Реализация воспитательной составляющей ФГОС как интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.


В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
В этом году я веду два кружка «Умелые ручки» и «Юный исследователь». Позвольте рассказать Вам о работе моего кружка «Юный исследователь».
Программа «Юный исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Юный исследователь» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
Программа кружка поделена на модули:
Познавательные процессы
Исследовательские умения. Самостоятельная исследовательская практика
Наблюдения, опыты и эксперименты
В первом полугодии мы работали с первым модулем «Познавательные процессы».
Первые вводные занятия были посвящены тому, что проводились беседы о том, как и при помощи чего человек познаёт мир, откуда он может получить информацию об окружающем мире. А дальше мы выяснили, что без постоянного развития, получения новых данных человек развиваться не будет. Именно поэтому мы на кружке будем заниматься развитием мыслительных и познавательных процессов.
Каждое наше занятие начинается с разминки.
Дети читают простые вопросы и должны дать на них быстрый ответ. Но… всё же некоторые вопросы вызывают затруднение со стороны детей, в этом и начинается процесс ПОЗНАНИЯ.
РАЗМИНКА
1.Сколько глаз у одной мыши?
2.Какой сейчас идёт месяц па счёту в году? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий месяц?
3.Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? А на двух?
4.Сколько, братьев у Ниф-Нифа? Кто они?
5.Как звали друга Карлсона?
6.Что в голове у Винни-Пуха?
7.Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
Если с 1 по 6 вопросы не вызывают особых осложнений, то на 7 - получаю различные варианты ответов и здесь приходится выходить на практику и рассматривать палочки и считать, а ведь именно эти незначительные задания, и именно они выходят на уровень развития, именно они идут в задания для олимпиад и на уроках для устного счёта. Дети, которые посещают кружок, теперь щёлкают их «как орехи»! И это большой показатель для работы с детьми.
РАЗМИНКА
1.Что не существует, но имеет название? (НИЧЕГО)
2.Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной Королевой?
3.Как называют ребёнка собаки?
4.Как звали мудрого питона – друга Маугли?
5.Как звали самого известного обитателя Цветочного города?
6.Какая самая любимая пора школьников?
7.Как называют дедова сына?
РАЗМИНКА
1.Как называется место, где принимают в стирку бельё?
2.Как называется место, где тебя лечат?
3.Как называется место, где хранят автомобили?
4.Как называется место, где держат самолёты?
5.Как называется место, где дома готовят еду?
6.Как называется место, где работают клоуны?
Я не даю ответы сама, а спрашиваю о том, где можно найти ответ на вопрос? И здесь нам приходят на помощь современные средства – ИНТЕРНЕТ. Я предоставляю детям возможность самим найти, что значит это слово.
ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ!!!
Ну а теперь представлю к вашему вниманию некоторые моменты наших занятий.
Тема: Задания для агента 007.
РИСУНОК ПЕРЕВЁРНУТ
- Послушайте внимательно слова, которые я вам сейчас назову. Постарайтесь их запомнить.
(Читать слова с интервалом 3 сек)
ЧАСЫ, УТЮГ, КРАСКИ, ШАПКА, СЫР, ПОРТФЕЛЬ, СОСИСКИ, КАРАНДАШ, САПОГИ, ЖИЛЕТ.
43434030480000
- Теперь поставьте любой значок только возле тех предметов на рисунке, чьи названия прозвучали.
ПРОВЕРКА!!!!



Тема: Верни всё на свои места.
-55626018542000
Тема: Раз словечко, два словечко.

Задания ТИПА «КОРРЕКТИРОВЩИК».





Выполняя эти задания дети сравнивают, анализируют, обобщают, познают, т. е . всё то, что ставлю своей целью для данного кружка.
Тема: Все в Цифропарк!

- Мы очень любим графические диктанты, которые не только развивают математические понятия, но и развивают мелкую моторику руки, позволяют проводить воспитательные и познавательные беседы.

Это совсем малая часть тех заданий, которые мы выполняли с детьми, но вижу, что ребята с удовольствием и интересом приходят на кружок. Ждут новых заданий. Начинают помогать мне в работе. Так на переменах в классе они пытаются сами составлять графические диктанты и дают задания своим товарищам, которые не были на нашем кружке. В составлении графических диктантов мне помогает книга В.Т. Голубь «Графические диктанты». Если я дала им своё задание, как изобразить утку, то они уже приносят сами свой рисунок. Дети активно включаются в эту работу. Тем самым они заинтересовывают своих товарищей и начинают работать самостоятельно.
394906530099000
-66103520637500

Во втором полугодии нам предстоит ещё более интересная работа. Мы должны познакомиться с тем, что такое исследование, как можно исследовать, кто исследовал и что можем исследовать мы. На с ждут впереди следующие основные темы из модулей «Исследовательские умения. Самостоятельная исследовательская практика» и
«Наблюдения, опыты и эксперименты» :Научные исследования и наша жизнь.
Методы исследования
Учимся работать с книгой
Учимся работать с научным текстом.
Учимся работать с научно-познавательной литературой.
Мини-курс «Тайны великих открытий»
Мини-курс «К царице всех наук»
Мини-курс «Там, на неведомых дорожках»
Мини-курс «От древнего человека до наших дней»
Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.
Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»
Презентация результатов исследования на «Школе исследователя»
Спасибо за внимание и вашу работу вместе со мной.


29146510604500
205740197294500
4398-14859000
02159000
133356445250085725323532500