное , грустное , печальное  настроение)
 Фронтальный, индивидуаль-ныйОсуществлять самоконтроль  учебной деятельности